Незваные гости с моря
В настоящее время самыми крупными и мощными военно-морскими силами располагают США. Возможности их ВМС позволяют одновременно патрулировать большинство районов мирового океана и, при соответствующей необходимости, выполнять боевые задачи, добираясь до нужного места в течение нескольких дней.
Вполне понятно, что наибольшие стратегические интересы США прямо или косвенно связаны с северным полушарием планеты, где находится большинство крупных и развитых стран.
Поэтому немалая часть американских боевых кораблей постоянно дежурит в северных районах Атлантики, Тихого океана и близлежащих морях. Можно было бы порадоваться за ВМС США, но не получится.
Их походы порой могут представлять угрозу для нашей страны. Американские корабли, равно как и корабли стран НАТО, регулярно появляются у российских территориальных вод, что дает определенные основания для опасений.
Наиболее примечательным и в то же время опасным районом патрулирования американских кораблей является Черное море. По различным оценкам, общая продолжительность их пребывания в нейтральных водах этого моря и портах дружественных стран равняется 280-300 дням в году. Известный журналист А. Караулов, не уточняя конкретный год, называет цифру в 287 дней.
С немного меньшей интенсивностью идет американское патрулирование других регионов рядом с российскими территориальными водами. Вне зависимости от точных цифр и официальных причин такого пребывания, подобная ситуация смотрится неоднозначно и поэтому привлекает внимание российских военных и дипломатов.
В то же время, с юридической точки зрения ситуация является самой нормальной. Одна сторона пользуется правом совершать походы в нейтральных водах, а другой приходится наблюдать за этим и принимать соответствующие меры, но на своей территории.
При всей сложности ситуации предпосылки к ней просты и понятны. Заход американских или натовских кораблей в акваторию того или иного моря имеет под собой сразу несколько оснований.
Во-первых, это демонстрация силы. Даже один современный боевой корабль способен доставить противнику массу неприятностей, не говоря уже о полноценной ударной группе. Заход в море или в порт наглядно показывает способность ВМС быстро приходить в необходимый район и осуществлять в нем боевую работу.
Во-вторых, такие походы являются частью дипломатической игры. Если корабли некой страны пришли в определенное море, то это может означать только одно: она имеет некие виды на данный регион. Соответственно, местные небольшие государства могут воспринимать такой поход как своеобразный намек. Большая страна – в данном случае США – показывает им, что есть смысл сотрудничать в экономической, военной и т.п. сферах.
В-третьих, любой поход самым благотворным образом сказывается на опыте моряков. Если же в его ходе будут какие-либо учебные мероприятия и т.п., то польза для флота значительно увеличится.
В целом, заплатив расходом топлива, провианта и финансов, любая достаточно развитая страна может решить сразу несколько проблем. Собственно говоря, именно этим и занимаются американцы в Черном море и других водах поблизости от российских границ.
Стоит отметить, не только от российских. Соединенные Штаты имеют свои интересы почти по всему миру и поэтому стараются распределять свои морские силы по всей планете. Естественно, Европа и Азия, по понятным причинам, удостаиваются большего внимания по сравнению с другими континентами. Если же к этому прибавить самую длинную в мире морскую границу, принадлежащую России, то не остается никаких вопросов по поводу американских мотивов.
Порой в некоторых средствах массовой информации упоминаются заявления некоторых американских сенаторов и крупных бизнесменов относительно будущего ряда морских путей. К примеру, их интересует северный морской путь, а также маршрут от Балтийского до Черного моря. Они достаточно интересны как для бизнеса, так и для военных целей, поэтому и привлекают к себе особое внимание. Использование этих маршрутов позволяет экономить на перевозках по воде массу времени и, как следствие, топлива, денег и сил.
Таким образом, патрулирование военными кораблями акваторий Черного и северных морей также имеет под собой еще одно основание, связанное с защитой торговых путей. Кроме того, одновременно с этим обеспечивается удобный «плацдарм» для размещения кораблей с ракетами противоракетной обороны. Основные маршруты межконтинентальных баллистических ракет, нацеленных на американские объекты, пролегают именно через акваторию Северного Ледовитого океана.
Поэтому для обеспечения своей безопасности США вполне могут использовать имеющуюся возможность.
Крейсер USS Vella Gulf отходит от Севастопольского морвокзала 30 января 2012 в 14-градусный мороз, фото с форума forums.airbase.ru
Также необходимо рассмотреть типы американских кораблей, которые постоянно находятся рядом с Россией.
В основном это самые массовые в ВМС США крейсера Ticonderoga и эсминцы Arleigh Burk. Их преобладание в первую очередь обусловлено количеством. По проекту «Тикондерога» было построено 27 крейсеров, а общее количество эсминцев типа «Арли Берк» в настоящее время превышает шесть десятков. Более того, эсминцы до сих пор находятся в производстве, и в будущем их количество будет только увеличиваться.
Однако в случае патрулирования вблизи российских территориальных вод куда больший интерес представляет не количество, но качество. Оба типа кораблей несут универсальные вертикальные пусковые установки ракет. Это значит, что боекомплект может быть подобран в зависимости от текущей ситуации. Модульность пусковых установок позволяет перевозить и применять зенитные, противокорабельные, противолодочные и т.д. ракеты.
Таким образом, на борту одного корабля может находиться достаточно широкий спектр вооружения, что называется, на все случаи жизни. Соответственно, любой такой корабль становится универсальным боевым средством и представляет угрозу для кораблей и наземных объектов противника.
В сложившейся ситуации Россия может предпринять сразу несколько шагов.
Самым простым и эффективным кажется вариант с использованием дипломатических «рычагов». Теоретически, надавив на некоторые соседние государства, можно избавиться от т.н. визитов доброй воли и, как следствие, немного сократить пребывание иностранных кораблей в близости от наших границ.
Второй вариант противодействия возможной угрозе – его можно воплощать в жизнь одновременно с дипломатическим – наращивание соответствующих сил в регионе. Поскольку дело касается крейсеров и эсминцев с ракетными комплексами различного назначения, то и готовиться нужно сразу по нескольким направлениям.
В идеале, в районе возможного появления кораблей вероятного противника должны дежурить свои корабли и многоцелевые подлодки. Кроме того, потребуется создать зенитно-ракетный «щит» над районом, чтобы корабли не могли атаковать наземные объекты.
Нетрудно заметить, что оба способа противостояния возможной угрозе касаются развития собственных вооруженных сил. Собственно говоря, этим методом можно решить сразу целый спектр проблем.
Но и он не является панацеей. Как показывает недавняя история, наращивание сил одной из сторон может привести к началу гонки вооружений и ее не всегда приятным и полезным последствиям.
Тем не менее, из истории прошлого века видно, что только развитые вооруженные силы могут эффективно противостоять и сдерживать вероятного противника, а также не подпускать его близко к своей территории.
По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://defense-update.com/
http://moment-istini.ru/
http://flot.com/
Автор Рябов Кирилл
http://topwar.ru/24389-nezvanye-gosti-s-morya.html
Из истории:
Как советский флот американцев в Севастополе прописал
http://www.youtube.com/watch?feature=pl … dl_WNdiShs
RusSevastopol
Загружено 15.11.2008
Два советских сторожевых корабля "Беззаветный" и СКР-6 встретили коллег из 6-го флота США у выхода из пролива Босфор и пообещали составить им компанию.
Те ответили, что в помощи не нуждаются.
Оставлять гостей без внимания у русских людей не принято, возразила советская сторона.
Около 11 часов утра 12 февраля командир группы доложил в штаб: "Йорктаун" и "Кэрон" идут в наши территориальные воды.
Осталось 2 мили. Между советскими и американскими кораблями состоялся короткий диалог.
"Ваш курс ведет в советские воды, что недопустимо".
"Мы ничего не нарушаем. Следуем прежним курсом. Скорость та же".
Вице-адмирал Валентин Селиванов отдал приказ приготовиться к навалу.
Это не таран, а подход на скорости под небольшим углом к борту другого судна и "вежливое" его "отталкивание", с отворотом от курса.
"Беззаветному" предстояло "навалиться" на "Йорктаун", а СКР-6 - на "Кэрон". Задача была непростой.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=222883
Karlsonn
строятся и именно для Черноморского флота.
- 2010 г. 18 декабря - на ССЗ "Янтарь" заложен головной СКР "Адмирал Григорович" пр.11356М.
- 2011 г. 8 июля - на ССЗ "Янтарь" заложен второй корабль контракта - СКР "Адмирал Эссен" пр.11356М.
- 2012 г. 29 февраля - в СМИ сообщается о планах поставить в ВМФ России до 2016 г. 6 СКР пр.11356.
На ССЗ "Янтарь" заложен третий корабль для ВМФ России - "Адмирал Макаров".
Шесть вот таких красавцев будут в Черноморском флоте России:
Фрегат пр.11356 ВМС Индии. На фото INS Teg или корабль первой серии для ВМС Индии.
*****************
В контексте статьи темы:
Геополитика Великой Победы
Есть ли сегодня враги у России?
Холодная
А в разделе ВС России темы:
Военно-Морской Флот (ВМФ)
Вооружённые Силы Российской Федерации
ВПК,армии стран НАТО
Армии мира,аналитика,новости