Сегодня 102 года!
Вот что пишет РИА Новости:
7 ноября в России отмечается памятная дата – День Октябрьской революции 1917 года.
7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в ходе происходящих в России политических событий в Петрограде
(с 1924 года – Ленинград, с 1991 года – Санкт-Петербург) было свергнуто Временное правительство, и провозглашена власть Советов рабочих и солдатских депутатов.
На всей территории государства переход власти от органов управления Временного правительства к революционным комитетам и Советам происходил на протяжении осени 1917 года – весны 1918 года.
В результате Октябрьской революции 1917 года изменился государственно-политический, идеологический и общественно-экономический строй страны.
Она привела также к глобальным изменениям в системе международных отношений,
способствовала развитию революционных процессов и национально-освободительного движения в мире.
.......................
Итак, сегодня:
7 ноября 2020 года — 103-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции,
на семь десятилетий определившей судьбу России и тесно связанных с нею народов и территорий Евразии.
Этот день уже не является государственным праздником,
однако отмечается левыми силами, социалистами и коммунистами в Москве, Петербурге и других регионах Российской Федерации.
Заметки на 7 ноября 2020 года
Радение о будущем
Незаметно подошла и так же незаметно уйдёт 103-я годовщина вооружённого восстания в Петрограде 25 октября / 7 ноября 1917 года
– события, которое в памяти наших отцов было Великим Октябрём.
События, которому суждено было перевернуть жизнь народов развалившейся Российской империи,
стать всемирно-историческим, открыть эпоху Великой Октябрьской социалистической революции.
Сейчас в учебниках обо всём этом написано другими словами, но как долго проживут учебники,
которые закрепляли итоги горбачёвской «перестройки» исторической памяти народа? Народа одной Большой страны…
Историческая память – единая, целостная ткань. Это долг памяти о наших отцах.
Её сохранение – обязательное условие сохранения Отечества. Из исторической памяти нельзя что-то вычеркнуть, полагая, что она не отомстит.
Нельзя рвать память народа на куски.
Сложно праздновать Великую Победу 1945 года, отделяя её от связи с Октябрём 1917-го.
И сложно обличать фальсификаторов истории Второй мировой и Великой Отечественной войн,
умалчивая о роли Сталина (или Ленина) в истории России/СССР…
* * *
Великий князь Александр Михайлович, дядя последнего Всероссийского императора Николая II, оставил в своих очень интересных воспоминаниях, изданных в Париже в 1932 году, примечательную запись:
«На страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин,
который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской империи…»Великого князя не заподозришь в стремлении возвысить Ленина.
Когда так отзывается о тебе твой противник (к тому же человек острого ума),
в объективности отзыва сомнений не возникает.Итак: интернационалист на страже русских национальных интересов… Запомним эту формулу.
Это – урок русской истории, который ещё может понадобиться. Так детям в школе бывает вдруг нужен урок, не до конца выученный ими раньше.
* * *
А кто же с таким упорством старался о разделе Российской империи, что Ленину приходилось противостоять упорствующим, «не щадя сил»?Беру ещё одну книгу. «Агония Российской империи. Воспоминания офицера британской разведки» Роберта Брюса Локкарта,
работавшего в январе – сентябре 1918 года главой специальной британской миссии при cоветском правительстве, не раз встречавшегося с Лениным
(книга, замечу, содержит одну из интереснейших характеристик личности советского вождя).Читаю: «Единственной целью каждого русского буржуа (а 99% так называемых лояльных русских принадлежали к буржуазии)
была интервенция британской армии (а если не британской, так германской)
для восстановления порядка в России, подавления большевизма и возвращения буржуазии её собственности».Что здесь добавить?
Ведь «лояльными русскими» в определении англичанина Локкарта были российские граждане, лояльные Британской короне. Встречались такие…«Единственная цель каждого русского буржуа», осуществись она в Гражданской войне, предопределила бы расчленение государства не в 1991 году,
а гораздо раньше.
В 1917-1922 годах Ленин и большевики спасли Историческую Россию от расчленения.
Эту нехитрую истину надо бы усвоить; может быть, её когда-нибудь запишут в учебники.
* * *
У профессора В. Катасонова и доцента Н. Платошкина нет, наверное, возможности доспорить их спор о том,
какой общественно-экономический строй существует сейчас в Китае – государственный капитализм или социализм.Однако ответ в этом споре, отнюдь не бесполезном, стал бы и ответом на вопрос об основаниях эпопеи,
в результате которой слаборазвитая КНР 1970-х годов превратилась во вторую сверхдержаву мира,
заместив советскую сверхдержаву и сохранив биполярное мироустройство, наиболее устойчивое из всех миросистем.Культура – тоже политика. Иногда она может становиться политикой первого плана.
Говорят, в школьную программу по литературе в Китае входит обязательное изучение романа Николая Островского «Как закалялась сталь».
В нашей стране (до 1991 года) этот роман издавался многократно на 75 языках народов СССР общим тиражом свыше 53 миллионов экземпляров.
По-моему, цифры значат. Сейчас в РФ эту книгу не знают, из школьной программы она изъята.А в Китае Николая Островского знают. Знают и изучают.
Я спрашиваю: кто возьмёт на себя смелось утверждать, что между изучением китайскими детьми советского романа «Как закалялась сталь»
и стремительным возвышением Китая нет никакой связи?Что между знакомством с образом Павла Корчагина (как обязательным элементом воспитания) и успехом начатых в 1978 году реформ Дэн Сяопина ничего общего?
Связь есть, она – элемент того, что я называю стратегической культурой.
И удивляться остаётся лишь тому, с каким постоянством отечественный опыт учит «чужих», но не учит «своих».
* * *
Беру большую ленинскую статью «Грозящая катастрофа и как с ней бороться».
Ленин начал её писать 10/23 сентября 1917 года, когда блуждать по экономической пустыне, в какую превращало Россию правительство Керенского,
оставалось (до вооружённого восстания в Петрограде) 40 дней.
«России грозит неминуемая катастрофа… и ничего не делается…
А между тем… способы борьбы с катастрофой и голодом имеются… и… меры эти не принимаются… исключительно потому,
что осуществление их затронет неслыханные прибыли горстки помещиков и капиталистов».
Ленин перечисляет эти меры, подчёркивая, что они общеизвестны:
«...контроль, надзор, учет, регулирование со стороны государства,
установление правильного распределения рабочих сил в производстве и распределении продуктов,
сбережение народных сил, устранение всякой лишней траты сил, экономия их»…
«Социализм, – говорит Ленин, – есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия,
обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией. Тут середины нет».
Вот и ответ на ленинский вопрос «Можно ли идти вперёд, боясь идти к социализму?», и разрешение спора Н. Платошкина с В. Катасоновым.
* * *
Американский историк и литературный критик Хейден Уайт верно заметил: исторические тексты, как и любые тексты об обществе и человеке, создаются для того, чтобы влиять на будущее (из книги «Метаистория»).
Более образно выразил ту же мысль историк Михаил Гефтер (1918-1995): «Мы идём в будущее спиной вперёд, всматриваясь в прошлое».
И дате 7 ноября не следовало бы выпадать из «исторического текста», который пишет наша страна в XXI веке – выпадать и превращаться в «Дедовские плачи».
Если, конечно, мы радеем о будущем.
https://www.fondsk.ru/news/2020/11/07/z … 52202.html