Латвия каждый год теряет население небольшого города. По данным Центрального статистического управления, в прошлом году жителей Латвии стало на 18,8 тысячи человек меньше — страна потеряла около одного процента населения. Это официальная статистика; реальное положение дел намного хуже, потому что далеко не все эмигранты декларируют свой отъезд из страны.
Не так катастрофично, как в Литве и Латвии, но тоже сокращается население Эстонии. Эстонские аналитики предупреждают о риске падения численности населения страны до 1 миллиона жителей в ближайшие 30 лет (сейчас в Эстонии официально живет 1,3 миллиона человек). «Мы не можем говорить о росте численности населения, когда у нас такая проблема с эмиграцией и низкой рождаемостью. На сегодняшний день мы скорее обсуждаем то, каким образом можно удержать нынешнее количество жителей», — говорит аналитик Леа Данильсон-Ярг.
Из Прибалтики уезжают молодые, активные, трудоспособные, платящие налоги и необходимые обществу специалисты.
В Литве, согласно исследованию Вильнюсского университета, в ближайшие пять лет количество трудоспособного населения сократится в 95% городов. Висагинас через пять лет потеряет 24% трудоспособных жителей, Паневежис — 12,6%, Клайпеда — 11,2%, Шяуляй — 11,1%, Каунас — 10%. В Скуодасском районе население сократится на 19,2% жителей, в Пагегяйском — на 17,9%, в Акмянском — на 17,3%, в Йонишкском — на 16,8%, в Кельмесском — на 16,4%, в Пакруойском — на 16,1%, в Алитуском — на 15,8%, в Игналинском — на 15,1%, в Рокишкском — на 15%.
Данные по эмиграции из Латвии показывают, что страну покидает в основном наиболее экономически активная категория населения — мужчины в возрасте 25–34 лет (30,2% эмигрантов). На втором месте — мужчины в возрасте 35–49 лет (25,7% уехавших). Из-за их отъезда за рубеж латвийская провинция катастрофически пустеет. Из четырех латвийских регионов население Латгалии в прошлом году уменьшилось на 2,3%, Видземе — на 2,1%, Курземе — на 1,9%, Земгале — на 1,6%, Рижского столичного региона — на 0,4%. Население Резекне за год сократилось на 1,8% жителей, население Лиепаи — на 1,7%, Вентспилса и Екабпилса — на 1,5%.
При сохранении таких темпов оттока молодого трудоспособного населения страны Балтии уже через несколько лет не смогут нормально существовать.
В них не останется экономически активных налогоплательщиков, из заработных плат которых формируются пенсионные фонды Литвы, Латвии и Эстонии; будет критически не хватать специалистов жизненно важных профессий — оставшихся в Прибалтике преимущественно пожилых жителей некому будет кормить и некому будет лечить.
В Латвии каждый год увеличивается доля жителей старше 65 лет. Удельный вес пенсионеров в структуре латвийского общества за прошлый год вырос с 19,6% до 20% населения. «Не хочу называть это катастрофой, но ситуация с тем, как Латвия теряет население, очень серьезная», — говорит директор Департамента соцстатистики Центрального статистического управления Маранда Бехмане.
«Необходимо уже сейчас решать проблему оттока народонаселения, поскольку в перспективе — нехватка рабочих рук и старение населения. Будущее страны под вопросом», — считает руководитель Департамента регионального развития Министерства финансов Эстонии Прийду Рийсткок.
«Согласно прогнозам, из-за быстро снижающейся рождаемости и быстрой эмиграции людей молодого и среднего возраста будет наблюдаться быстрая тенденция старения общества. Количество трудоспособных жителей Литвы (группа 15–64 лет) сократится на 8,8%, с 1,876 миллиона в начале 2017 г. до 1,711 миллиона человек в начале 2022 года», — утверждает доцент кафедры географии и ландшафтоведения Вильнюсского университета Роландас Тучас.
По мнению Тучаса, чтобы сохранилось прежнее число работающих людей, в Литву в ближайшие пять лет должно приехать в 2–3 раза больше трудовых мигрантов, чем сейчас. Однако никаких предпосылок для такого притока гастарбайтеров нет.
«В любом случае мы не избежим социальных и иных проблем, поскольку не во всех секторах (например, в образовании) иммигранты могут восполнить нехватку кадров. Надеяться на то, что в будущем рынок труда пополнят сегодняшние дети, также не стоит, поскольку число жителей в группе 0–14 лет в 2017–2021 гг. медленно, но будет сокращаться (‑0,8%). Позже из-за снижения рождаемости тенденция станет еще интенсивнее. Между тем неумолимо будет расти количество пожилых людей (старше 65 лет)», — делает вывод эксперт.
Деформация демографической структуры в странах Балтии означает, что правительства этих стран не смогут выполнять свои обязательства и платить пенсии своим людям: их экономика не выдержит такой социальной нагрузки.
Реальность этой угрозы признают сами прибалтийские власти. В прошлом году Министерство труда и социальной защиты Литвы объявило, что с 2020 года литовские пенсии будут составлять не более четверти от средней заработной платы в Литве.
В процессе выхода на пенсию самого многочисленного поколения жителей Прибалтики и его замены на рынке труда поколением самой низкой рождаемости размер пенсий будет сокращаться всё больше. В качестве неизбежного пути выхода из кризиса аналитики прогнозируют увеличение налогов для остающегося в Прибалтике работающего населения.
«При взгляде на демографическую ситуацию в стране становится ясно, почему повышение налогов неизбежно, — говорится в совместном исследовании информационного агентства LETA, исследовательской компании Oxford Research и компании Firmas.lv о системе налогообложения в Латвии. — Количество жителей, то есть нынешних и будущих налогоплательщиков, продолжает сокращаться. Тем не менее для поддержания страны с ее инфраструктурой, дорогами, школами, больницами и т. д. финансирование должно не сокращаться пропорционально численности населения, а увеличиваться, чтобы компенсировать инфляцию и удовлетворить растущий спрос на качественные государственные услуги».
Но и повышение налогов не может исправить ситуацию. Чтобы исправить последствия перекоса в демографической структуре, налоги придется повышать постоянно, и это сделает любую экономическую деятельность в странах Балтии нерентабельной. В условиях единого европейского рынка труда прибалтийским налогоплательщикам будет проще уехать работать в Западную Европу, чем платить непосильные налоги на родине. Тем более не способно решить проблему повышение пенсионного возраста в Литве, Латвии и Эстонии.
Прибалтике не суждено остаться «хосписом Европы», в котором пожилые жители Литвы, Латвии и Эстонии будут мирно доживать свой век: вместо тихой старости и медленного увядания эти страны ждет системный кризис и социальная катастрофа.
Социальная и политическая стабильность стран Балтии сегодня сменится большими потрясениями в этих странах завтра. Это стабильность того же типа, что была в Советском Союзе при Брежневе. Тогда советская власть тоже посреди реляций о новых выдающихся достижениях под бурные продолжительные аплодисменты осторожно заявляла о некоторых неблагоприятных тенденциях в экономике, а специалисты понимали, что социалистическая плановая экономика нежизнеспособна в принципе и страна с ней медленно, но неуклонно движется к катастрофе. Однако предотвратить сползание к катастрофе в силу особенностей советской системы было практически невозможно.
То же происходит сегодня с Прибалтикой. Долгосрочные демографические тенденции для Литвы, Латвии и Эстонии так же смертельны, как для Советского Союза были экономические. Но прибалтийским руководителям комфортнее плыть по течению, делать вид, что ничего страшного с демографией не происходит, вещать о «русской угрозе» и ничего не предпринимать.
https://www.rubaltic.ru/article/politik … -starosti/