Минобороны и ВПК: к единой цели
Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».23.04.2013
Коллаж Ильи НИКОЛАЕВА.
22 апреля в Москве прошло знаковое мероприятие – за «круглым столом» собрались заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов, директоры двух департаментов военного ведомства (вооружения и по обеспечению государственного оборонного заказа) Анатолий Гуляев и Андрей Вернигора, руководители нескольких крупнейших оборонных предприятий и военные обозреватели ведущих российских СМИ.
В открытом режиме обсуждались проблемы взаимоотношений государственного заказчика продукции военного назначения с исполнителями работ в ходе реализации гособоронзаказа и Государственной программы вооружений на период до 2020 года.
Кроме того, участники мероприятия ответили на многочисленные вопросы журналистов, в том числе о ходе испытаний истребителя пятого поколения, о перспективах создания боевых железнодорожных комплексов в составе РВСН, экранопланов для межвидовых группировок войск. Организаторами мероприятия являлись Управление пресс-службы и информации Министерства обороны РФ и информагентство Интерфакс.
Военно-промышленный комплекс (ВПК) представляли президент ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Михаил Погосян, генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Виктор Обносов, генеральный конструктор ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ) Юрий Соломонов, генеральный директор «Научно-производственного объединения «Сплав» Николай Макаровец, генеральный директор ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького» Ренат Мистахов.
Тема «круглого стола» была обозначена так: «Оснащение Вооружённых Сил Российской Федерации современными вооружением и военной техникой».
Получивший первым слово Юрий Соломонов прежде всего констатировал изменение самого климата взаимодействия оборонной промышленности с военным ведомством в связи с недавним формированием новой команды управленцев в Министерстве обороны.
– К сожалению, при прежнем руководстве во главу угла взаимоотношений министерства и оборонной промышленности были поставлены денежные отношения, – отметил Соломонов. – А то инженерное начало, которое составляет основу этого взаимодействия, было оттеснено на второй план.
Хочу сразу сказать, что с новым руководством и с приходом Юрия Ивановича Борисова в качестве заместителя министра обороны эта позиция претерпела кардинальные изменения. Это принципиально важно, потому что в основе всего, ради чего мы работаем, – создаваемая нами техника.
– Только вместе, плечом к плечу, – подчеркнул он, – военный инженер, военный учёный, военный управленец вместе с их коллегами из оборонной промышленности могут в новой России (в которой с успехом, а в ряде случаев и с неуспехом, формируются новые рыночные отношения) получить тот положительный результат, которым является новое вооружение.
Говоря о нынешней ситуации, Юрий Соломонов заметил, что необходимости приукрашивать её нет и руководство Минобороны оценивает её абсолютно объективно. Сейчас путь от того, что связано с выходом постановления по гособоронзаказу, до заключения контракта ещё слишком долог. Особенно это касается новых работ. И нужно принципиально и быстро менять систему формирования технических заданий.
Есть больное место во взаимодействии между Департаментом гособоронзаказа Минобороны и видами и родами войск. Нужно сделать так, чтобы этот инструмент был более действенным.
– Я абсолютно уверен, что тот старт в работе, который был дан в начале этого года новым постановлением Правительства РФ, новым руководством Министерства обороны, более чем удовлетворителен, – отметил Юрий Соломонов. – Если дело будет так развиваться дальше, то в течение 2013 года упомянутые мною и некоторые другие отрицательные моменты будут нивелированы. И в конце концов мы выйдем на нормальную систему взаимоотношений, результатом которой будет, во-первых, своевременное, на сто процентов выполнение государственного оборонного заказа, во-вторых, полное взаимопонимание между теми, кто заказывает технику, теми, кто её делает и кто её эксплуатирует. И наконец, в-третьих, в войска будет поставляться качественная техника, которая и должна поставляться в соответствии с принятыми нормативными и директивными документами.
Президент ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК) Михаил Погосян сообщил, что в рамках Государственной программы вооружений (ГПВ) перед корпорацией стоит очень масштабная задача – в течение первых лет выполнения ГПВ практически удваивать объёмы поставок авиатехники Министерству обороны.
– В прошлом году мы поставили 35 самолётов, в этом должны поставить более 60, в 2014-м – приблизиться к цифре 100 самолётов, – сообщил Погосян, отметив, что решение этой задачи возможно только в рамках тесного взаимодействия между Минобороны и промышленностью, и констатировав улучшение этого взаимодействия в последнее время на примере ОАК. Это даёт возможность комплексного рассмотрения возникающих вопросов (технических, договорных отношений) и основание быть уверенными в выполнении производственных планов.
По 2013 году все контракты с госзаказчиком, за исключением одной-двух позиций, у Объединённой авиастроительной корпорации подписаны.
Что касается контрактов по сервисному обслуживанию, то в ближайшее время здесь ещё предстоит многое уточнить, что связано с принятым недавно руководством Министерства обороны решением по переходу от поставочных контрактов к контрактам на весь жизненный цикл техники и сосредоточением персональной ответственности поставщика и разработчика продукции и за разработку, и за производство, и за послепродажное обслуживание.
По мнению Погосяна, это решение правильное и в конечном итоге оно явится ключевым фактором повышения боеготовности той техники, которую эксплуатирует Министерство обороны.
- Мы всегда хотели, чтобы нас не только слышали, но и слушали, или наоборот, - заметил на «круглом столе» генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Виктор Обносов. - То есть чтобы у нас был диалог с Министерством обороны. На сегодняшний момент мы как раз его и получили. Это не значит, что у нас очень легко идёт согласование ценообразования – принципиально разбирается каждый контракт. Но ступора в рассмотрении этих вопросов уже не наблюдается.
В результате Виктор Обносов сделал предположение, что гособоронзаказ этого и последующих годов возглавляемой им корпорации удастся сделать существенно лучше.
Решение о сервисном обслуживании своих изделий на протяжении всего срока их службы руководитель Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» также всецело поддержал.
Генеральный директор «Научно-производственного объединения «Сплав» Николай Макаровец напомнил, что в 1980-х годах в мире только пять стран производили боеприпасы полностью из собственного химического сырья. Сейчас у нас создана самодостаточная отрасль производства боеприпасов. Отмечается и стремление других стран попасть в это заветное число государств, полностью независимых – с точки зрения обеспечения сырьём – в производстве боеприпасов (сейчас считается, что таких государств шесть-семь).
Боеприпасная отрасль потребляет большое количество металла и продукции химической промышленности, в связи с чем, подчеркнул Макаровец, в этой отрасли очень важно ориентироваться на Государственную программу вооружений.
Генеральный директор ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького» Ренат Мистахов отметил: главное, что сегодня есть на заводе, где трудятся более 5 тысяч человек, – это уверенность в завтрашнем дне благодаря контрактам до 2020 года. Тем более что завод вышел на серийное производство кораблей, что очень важно в кораблестроении. У него налажены хорошие деловые отношения с Министерством обороны, в частности с Военно-морским флотом. Положительно Мистахов оценил и решение о сервисном обслуживании кораблей, поставляемых заводом нашему ВМФ, силами предприятий-изготовителей.
Затем слово было предоставлено заместителю министра обороны Российской Федерации Юрию Борисову.
Прежде всего он рассказал о новых подходах военного ведомства к формированию и реализации гособоронзаказа (ГОЗ).
Во-первых, Минобороны РФ освободится от несвойственных функций в области выполнения ГОЗ по проведению среднего и крупного ремонта вооружения и военной техники, оставив за собой лишь функции текущего ремонта. Для его проведения воссоздаются соответствующие подразделения в войсках.
- Везде, где требуется участие промышленности – средний, крупный, капитальный ремонт, ремонт с модернизацией, – весь этот функционал мы хотели бы передать промышленности, и она готова его взять, - сказал Юрий Борисов.
- Более того, мы готовы передать и наши активы. В основном, это предприятия «Оборонсервиса», сосредоточенные сегодня в крупных холдингах «Авиаремонт», «Ремвооружение», «Спецремонт» и «Воентелеком».
Крупные ремонты, начиная со среднего, как правило, требуют участия промышленности с точки зрения выпуска и замены соответствующих запчастей, тем более если речь ведётся о модернизации. Поэтому более тесная связь с промышленностью в этом плане – объективная необходимость.
В промышленности реализуются федеральные целевые программы по реструктуризации и переоснащению предприятий. И когда ремонтные предприятия войдут в состав соответствующих холдингов, подконтрольных сегодня Минпромторгу, Роскосмосу и Росатому, то ситуация для них улучшится, поскольку они попадут напрямую в поле зрения руководителей холдингов на предмет их реструктуризации.
Замминистра особо подчеркнул, что при передаче активов Минобороны серьёзное внимание уделит социальным вопросам, будет требовать от руководителей холдингов соответствующих гарантий, вести диалог с профсоюзами.
- Гарантией может быть только одно – это объёмы средств, запланированных в гособоронзаказе на статью ремонта, которые год от года растут. В этом году это свыше 200 млрд. рублей, - заявил замминистра обороны.
Юрий Борисов также заявил о заинтересованности военного ведомства при передаче функций и активов сократить время ремонта ВВТ, не допустив при этом удорожания продукции, переданной в ремонт.
Он сообщил, что согласован график передачи промышленности первых 40 ремонтных предприятий.
- До 30 июня все права по управлению ими мы передадим промышленности, - уточнил он. - Это касается в основном предприятий «Авиаремонта» – они перейдут в состав ОАК, «Оборонпрома», концерна ПВО «Алмаз-Антей».
Второе нововведение заключается в том, что Министерство обороны выступает за переход оборонной промышленности к сопровождению поставленной в Вооружённые Силы продукции на протяжении всего её жизненного цикла.
- У нас есть серьёзные подвижки и с судостроителями, и с ОАК, и с «КамАЗом», и со многими другими, - сообщил Юрий Борисов, подчеркнув, однако, что это процесс непростой. Нужно иметь и опыт, и ремонтно-эксплуатационную техническую документацию, которая есть не на все образцы ВВТ.
Более того, в нынешней ГПВ и гособоронзаказе такой статьи – сопровождение продукции на протяжении её жизненного цикла в войсках – нет. Поэтому Минобороны обратилось с соответствующим предложением в Правительство РФ и надеется на поддержку в этом вопросе при корректировке гособоронзаказа текущего года, что позволит уже в этом году заключить первые контракты жизненного цикла.
Третьим направлением, отметил Юрий Борисов, является воссоздание в войсках службы вооружения. То есть процессом формирования ГОЗ, формулированием требований к технике будут заниматься не просто департаменты вооружения и гособоронзаказа и другие управления военного ведомства, но и те, кто непосредственно эксплуатирует технику.
Много нареканий, отметил замминистра обороны, в предыдущие годы было относительно сокращений военных представительств на предприятиях ОПК. На этот счёт принято решение о кратном увеличении состава военных представительств, разработан соответствующий график.
http://www.redstar.ru/index.php/2011-07 … inoj-tseli
*********
И ещё статья в тему:
Система военного контроля
Интервью подготовил подполковник запаса Алексей ТРОФИМОВ. Фото Татьяны КАВЕШНИКОВОЙ.
«Красная звезда» 23.04.2013
На снимке: посещение заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием Рогозиным производственных помещений ОАО «НПК «Уралвагонзавод»
Среди важнейших приоритетов государственной политики России были и продолжают оставаться вопросы обеспечения динамичного развития Вооружённых Сил, оснащения армии и флота новейшими образцами военной техники. Естественно, все эти новые виды оружия должны быть надёжными и соответствовать современным стандартам качества. А высокое качество, как известно, достигается эффективной системой контроля, в том числе контроля военного.
Не случайно в последнее время всё большее внимание на государственном уровне уделяется восстановлению системы военной приёмки на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
О том, какая работа проводится в этом плане на Среднем Урале и в одном из регионов Западной Сибири, рассказывает в беседе с корреспондентом
начальник 116-й службы – уполномоченный по качеству вооружения и военной техники (региональной) Управления военных представительств Министерства обороны РФ подполковник Сергей ТАРАСОВ.
– Сергей Александрович, необходимость безусловного выполнения программы гособоронзаказа заставила вспомнить в том числе и о таком немаловажном участке деятельности, как военная приёмка. Что сегодня представляет собой подчинённая вам служба, как организована её работа?
– Управление военных представительств Министерства обороны РФ, непосредственно подчиняющееся заместителю министра обороны Юрию Борисову, имеет практически в каждом регионе страны своё структурное подразделение – службу уполномоченного по качеству вооружения и военной техники. В нашем Центральном военном округе таких служб 14.
Та, которую возглавляю я, осуществляет через свои военные представительства контроль качества и приёмку военной продукции, поставляемой для нужд Министерства обороны и других силовых структур, а также продукции военного назначения на экспорт и авиационной техники гражданского назначения более чем на 60 предприятиях и организациях Свердловской и Тюменской областей.
По состоянию на середину марта нынешнего года заключены и контролируются военными представительствами региона 48 контрактов по государственному оборонному заказу, остальные находятся в процессе подписания, а общий объём продукции в 2013 году планируется выполнить на сумму около 100 млрд. рублей.
Службой уполномоченного организованы сбор, обобщение и представление в соответствующие органы военного управления сведений о ходе выполнения подконтрольными предприятиями государственного оборонного заказа.
....................
Продолжение под катом:
Продолжение статьи Система военного контроля
– Получается, на военных представителей, контролирующих качество выпускаемой продукции непосредственно на предприятиях, ложится особая ответственность?
– Безусловно. Тем более что военная приёмка ВП должна распространяться не только на конечный продукт, но и на промежуточные продукты по всей цепочке кооперации – на узлы, детали, элементную базу и т.д.
В круг задач ВП, в частности, входят: полнота исполнения стандартов системы качества продукции, разработанной в каждой организации (предприятии); техническая приёмка изготавливаемой военной техники и проведение необходимых испытаний с целью подтверждения установленных показателей её надёжности; контроль за обоснованием цен на создание и производство изделий, проверка фактических затрат по ним.
Придавая работе ВП особую роль, на должности их начальников назначали офицеров в звании не ниже подполковника (капитана 2 ранга). Это были специалисты, прошедшие многолетнюю службу в соответствующих видах или родах войск Вооружённых Сил. В оборонном комплексе работала СИСТЕМА. Сегодня она претерпела серьёзные изменения.
К сожалению, при прежнем руководстве Министерства обороны РФ от незнания и непонимания всех аспектов, связанных с созданием военной техники (от разработки, изготовления и испытаний до поставки в войска и проведения авторского надзора за ней в условиях эксплуатации), возобладало желание сократить расходы на содержание ВП по максимуму.
В результате многие военные приёмки или ликвидировали как самостоятельные единицы, или преобразовали в отделы при других ВП, количество военных представителей на промышленных предприятиях подверглось значительному сокращению, что уже не позволяло им контролировать качество изделий на всех этапах их изготовления. Штатно-должностные категории их начальников были понижены, что не стимулирует укомплектование этих должностей опытными, квалифицированными специалистами.
Возможно, в том числе и с этим решением связаны последовавшие затем многочисленные претензии к качеству отечественного вооружения. Ситуация сложилась до такой степени критическая, что на неё вынужден был обратить внимание и президент страны. Последовали ожидаемые необходимые перемены.
На последней коллегии Минобороны РФ с участием Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами России уже принято решение о восстановлении численности, функций и задач военных приёмок, наращивании потенциала военных представительств в ОПК к тому объёму, который был в 2010 году.
А это значит, что эффективность работы военпредов повысится.
– Какими правами обладают военные представители?
– Деятельность военпредов регламентирована постановлением Правительства РФ от 11 августа 1995 года № 804 «О военных представительствах Министерства обороны РФ», в котором расписаны все их функции и полномочия, в том числе дано право приостанавливать приёмку и отгрузку продукции при нарушении технологии производства, при обнаружении нарушения контроля качества сборки изделий.
К примеру, не так давно был приостановлен выпуск продукции на ФГУП «НИИ машиностроения» (г. Нижняя Салда, Свердловская область). Причина – выявленные нарушения требований Государственного отраслевого стандарта. А вот на ФГУП «Производственное объединение «Октябрь» произошёл отказ в работе изделия, не выдержавшего испытание на хладоустойчивость, – при внешнем осмотре обнаружились следы коррозии на одном из винтов крепления.
Была приостановлена отгрузка-приёмка продукции, проведён глубокий анализ причин, которые привели к данному отказу, внесены изменения в конструкторскую документацию на усиление определённых видов сборки.
Должен сказать, что все офицеры военных представительств обладают высокой профессиональной квалификацией, лично участвуют в проведении приёмо-сдаточных испытаний изделий бронетехники большого спектра модификаций, например, таких как танки Т-90, Т-72, самоходные артиллерийские орудия 2С3М «Акация», 2С19 «Мста», другой техники на всех режимах работы.
Среди военпредов немало участников контртеррористической операции на Северном Кавказе. Наверное, самое боевое военное представительство на ОАО «Уралтрансмаш», где практически все офицеры не по одному разу побывали в Чечне, имеют государственные награды.
Так, полковник Дмитрий Гриднев награждён орденом «За военные заслуги» и медалью «За отвагу», подполковники Сергей Тарасов и Михаил Корноухов – орденом Мужества, подполковник Владимир Малышев – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Эти награды говорят сами за себя. А главным результатом командировок военпредов стал анализ качества и надёжности работы самоходных артиллерийских орудий в условиях боевого применения. Были разработаны мероприятия по устранению недостатков ранее выпущенных изделий.
– Несмотря на принимаемые меры по повышению качества вооружения и военной техники, на заводы-изготовители порой ещё поступают из войск рекламации на выпускаемую продукцию. О чём это, по-вашему, говорит?
– Да, рекламации ещё, к сожалению, бывают. С одной стороны, это результат нарушенной с 2010 года полноценной работы военной приёмки и соответственно вина предприятия-производителя. А с другой, нередко в тех или иных поломках виновата и сама эксплуатирующая организация. Современная техника сейчас у нас достаточно сложная и наукоёмкая: чтобы правильно её эксплуатировать, нужно обладать немалым багажом знаний.
Но среди солдат, которые нынче служат всего один год, не каждый обладает таким багажом. Да что говорить, порой некоторые из них с трудом представляют себе даже тактико-технические характеристики изделия и его возможности, эксплуатационные качества.
Поэтому, бывая в воинских частях, наши специалисты никогда не отказывают в помощи командованию этих частей – проводят дополнительные занятия с должностными лицами, ответственными за технику, дают какой-то необходимый учебно-методический материал, чтобы руководители, командиры экипажей были технически подготовлены на более высоком уровне.
А параллельно мы собираем отзывы о возможностях усовершенствования техники или улучшения её качества. И некоторые из таких отзывов потом воплощаются в жизнь. Например, вместо ручного механизма включения подогревателя был со временем введён автоматический режим, у механиков-водителей появились дополнительные комплекты запасного инструмента и принадлежностей, и подобных примеров можно привести множество. Так что получается польза от таких встреч обоюдная.
– На Урале и в Западной Сибири немало предприятий оборонно-промышленного комплекса. А значит, и вопросы, связанные с выполнением гособоронзаказа, находятся под пристальным контролем у руководителей, в том числе федерального уровня?
– В прошлом году у нас несколько раз бывали по вопросам исполнения государственного оборонного заказа представители Министерства обороны РФ, проводились мероприятия с участием губернаторов всего Уральского федерального округа, приезжал заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин.
В нынешнем году состоялось большое совещание с участием губернатора и министра промышленности Свердловской области и всех директоров предприятий промышленности, на котором были подведены итоги работы Союза оборонных предприятий промышленности Свердловской области за 2012 год, обсуждены задачи по реализации государственной программы вооружений, инновационному развитию предприятий ОПК Свердловской области в контексте указа Президента РФ от 7 мая 2012 года.
Много внимания было уделено Концепции областной целевой программы развития промышленности и повышения её конкурентоспособности на период 2014-2018 годы. Не так давно эту программу представлял Президенту России губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Президент страны положительно отметил инициативы региона, так как уже начата большая работа по модернизации ОПК и сегодня можно увидеть, насколько изменились реалии, – на предприятиях вводятся полностью автоматизированные линии, что позволяет добиваться увеличения производительности труда и повышения качества продукции.
– А насколько тесно налажено у вас взаимодействие с командованием Центрального военного округа?
– Начальник Генерального штаба Вооружённых Сил РФ генерал армии Валерий Герасимов поставил командующим войсками военных округов задачу непосредственно принимать участие в контроле и исполнении гособоронзаказа на территории своих округов. Недавно командующий войсками ЦВО провёл совещание, посвящённое организации более чёткого взаимодействия между предприятиями, выпускающими технику, военными представителями на заводах-производителях и техническими службами военного округа, куда эта техника поступает.
Ну и, разумеется, должно быть чёткое взаимодействие по компетенции своей номенклатуры вооружения и военной техники. То есть если тот же Уралтрансмаш выпускает самоходную артиллерию, то, значит, взаимодействует со службой ракетно-артиллерийского вооружения округа, если Уралвагонзавод выпускает танки, то с бронетанковой службой и т.д.
Такое взаимодействие уже налажено, и мы сейчас с участием профильных служб ЦВО полностью контролируем количество и качество выпускаемой техники на предприятиях ОПК на всей территории военного округа.
– Какие из этих предприятий вы могли бы назвать в числе лучших?
– Предприятий у нас много, разных форм собственности и разного объёма, но неизменными лидерами были и остаются ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ОАО «Уралтрансмаш», ОАО «Машиностроительный завод имени Калинина», ОАО «УПП «Вектор», ОАО «9-й завод», ОАО «Уральский приборостроительный завод», ОАО «Каменск-Уральский литейный завод». У специалистов этих предприятий есть чёткое понимание нужности и важности того дела, которым они занимаются.
Ведь если выпускаемая продукция окажется недостаточного качества, она не будет конкурентоспособной ни на российском, ни на международном уровне. Поэтому трудятся здесь на совесть, поскольку от результатов их труда напрямую зависит способность армии выполнить боевую задачу.
В целом же и специалисты предприятий, и офицеры военных представительств, и коллектив нашей 116-й службы уполномоченного работают слаженно, ритмично, делая всё для того, чтобы качество вооружения и военной техники, поступающей в войска, было на самом высоком уровне.
http://www.redstar.ru/index.php/2011-07 … -kontrolya