Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту 12 октября 82-го. А эксплуатация системы началась в 95-м. Однако в переломные 90-е России стало не до навигации. Новую жизнь ГЛОНАСС получила уже в 2000-е. На орбите вновь стали появляться российские навигационные спутники.
Сегодня в орбитальной группировке ГЛОНАСС активно работает 24 спутника. Этого количества вполне достаточно для охвата всей планеты.
Это была очередная гонка - вооружений. Кто раньше: США или Советский Союз запустит свою навигационную систему? Не для мира, а для войны. Потому нашу разработку в конце 70-х назвали грозно – «Ураган». «Мы с Решетнёвым взялись за ГЛОНАСС, - вспоминает Леонид Гусев, создатель глобальной навигационной спутниковой системы. - Тогда мы его называли «Ураган». Сделали 20 с лишним спутников. По-сути полную систему».
Для военных целей этого хватало. Необходимость в своей навигационной системе подтверждалась не раз. В 99-м во время бомбардировок Югославии американцы отключили сигнал GPS для чужих пользователей на довольно большой части Европы...
Во многих столицах Старого Света тогда задумались о создании своей спутниковой навигации. «И в последней грузино-осетинской войне американцы отключили для общего пользования систему GPS. Она на грузинской территории практически не действовала», - говорит политолог Анатолий Цыганок.
Говорит Николай Тестоедов, Генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «ИСС им. академика М.Ф. Решетнёва»: «18 аппаратов хватает для того, чтобы полностью непрерывно была навигационная ситуация в России. Мы северная страна и плоскости спутников сходятся над Северном полюсом. А экватор, южные страны, там плоскости расходятся, поэтому там уже 24 аппарата».
ГЛОНАСС разрабатывали специально, чтобы сигнал со спутников можно было лучше принимать в российских северных широтах. Вместе с GPS система дает высокую точность.
К тридцатилетнему юбилею ГЛОНАСС обновляется. На орбите завершает летные испытания первый спутник нового поколения ГЛОНАСС-К, срок его службы гораздо больше нынешнего. Через месяц с космодрома Плесецк стартует второй аппарат серии. Вскоре в полную мощность заработает европейская навигационная система «Галилео», китайская «Бэйдоу».
Используя все четыре системы, навигационные приборы смогут работать с точностью до сантиметров.
Ракета-носитель «Союз-СТ-Б» вывела на орбиту европейские космические аппараты +Русский космос № 33 Фантастика вчера, сегодня, завтра... + Программа Космонавтика 13.10.12
Ракета-носитель «Союз-СТ-Б» вывела на орбиту европейские космические аппараты 13.10.2012
13 октября в расчетное время с помощью ракеты-носителя «Союз-СТ-Б» с разгонным блоком «Фрегат-МТ» на орбиты выведены два космических аппарата (КА) европейской навигационной спутниковой системы «Галилео». Запуск космических аппаратов был выполнен совместными европейско-российскими пусковыми расчетами накануне в 22:15 мск со стартового комплекса «Союз» из Гвианского космического центра.
Ракета-носитель «Союз-СТ» (разработка ЦСКБ «Прогресс», г.Самара), предназначенная для пусков из Гвианского космического центра (Французская Гвиана), является модифицированной версией РН «Союз-2» с модернизированной цифровой системой управления, третьей ступенью повышенной тяги и увеличенным головным обтекателем. Модификация РН «Союз-2» выполнена для соответствия требованиям европейских партнеров к безопасности, системе телеизмерений и условиям эксплуатации носителя. Разгонный блок «Фрегат-МТ» разработан в НПО им. С.А.Лавочкина и специально адаптирован для эксплуатации в условиях Гвианского космического центра совместно с РН «Союз-СТ».
Подготовка РН «Союз-СТ» к запуску и эксплуатация поставленного российской стороной наземного технологического оборудования проводится российскими специалистами. Проект по созданию в Гвианском космическом центре системы запуска ракеты-носителя «Союз-СТ» - модификации российского космического носителя «Союз-2» - реализован кооперацией российских предприятий ракетно-космической промышленности и европейских организаций. Реализация проекта «Союз» в Гвианском космическом центре» («Союз» в ГКЦ») является частью программы Европейского космического агентства, осуществляемой в соответствии с Резолюцией Совета ЕКА от 27 мая 2003 г. по перспективам европейских ракет-носителей до 2010 года и Декларацией от 4 февраля 2004 г. по программе «Союз в ГКЦ».
Договорно-правовую базу программы составляют: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики от 7 ноября 2003 г. о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении ракеты-носителя «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре; Соглашение между Федеральным космическим агентством и Европейским космическим агентством от 19 января 2005 г. о долгосрочном сотрудничестве и партнерстве в области разработки, создания и использования ракет-носителей; Соглашение между Федеральным космическим агентством и Национальным центром космических исследований от 26 февраля 2007 г. о правилах и мерах безопасности, режима и охраны технологий при осуществлении деятельности, связанной с созданием и использованием системы запуска «Союз» в Гвианском космическом центре.
7 мая 2011 г. состоялась официальная церемония передачи стартового комплекса заказчику (ЕКА) и ответственному эксплуатанту (компания «Арианэспас»). 21 октября 2011 г. состоялся первый успешный пуск ракеты-носителя «Союз-СТ» с двумя европейскими навигационными спутниками «Галилео» на борту из Гвианского космического центра. Обе стороны (Роскосмос и ЕКА) определили это событие как историческое и знаковое для сотрудничества между Российской Федерацией и ЕКА. 17 декабря во время второго запуска были выведены на орбиты спутники Pleiades, ELISA и SSOT.
Русский космос № 33 Фантастика вчера, сегодня, завтра...
Опубликовано 12.10.2012 пользователем tvroscosmos
В сентябре стартовал конкурс научно-фантастического рассказа "Если сегодня завтра", который объявили группа компаний IBS, научно-популярный журнал "Наука и жизнь" и Посольство Республики Франция в России.
Цель конкурса -- поддержка отечественной научной фантастики и выявление новых идей для технологического прорыва ближайших лет.
О традициях и будущем жанра, об уникальной "советской школе" фантастики и новых именах, что будет с книгой в будущем и какую фантастику предпочитает молодое поколение, в эфире "Русского космоса" рассказала главный редактор журнала "Наука и жизнь" Елена ЛОЗОВСКАЯ.
Новое направление практического освоения космоса предложил изобретатель “Николай Агапов”. В отличие от известных перспективных концепций, таких как добыча гелия-3 на Луне или космического туризма, сценарий развития космической индустрии, опубликованный на сайте Международного философско-космологического общества, не требует недоступных технологий или неподъемных финансовых затрат, но способен привлечь частные инвестиции к развитию космической промышленности и освоению внеземных ресурсов.
Появление концепции, способной мобилизовать ресурсы мировой экономики на освоение космоса, дает возможность перейти из фазы исследований космического пространства к его масштабному практическому освоению. Основное отличие предложенного автором сценария развития в том, что ставка в нем сделана не на новые технологии, а на новые методы координации деятельности, что делает его реализацию более доступной, как в техническом плане, так и по объемам финансирования.
Основу космической промышленной системы должна составить “Индустриальная космическая группировка”, служащая средством развития и обслуживания околоземных спутников. Спутниковая индустрия - уже сложившийся сегмент практического освоения космоса, с общим оборотом около 200 миллиардов $, и продолжающий активно развиваться. Но спутники, по сути дела, - автоматы, сильно привязанные к сфере услуг, они выгодны в экономическом отношении, но не могут служить средством дальнейшего освоения космоса. Кроме того, автоматы в космосе ломаются, и чем сложнее они становятся, тем дороже становится риск их потери от технических неполадок, выход из строя некоторых недолговечных систем, снижает срок их эксплуатации. Для обслуживания и ремонта спутников в космосе требуется присутствие людей и наличие соответствующей инфраструктуры. Индустрия, рассчитанная на обслуживание спутников, является логичным продолжением развития коммерческой космонавтики, от спутников на околоземной орбите к освоению космоса людьми. Индустриальная группировка включает несколько проектов космических транспортных систем, сырьевой базы на Луне и коммерческой орбитальной станции, выполняющей функции транспортного центра и опорной базы в околоземном пространстве.
В качестве основного средства выведения полезной нагрузки на орбиту предполагается использовать транспортную систему, состоящую из специализированного упрощенного легкого носителя, играющего роль дешевой “Рабочей лошадки”, ракеты – “Пони”. И орбитальной станции, играющей роль транспортно монтажного центра “Космопорта”.
Специализированный носитель – Пони с упрощенными двигателями и системами управления, имеет низкую грузоподъемность, но он прост и дешев, его производство можно поставить на поток с малыми затратами. Из-за ограниченной грузоподъемности Пони должен доставлять спутники в космопорт по частям, для последующей сборки и перевода на рабочие орбиты.
Система “Пони – космопорт” основана на простых и отработанных технологиях, но она способна обеспечить грузопоток с Земли на орбиту при низких затратах и создает уверенную почву для коммерциализации пилотируемой космонавтики. Функционирование этой системы позволит многократно снизить стоимость выведения, до 1000 $ за килограмм полезной нагрузки, против 3, 5, тысяч, типичных для типичных для самых дешевых традиционных носителей. Из пустых пластиковых баков ракет "Пони", в космопорте может быть получено органическое горючее, что создает основу одного из первых коммерческих производств на орбите.
Основу орбитальных транспортных систем должны составить многоразовые космические буксиры, с менее мощными, но более экономичными плазменными электрореактивными двигателями, получающими энергию от солнечных генераторов. Экономичность плазменных орбитальных буксиров позволяет им перевозить спутники между рабочими орбитами и космопортом, связывая всю околоземную группировку в единую систему. Они также позволяют устанавливать постоянные транспортные мосты на Луну и другие планеты, что практически недостижимо при использовании традиционных химических ракет. Переход на многоразовые орбитальные буксиры позволит свободно передвигаться в космическом пространстве и многократно снизить стоимость перелетов между орбитами.
Одна из особенностей плазменных двигателей - в их многотопливности, они способны потреблять любое доступное “рабочее тело”, как компоненты традиционного ракетного топлива, нейтральные жидкости, такие как вода или жидкий кислород, так и твердые вещества в форме мелкодисперсного порошка.
Основным топливом для орбитальных буксиров, по мнению автора, должен служить порошкообразный лунный грунт, производимый на лунной топливной базе. Производство порошкового топлива на Луне, требует значительно меньших затрат, чем жидких веществ. “Минеральная пыль”, кроме простоты в производстве, обладает рядом других преимуществ перед жидким топливом, таких как высокая плотность и устойчивость в хранении. Она не закипает в вакууме, легко выдерживает перепады температур от абсолютного ноля до сотен градусов, ее хранение в космосе не требует специальных условий. Для выведения топливного порошка на орбиту с поверхности Луны, предполагается использовать мощную механическую катапульту - "лунную пращу", представляющую собой ротор, похожий на вертолетный, но с лентами километровой длины из кевлара или углепластика вместо лопастей. Низкая гравитация и отсутствие атмосферы на Луне позволяют использовать механические устройства вместо привычных реактивных двигателей.
Лунная праща совершенно не требует затрат топлива, но позволяет обеспечить доставку сырья на орбиту в промышленных объемах, снижая стоимость доставки материалов в космос с Луны до чисто символических по сравнению с выведением с Земли.
Лунный грунт может использоваться не только как топливо для плазменных двигателей, но и как сырье, для переработки в жидкий кислород, керамические и металлические изделия в орбитальных производственных центрах.
Стоимость создания порошковой сырьевой базы на Луне находится в пределах 10 миллиардов долларов, что не выходит за рамки возможностей инвесторов, но доступные лунные ресурсы позволят многократно снизить затраты на орбитальный транспорт и создает почву для развития различных производств на орбите. Коммерческая сырьевая лунная база дает экономическое обоснование человеческой деятельности на Луне и ее дальнейшей промышленной колонизации.
Орбитальные станции должны выполнять множество разнообразных функций, служа транспортными центрами, базами для орбитальных буксиров, для различного рода монтажной, технологической или производственной деятельности, играя роль опорных баз для человеческой деятельности в околоземном пространстве.
Вся околоземная транспортно эксплуатационная система должна работать на обслуживание коммерческих орбитальных аппаратов, возвращая вложенные в нее средства в виде снижения стоимости космических услуг.
Деятельность индустриальной группировки позволяет многократно снизить стоимость выведения спутников и повысить срок их эксплуатации фактически до морального устаревания.
Кроме того, она создает возможности развития новых проектов, таких как системы спутников связи на низкой орбите с решетчатыми антеннами высокой площади, способными принимать звонки сотовых телефонов и вести трансляцию на персональные телевизионные и радиоприемники, что сделает космические информационные услуги недорогими и повсеместно доступными, привлекая в космос десятки миллиардов долларов новых инвестиций.
Космические солнечные электростанции, состоящие из сверхлегких, пленочных, концентрирующих зеркал больших площадей и генераторов промышленной мощности, способных составить основу чистой и бестопливной глобальной энергосистемы будущего, увеличив обороты космической группировки до сотен миллиардов и триллионов долларов и превратив ее в одну из ведущих мировых индустрий.
Развитие космонавтики по предложенному индустриальному сценарию позволяет создать сильную космическую группировку, включающую постоянную транспортную инфраструктуру, лунные и орбитальные промышленные центры в перспективе нескольких ближайших десятилетий. Располагая такой космической группировкой, человечество сможет приступить к активному освоению космоса и ближайших планет, что повлечет за собой переход человеческой цивилизации на космический уровень с планетарного.
Полеты первых ракет сделали космическое пространство доступным, но через 50 лет развития космонавтики космическая экспансия человечества все еще воспринимается как футуристическая фантастика. В научном сообществе приняты мнения, что основными препятствиями на пути колонизации космоса служат дороговизна космических проектов и недостаточный для этого уровень технологий. Но сценарий развития Агапова делает освоение космоса экономически целесообразным и доступным для современных инвесторов, позволяя приступить к его колонизации в ближайшей перспективе.
подробней в интервью генерального конструктора и генерального директора ОАО «Информационные спутниковые системы» имени М.Ф.Решетнева (ИСС, Железногорск, Красноярский край) Николая Тестоедова:
Настоящее и перспективы российской орбитальной спутниковой группировки
О перспективах развития орбитальной группировки российской космической навигационной системы ГЛОНАСС, а также о реализации крупных проектов в области российского спутникостроения "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «Информационные спутниковые системы» имени М.Ф.Решетнева (ИСС, Железногорск, Красноярский край) Николай Тестоедов
- Николай Алексеевич, в планах на 2012 год был запуск трех аппаратов "Глонасс-М" ракетой "Протон-М". Планы сохранились? - Тройного запуска аппаратов "Глонасс-М" в этом году не будет. Видно, что орбитальная группировка устойчиво удерживается, и в этом году не предполагается делать групповой запуск спутников "Глонасс-М". Дальнейший график запусков по программе "ГЛОНАСС" будет определяться состоянием группировки и стратегией Роскосмоса. В принципе, "Информационные спутниковые системы" готовы к любому сценарию. У нас есть три аппарата, готовые к запуску. Плюс у нас готов второй летный аппарат "Глонасс-К". Запуск его предусмотрен в планах на этот год. Однако последовательность пусков определяют заказчики – Роскосмос и Минобороны. В очереди на выведение стоит еще несколько аппаратов, изготовленных нами по их заказу. Например, спутник связи "Меридиан". Поэтому заказчики должны определить приоритеты, какой аппарат запускать раньше.
- Сколько всего спутников планируется изготовить и запустить для поддержания и развития орбитальной группировки ГЛОНАСС в ближайшие годы? - Новая Федеральная целевая программа развития ГЛОНАСС предусматривает запуск до конца 2020 года 12 космических аппаратов "Глонасс-М" и 22 спутников нового поколения "Глонасс-К".
- Как идут испытания первого спутника "Глонасс-К"? - Аппарат полностью подтвердил все характеристики, заложенные в новую платформу и целевую аппаратуру. На нем, как вы знаете, стоит промежуточный вариант бортового источника навигационного сигнала БИНК. Полноценный вариант будет реализован в космических аппаратах второго этапа "Глонасс-К2". Запуск первого аппарата этой серии запланирован на 2015 год. Все необходимые контракты с Роскосмосом подписаны. Мы не видим никаких проблем с их реализацией.
- Какие средства выведения предусматриваются для аппаратов "Глонасс-К2"? - Скорее всего, они будут запускаться по одному ракетой-носителем "Союз-2".
- В космическом сегменте ГЛОНАСС не так давно впервые появились резервные спутники. Каково их предназначение? - Как известно, у нас есть три орбитальные плоскости, в каждой по восемь работающих аппаратов. В общей сложности - 24 действующих спутника. Но при этом вывод, положим, одновременно одного-двух аппаратов на плановое обслуживание или сбой какой-либо аппаратуры на одном из спутников означает для экваториальных областей возможность разрыва зоны покрытия сигналом ГЛОНАСС. Поэтому решено иметь в каждой орбитальной плоскости 1-2 резервных аппарата. Они поддерживаются в рабочем состоянии с точки зрения взаимодействия с ними, без включения литер и, соответственно, без передачи навигационного сигнала. Со спутниками проводятся все необходимые работы. Они стоят в определенных орбитальных точках. Смысл орбитального резерва очень прост: в случае, если происходит отказ или плановое выведение аппарата из действующей группировки, в дело вступает резервный спутник. Обычно резервные аппараты ставятся около точек, где наиболее высока вероятность отказа действующего спутника. Например, вблизи космического аппарата, срок активного существования которого заканчивается, или у него закончились резервы на бортовых приборах. Если отказывает такой аппарат, то резервный просто включается, и через 5-8 дней, набрав статистику своего местоположения, заполняет группировку. Другой вариант - когда резервный аппарат находится далеко от точки стояния вышедшего из строя спутника. В этом случае возможны два сценария. По одному – резервный аппарат переводится в новую точку. На это требуется до двух месяцев. Потом его надо включить для передачи навигационного сигнала. На это надо еще 5-8 дней. Второй сценарий – когда после отказа какого-либо спутника практически сразу включается резервный аппарат в той точке, где он находился, и затем начинается его перевод в новую точку для обеспечения полноценного состава орбитальной группировки. Понятно, что пока резервный аппарат перемещается, его плоскость не совсем оптимальна с точки зрения равномерного расположения всех аппаратов в ней. Но потребитель, в любом случае, «видит» все 24 аппарата группировки. И в том, и в другом случаях решается задача немедленного замещения аппаратов, выводимых на обслуживание или из состава орбитальной группировки. Вне зависимости от того, путем приведения резервного спутника в нужную точку, а потом его включения, или включения с последующим уточнением параметров при приведении.
- Эти технологии уже отработаны? - Они отработаны. Для российского потребителя, кстати, подобные ситуации вообще не критичны. Потому что орбитальная группировка ГЛОНАСС "сводится" над Россией. Для наших пользователей временный вывод нескольких аппаратов на техническое обслуживание или переброска их из одной орбитальной позиции в другую вообще не заметны с точки зрения параметров точности системы.
- Планируется ли увеличивать орбитальный резерв? - Существуют различные варианты модернизации орбитальной группировки на этот счет. Один связан с увеличением числа резервных аппаратов и доведением их количества до двух в каждой плоскости. Эта задача уже реализуется. Такой подход позволит в случае необходимости, без больших потерь для надежности и точности системы ГЛОНАСС в целом, быстро заменить один аппарат другим, в том числе путем включения в работу резервных аппаратов вне зависимости от того, где они находятся. Тогда, на самом деле, как я уже говорил, в альманахе пользователя и в его приборе будут 24 аппарата. Это практически обеспечивает непрерывность, неразрывность навигационного поля. Но, согласитесь, жалко не использовать уже запущенные резервные спутники. Ведь эти аппараты все равно подвергаются воздействию космической радиации, что влияет на сроки активного существования приборов. Срок их службы в результате этого воздействия сокращаются. Поэтому вторая стратегия в отношении резервных аппаратов предусматривает вариант включения их сигналов. Когда эти резервные аппараты, по два в каждой плоскости, также включатся на резервных литерах, потребитель, соответственно, уже будет работать с тридцатью аппаратами. Возникает некая избыточность с точки зрения количества спутников. Но при этом гарантированно лучше обеспечивается так называемый геометрический фактор, то есть взаимное расположение созвездия аппаратов, которое «видит» прибор, и исключаются разрывы в навигационном поле при выведении космических аппаратов на обслуживание. Эта стратегия предполагает и появление нового поколения наземных приборов, так как сегодня наземная аппаратура потребителей ориентирована на работу с 24 аппаратами ГЛОНАСС. Оба эти варианта сегодня прорабатываются и в ЦНИИМаш, и в ИСС, как головном поставщике космических аппаратов. Естественно, задача должна быть синхронизирована с производством нового поколения наземных приборов.
- Когда решение о варианте развития резервной группировки ГЛОНАСС может быть принято? - Необходимые задания выданы. В течение примерно полугода будут представлены руководству программы, то есть в Роскосмос, предложения о стратегии включения в систему резервных аппаратов. Тогда, кстати, у нас ГЛОНАСС будет идентичен американской системе GPS, в которой сегодня 30 аппаратов и все работают. У нас сегодня на орбите столько же. Но навигационные сигналы передают только 24.
- Вероятность такого решения высока? - Думаю, стопроцентная. Просто процесс принятия решения имеет временную составляющую.
- В августе разгонный блок «Бриз-М» не смог вывести на целевую орбиту два спутника связи, в том числе спутник Telkom-3, который ИСС построили для Индонезии. Что будет с этим проектом дальше? - В соответствии с действующим контрактом мы сделали предложение индонезийской компании «Телком» о том, что готовы поставить замещающий аппарат по требованию заказчика. Мы проработали вариант возможных сроков изготовления такого аппарата и говорим, что готовы его сделать за 22-24 месяца, имея в виду готовность к отправке на космодром. Индонезийская сторона, естественно, взяла паузу, пока не решатся вопросы, связанные со страховыми выплатами.
- Как реализуется программа создания телекоммуникационных спутников «Экспресс» для госпредприятия «Космическая связь»? - Первый в очереди - космический аппарат «Экспресс-АМ5». 24 августа мы получили из Канады, от фирмы MDA полезную нагрузку для него. Работаем с этой полезной нагрузкой. Все нормально, все параметры подтверждаются. Это означает, что мы будем готовы запустить спутник «Экспресс-АМ5» в конце второго квартала 2013 года. Спутник «Экспресс-АМ6» также будет готов во втором квартале 2013 года.
- А телекоммуникационные спутники "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2"? - Они также создаются по заказу госпредприятия "Космическая связь" и будут запущены парой в конце 2013 года. Мы отправили конструкции модулей полезной нагрузки во Францию, в Thales Alenia Space для комплектации. Фактические сроки строительства спутников стабилизированы. Активно ведутся работы по созданию телекоммуникационного спутника "Экспресс-АМ8". По контракту срок его запуска – 2013 год.
- В случае с аппаратами «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» ИСС – головной исполнитель работ. Соисполнитель контракта - канадская компания MDA. Отлажена производственная кооперация с ней? - Да, этот этап мы с MDA прошли. В кооперации участвует также НИИ радио - отраслевой институт связи. Его участие объяснимо. На этом проекте НИИ радио приобретает опыт, осваивает современные технологии, делая ряд приборов. К сожалению, реализация проекта шла не без проблем.
- Когда ГПКС объявит конкурс на спутник "Экспресс-АМ9", ИСС в нем примет участие? - Предложений мы пока не видели. Но в тендере, если он будет объявлен, участвовать будем.
- Вы сделали для национального оператора спутниковой связи 13 космических аппаратов. Какая статистика по ним накоплена? - Судьба у аппаратов разная. Например, все три аппарата серии "Экспресс-А" отработали на орбите двойной срок. То есть каждый проработал около десяти лет. Некоторые даже больше. Большинство космических аппаратов серии "Экспресс-АМ", у которых срок активного существования десять лет, пока его полностью не выработали. Поэтому о них трудно говорить. К сожалению, у двух первых аппаратов серии "Экспресс-АМ1" и "Экспресс-АМ2" есть проблемы с системой электропитания. Соответственно, они работают в ограниченном режиме. Используются, но частично. На следующих аппаратах серии "АМ" по системе электропитания проблемы сняты. На них установлена абсолютно новая система, с другими приводами, другим их количеством, иным контуром управления. Выводы делаются из любой ситуации. Как вы, наверное, знаете, у нас погиб аппарат "Экспресс-АМ11". Но комиссия, разбиравшаяся в причинах, признала, что аппарат был утерян вследствие столкновения с микрометеоритом. Все остальные "Экспрессы" работают без ограничений. Ни один из них ни на секунду не прервал свои целевые функции, и все они еще не выработали свой срок. Кстати, их прототип – спутник "СеСат" уже пошел на 12-й год работы на орбите при сроке активного существования в 10 лет. Решения, которые были заложены в него, тиражированы в "Экспрессах-АМ". Таким образом, пример этого спутника и трех "Экспрессов-А" показывает существенное превышение гарантийного срока службы.
- Сейчас в работе у вас еще пять "Экспрессов". Нет проблем с их финансированием? - Надо отдать должное ГПКС, оплата идет очень четко. И по линии авансирования, и по линии оплаты за выполненные работы.
- Вместе с канадской компанией MDA вы работаете и по проекту украинского телекоммуникационного аппарат «Лыбидь». Как идет реализация? - В этом проекте головным исполнителем контракта является MDA. Наша компания – соисполнитель. По плану аппарат должен быть готов в конце 2013 года.
- Проводились ли какие-либо работы с геодезическим спутником "Гео-ИК2", который не удалось вывести на нужную орбиту в прошлом году? - То, что мы могли из него извлечь в том состоянии, мы извлекли. В частности, мы подтвердили работоспособность систем платформы.
- Когда может быть запущен второй аппарат? - Второй аппарат готов. По итогам работы первого, а также по степени готовности наземной инфраструктуры должно быть принято решение заказчиком. Мы ждем решения по комплексной готовности системы "Гео-ИК2" в целом. Аппарат стоит у нас на хранении. Мы проводим все необходимые операции по поддержанию и ждем решения министерства обороны.
- Какова вероятность, что будет заказан третий аппарат «Гео-ИК2»? - Министерство обороны прорабатывает решение по заказу еще одного аппарата, и велика вероятность того, что оно будет положительное. Контракт по нему еще не подписан.
- В декабре прошлого года запущен первый спутник-ретранслятор «Луч-5А». Как идут его летные испытания? - Он хорошо работает. Проверены все его системы, все режимы работы. В том числе бортовая аппаратура системы дифференциальной коррекции и мониторинга, которая стоит на этом спутнике для улучшения характеристик ГЛОНАСС. Сегодня «Луч» одновременно защищает российские точки орбитального частотного ресурса. Единственное, что еще впереди – это отработка взаимодействия нашего "Луча" с подвижными объектами, в том числе российским сегментом Международной космической станции и низкорбитальными космическими аппаратами. Дело в том, что сегодня на МКС и низколетящих отечественных аппаратах пока отсутствуют ответные терминалы для «Луча». Все это в работе. На следующий год спланированы эти испытания, которые увязаны с работами на МКС и низколетящих аппаратах.
- Работа над третьим аппаратом "Луч" началась? - Создание третьего спутника-ретранслятора «Луч-5В» ведется параллельно с аппаратом «КазСат-3» для казахстанского оператора спутниковой связи. Эти спутники должны быть изготовлены в конце 2013 года, с последующим парным запуском.
- Как организовано взаимодействие с казахстанской стороной по "КазСату-3"? - В соответствии с функциями заказчика казахстанская сторона контролирует проект на всех этапах. В целом у нас хорошие конструктивные отношения с казахстанским заказчиком по данному проекту.
- В какой стадии работы по технологическому аппарату «Енисей-А1»? Какие задачи он будет решать? - На этом аппарате мы будем проверять ряд новых решений. Правда, жизнь опережает работу. Если мы вначале закладывали возможность проверки с помощью этого спутника технологий довыведения на нужную орбиту с помощью электроплазменной реактивной установки, то сейчас эта задача будет реализована быстрее, на других аппаратах. Но мы по-прежнему рассматриваем «Енисей-А1» как аппарат, на котором можно будет опробовать персональную мобильную спутниковую связь через большую спутниковую антенну. Подобные технологии, в частности, реализованы на зарубежных аппаратах «Турайя» и «Гаруда». Находясь на геостационарных орбитах, они имеют большие многолучевые антенны, и, соответственно, могут работать, благодаря этому, с подвижными объектами. То есть не надо ставить антенну, наводить на нее. Вы работает с обычной трубкой, чуть большего размера, чем мобильник. Сегодня мы предлагаем эти вещи операторам и показываем потенциальную возможность этого дела. Думаю, здесь ситуация будет похожа на историю с ГЛОНАСС. Государство создает некую технологическую базу, а потому к ней приходит много коммерческих дополнений. «Енисей-А1» будет готов предоставлять услуги мобильной телефонной связи и услуги обычной связи.
- Когда возможен его запуск? - Работы над аппаратом запланированы Федеральной космической программой, рассчитанной на период до 2015 года. Однако сам запуск, вероятно, состоится уже после 2015 года.
Справка. ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» – одно из ведущих предприятий российской космической отрасли. ОАО «ИСС» владеет технологиями полного цикла создания космических комплексов от проектирования до управления КА на всех орбитах – от низких круговых до геостационарных. За время своей деятельности предприятие принимало участие в реализации более чем 30 космических программ в областях связи, ретрансляции телевидения, навигации, геодезии и научных исследований. Было спроектировано, изготовлено и запущено порядка 50 различных типов космических аппаратов, отличающихся высокой надежностью и предназначенных для использования на низкой круговой, круговой, высокоэллиптической и геостационарных орбитах. На 1 октября 2012 года орбитальная группировка космических аппаратов разработки и производства ОАО «ИСС» составляет 81 КА. Из них свое целевое назначение выполняют 52 КА.
Подкова для космонавтов +От комода до «Лунохода» +Живое Солнце +Программа Космонавтика 20.10.12
Подкова для космонавтов 20.10.2012
На Байконуре продолжается подготовка к пуску ракеты «Союз-ФГ» с кораблем «Союз ТМА-06М». На нем к Международной космической станции 23 октября отправится экипаж 33/34-й экспедиции: космонавты Роскосмоса Олега Новицкий, Евгений Тарелкин и астронавт НАСА Кевин Форд.
Вся космодромная жизнь на колесах. Байконурские расстояния – сплошь переезды. Каждый день экипаж выезжает на космодром: проверка скафандров, примерка корабля, контрольная тренировка на «Союзе». Специальный автобус основного экипажа всегда движется первым, второй – для дублирующего состава чуть позади. И на борту каждого подкова.
«Подкова на счастье на специальном космическом транспорте. Этот автобус уже с 1986 года перевозит экипажи по космодрому. В день старта именно в него сядут космонавты и отправятся на пусковую площадку. Внутри автобуса уже чистая зона – стерильно. Причем обсервационный режим действует до момента старта. Здесь все как в космическом корабле: кресло командира корабля, бортинженера-1, бортинженера-2. И уже, будучи в скафандрах, космонавты смогут здесь подключиться к системе терморегуляции и вентиляции», - рассказывает специальный корреспондент Наталья Бурцева.
Еще на Земле они готовятся к невесомости. Крутятся на специальном кресле. Лежат, меняя угол наклона тела. И даже … вниз головой. Спят космонавты тоже в необычной позе. Вся хитрость в приподнятой кровати.
«У нас наш доктор добрый. Он под кровать, под ноги подкладывает специальные брусочки, и мы сейчас спим под наклоном небольшим. Первый день я не знал, что мне подложили брусочки, лег на кровать, смотрю телевизор и никак не могу понять: вчера вроде бы видел телевизор, а тут не вижу. А потом понял, что у меня брусочки под кроватью», - рассказывает бортинженер экипажа корабля «Союз ТМА-06М» Евгений Тарелкин.
Примерка корабля словно приемка новой квартиры. В ней все должно быть удобно. Для каждого члена экипажа.
Александр Кондрашенков – инструктор экипажа, учит думать на два шага вперед. Как правильно разместиться в корабле, как на выведении найти нужный предмет и законсервировать корабль на орбите.
«Здесь могут быть тонкости и хитрости, не все можно прописать в борт документацию. Например, идет какое-то указание снять контейнера, а не прописано, что в течение полета, когда ты его снял, он будет сильно мешать, сразу подумать о том, куда его грамотно расположить», - рассказывает инструктор экипажа Александр Кондрашенков.
Инструктор ведет экипаж уже 2 года. Он четвертый в их корабле. Незримо будет рядом и во время всего полугодового полета.
«Наши пути разойдутся в тот момент, когда они выйдут из автобуса и пойдут к ракете докладывать госкомиссии о том, что они готовы к полету. Я отправляюсь в бункер, из которого ведется управление. И как только они включают средства связи, мы продолжим работу. Они по голосу узнают, они прекрасно знают, что 16-ый, 3-ий – это их инструктор», - продолжает Александр Кондрашенков.
Бортинженер Евгений Тарелкин готовился к полету девять лет. Вроде бы новичок. Однако о космонавтике знает все. Как парашютист-инструктор сам когда-то тренировал своих друзей-космонавтов.
«Экипаж готов полностью, и мы как боевые кони с нетерпением ждем этого дня, когда наконец-то сможем подняться на нашем корабле. А экипаж замечательно сложен. У нас отличные психологический климат, мы и шутим, и разговариваем на английском, на русском», - рассказывает командир экипажа корабля «Союз ТМА-06М» Олег Новицкий.
Олег Новицкий тренируется сближаться с МКС. Ручное причаливание, стыковка корабля и станции на рекордной высоте – 450 километров. Через несколько суток все это будет в реальности.
Они готовы ко всему. Не пугает даже эта космическая высота. Командир экипажа Олег Новицкий, хоть и отправляется в космос впервые, но летчик опытный.
75 лет назад в подмосковных Химках был построен авиационный завод. Во время войны здесь выпускали боевые истребители конструктора Лавочкина. Потом от самолётов перешли к ракетам и космическим аппаратам. В НПО имени Лавочкина были построены знаменитые советские «Луноходы», межпланетные станции, научные обсерватории серии «Спектр».
Три четверти века в «Лавочке», как порой ласково называют предприятие в Химках, создают аппараты для исследований планет, астрофизические обсерватории, системы дистанционного зондирования Земли и даже космические буксиры. Но начиналось все со стульев и комодов.
«Вы понимаете, что Лавочка это предприятие, которое делало мебель. Ни самолетики, ни ракеты не делала. Ничего не делала. Делали мебель. И все. И когда потребовалось укреплять самолеты, решили, что здесь будут делать самолеты. Может потому, что во время войны самолеты делали из фанеры», - рассказывает академик РАН, научный руководитель Института астрономии Александр Боярчук.
Во время войны легендарные истребители ЛА конструкции Семёна Алексеевича Лавочкина стали грозой для немецких Люфтваффе. Уже в мирное время от авиации перешли к космической технике. В 65-м генеральный конструктор Сергей Королев передает заводу тему исследований Луны и планет Солнечной системы.
«Руководство ОКБ сказало: «Василий Павлович». Хотя тогда меня никто Василием Павловичем не называл. Вась, возьми кого хочешь и попробуйте создать такое устройство. Вот я выбрал 12 человек, и мы вместе заложили все, что нужно было для взятия грунта на Луне», - рассказывает ветеран НПО им. Лавочкина Василий Булесков. Тогда, в 70-м советский аппарат успешно опустился на Луну и вернулся с образцами грунта. Вскоре на вечный спутник Земли отправился и автоматический планетоход, проложивший по Луне первую колею.
Больше года на геоцентрической орбите трудится аппарат «Спектр-Р» с телескопом «Радиоастрон» на борту. В НПО Лавочкина его строили без малого 30 лет.
«Предприятие очень сильно помогало, являясь основным фактически местом, где мы готовили в окончательном виде наши эксперименты. И многие сотрудники этого предприятия стали нашими самыми лучшими друзьями», - рассказывает академик РАН, директор Астрокосмического центра ФИАН Николай Кардашев.
Сегодня в НПО Лавочкина создаются новые научные аппараты серии «Спектр». Установленной на «Спектре-УФ» аппаратуре предстоит исследовать Вселенную в ультрафиолете. Задача же его собрата спутника «Спектр-РГ» - создать полную карту неба в рентгеновском и гамма диапазоне.
«Сегодня мы мечтаем о том времени, когда мы будем знать об окружающей нас Вселенной практически все. Сейчас мы готовим с Роскосмосом проект. Называется «Спектр рентген-гамма» На этом спутнике будут стоять уникальные приборы, которые смогут увидеть скопления всех галактик во Вселенной», - рассказывает руководитель проекта «Спектр-РГ» Рашид Сюняев.
С помощью «Спектров» ученые надеются заглянуть в самые дальние уголки Вселенной, чтобы лучше понять для чего в галактике Млечный путь существует обитаемая планета под названием Земля.
Состоялся запуск транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-06М»
23 октября в 14:51 по московскому времени со стартового комплекса площадки 31 космодрома Байконур состоялся пуск ракеты космического назначения (РКН) «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем (ТПК) «Союз ТМА-06М» командир Олег Новицкий (Роскосмос), бортинженеры Евгений Тарелкин (Роскосмос) и Кевин Форд (НАСА).
В соответствии с циклограммой полета ТПК «Союз ТМА-06М» штатно отделился от третьей ступени РКН и выведен на заданную орбиту. Стыковка ТПК «Союз ТМА-06М» с Международной космической станцией запланирована на 25 октября.
Перед стартом в космос
Опубликовано 23.10.2012 пользователем rtrussian
Для всех членов экипажа, отправившихся во вторник на МКС на борту корабля "Союз", это первый полет в космос.
Корреспондент RT Люси Кафанов была с ними до самого старта.
Космический мониторинг Арктики Стартовала реализация первого этапа создания высокоэллиптической космической системы, предназначенной для наблюдения за Арктическим регионом.
"Началась разработка гидрометеорологической подсистемы. Заключен контракт с НПО имени Лавочкина на создание первого спутника системы – космического аппарата «Арктика-М». Таким образом, началась реализация очень важного проекта», – заявили в пресс-службе Роскосмоса.
Новая космическая система предназначена для мониторинга ледовой обстановки, организации телефонной связи и телематических сервисов. На начальном этапе Федеральное космическое агентство намерено создать сегмент из двух КА метеорологического наблюдения на высокоэллиптической орбите.
Арктика является «кухней погоды» для всего Северного полушария, оказывает определяющее влияние на процессы формирования погоды и климата в Северном полушарии. «В связи с этим возрастает важность изучения и прогноза изменений климата Северного полушария путем непрерывного глобального гидрометеорологического мониторинга. Однако исключительно важный для прогноза погоды и выявления причин и механизмов климатических изменений Арктический регион остается недоступным для непрерывных гидрометеорологических наблюдений существующими средствами», – пояснил руководитель пресс-службы Роскосмоса Алексей Кузнецов.
Он отметил, что гидрометеорологические космические аппараты на геостационарной орбите по физическим ограничениям не могут обеспечить наблюдение арктических территорий с географической широтой более 60 градусов северной широты с требуемым качеством данных.
Существующие низкоорбитальные космические аппараты также неспособны предоставить гидрометеорологический мониторинг всего Арктического региона с требуемой обзорностью (одновременной съемки всего видимого диска Земли) и периодичностью 15–30 минут.
В дальнейшем, как ранее сообщалось, в рамках развития системы возможно наращивание группировки за счет спутников связи «Арктика-МС» и радиолокационных «Арктика-Р».
В рамках двустороннего межправительственного соглашения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, Россия и Южная Корея договорились о совместной разработке и создании южнокорейского космического ракетного комплекса с ракетой-носителем легкого класса KSLV-I.
Контракт о создании КРК KSLV-I был подписан в октябре 2004г.
Первая ступень KSLV-I была создана в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, а вторую ступень и полезную нагрузку спроектировали и изготовили в Южной Корее.
С южнокорейской стороны заказчиком проекта выступал Корейский институт аэрокосмических исследований (KARI).
С российской стороны в проекте участвовали ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, отвечающий за разработку комплекса в целом, НПО "Энергомаш" - разработчик и изготовитель двигателя первой ступени, а также Конструкторское бюро транспортного машиностроения, которое отвечало за разработку проекта наземного комплекса.
24 октября ракету–носитель KSLV-1 установили на стартовой площадке космодрома Наро (Южная Корея).
В ближайшие дни будут проводиться окончательные проверки готовности к пуску всех агрегатов и систем ракеты-носителя и наземного комплекса.
user78 24.10.12 17:08 А неплохо мы так подсаживаем мировой космос на наши ракетные двигатели..
РД-191 для корейских KSLV-I РД-180 для американских Атлас-5 НК-33 для американских Антарес/Таурус-2 РД-261 и РД-262 для украинских Циклон РД-171М и РД-120 для украинских Зенит-3SLБ
А ведь ракетные двигатели - это главная (самая сложная и дорогая) составная часть любой ракеты-носителя!
Кроме того, мы продаем целиком готовые ракеты-носители Союз-СТА и Союз-СТБ Европейскому космическому агентству для запусков с космодрома Куру.
24 октября ракету–носитель KSLV-1 установили на стартовой площадке космодрома Наро (Южная Корея). В ближайшие дни будут проводиться окончательные проверки готовности к пуску всех агрегатов и систем ракеты-носителя и наземного комплекса.
О переносе пуска ракеты-носителя KSLV-1 26.10.2012 Пуск ракеты-носителя KSLV-1(The First Korean Space Launch Vehicle), запланированный на 26 октября с космического центра Наро (Южная Корея), перенесен на более поздний срок. При подготовке ракеты-носителя к пуску были выявлены замечания по бортовым системам первой ступени. Для устранения полученных замечаний принято решение о снятии ракеты-носителя со стартового комплекса, транспортировке в монтажно-испытательный комплекс и проведении дополнительных проверок. О дате пуска будет сообщено дополнительно. Пресс-секретарь руководителя Роскосмоса
-----------------
тем временем
«Казбеки» прибыли на Международную космическую станцию 25.10.2012 В соответствии с программой космического полёта в 19 часов 05 минут мск были открыты переходные люки между малым исследовательским модулем «Поиск» (МИМ-2) Международной космической станции и транспортным пилотируемым кораблём «Союз ТМА-06М», пристыковавшимся к МКС сегодня в 16 часов 29 минут мск. Командир экипажа 33-й длительной экспедиции Санита Уилльямс (НАСА), бортинженеры Юрий Маленченко (Роскосмос) и Акихико Хошиде (ДжАКСА) тепло встретили прибывших на МКС коллег - космонавтов Роскосмоса Олега Новицкого, Евгения Тарелкина и астронавта НАСА Кевина Форда. В ходе работы 33/34 основной экспедиции на МКС продолжится проведение экспериментов в различных областях, в частности космической биотехнологии, медико-биологических исследований, дистанционного зондирования Земли, исследований Солнечной системы, космического материаловедения, геофизики и исследований околоземного космического пространства, а также образования и отработки технологий. Пресс-служба Роскосмоса
Напомним, "Союз" стартовал с космодрома Байконур 23 октября 2012 г. Государственная комиссия 22 октября утвердила основной экипаж, в который вошли командир транспортного корабля "Союз ТМА-06М" Олег Новицкий, бортинженеры Евгений Тарелкин (космонавт Федерального космического агентства) и Кевин Форд (астронавт NASA).
Запуск пилотируемого корабля впервые производился не с Гагаринского старта, а с пусковой площадки-дублера. Этот пуск "Союза" стал первым после того, как площадку модернизировали.
Планируется, что космонавты пробудут на МКС более 4 месяцев. За это время им предстоит провести более 50 исследований и экспериментов.
Теперь в космосе есть 32 рыбки и маленькое пианино - на Международной космической станции встретили участников очередной длительной экспедиции. Стартовавший с Байконура российский корабль "Союз" доставил на орбиту россиян Олега Новицкого и Евгения Тарелкина, а также астронавта НАСА Кевина Форда. Они уже перешли на МКС, где им предстоит провести более 4 месяцев. До ноября новый экипаж будет работать вместе с прежним - американкой Сунитой Уильямс, россиянином Юрием Маленченко и японцем Акихико Хошиде. Как раз для последнего с Земли и привезли необычный груз рыбок для опытов и электронное мини-пианино - для досуга.
Экипаж "Союза" прибыл на МКС. До пункта назначения корабль добирался двое суток. Планируется, что уже весной время пути сократится в несколько раз. Вместо 48 часов "Союзы" будут прибывать по "быстрой" схеме, всего за 5-6 часов.
С пополнением интернациональный экипаж станции увеличился вдвое. В таком составе космонавтам и астронавтам предстоит работать на орбите до декабря.
Скорость 27 тысяч километров в час относительно поверхности земли. Высота рекордная — 430 километров. Ориентация, импульсы на сближение — и вот космический корабль "Союз-ТМА 06М" приближается к орбитальной станции. Двое суток в пути. Долгожданная стыковка. Два часа ожидания, проверка герметичности, выравнивание давления и, наконец, открытие люков. Теплая встреча. Теперь на ближайшие месяцы космическая станция — и рабочее место, и родной дом.
"Ты влетаешь на станцию. Она большая. Там тепло, там светло. На ближайшие полгода, или сколько продлится экспедиция, это твой дом. И все эти эмоции, они всегда искренние. Все рады друг друга видеть", — рассказывает лётчик-космонавт, Герой России Сергей Волков.
Космический путь поражает своим размахом. Многолетняя подготовка к полету, 9 минут до выведения на орбиту и два дня до стыковки. Все по расписанию.
Стартовал экипаж хоть и с привычной точки на карте — с космодрома Байконур — однако, с новой площадки. "Не так важна точка земной поверхности, откуда лететь. Он летит на том же самом советском, сейчас российском корабле "Союз", самом надежном космическом аппарате", — говорит руководитель стартовой площадки. Сергей Карасев.
Крайний раз отсюда, с этой площадки, пилотируемая ракета уходила в космос в 1984 году, и 28 лет отсюда не летали ракеты с космонавтами. Однако все здесь так же, как на "гагаринском" старте: космическая лестница и космический лифт. Есть и так называемая "зона чистоты". Перед посадкой космонавтов в корабль здесь трудятся инженеры в стерильных комбинезонах, укладывая бортовую документацию и делая все для комфорта экипажа.
Площадка новая, а традиции — старые. Как в прежние времена, доклад государственной комиссии – на стартовом комплексе. А потом первое и главное ускорение перед подъемом в ракету — шлепок по скафандру.
Первый уровень, второй, третий — как этажи высокого дома. Сергей Мишин в лифте вместе с космонавтами, вот так много лет провожает экипажи. Потомок академика, генерального конструктора Мишина здесь в лифте тоже член экипажа. Довезти до космического корабля такой груз надо плавно и спокойно.
Ракета возвышается над стартом на 34 метра, здесь на этой высоте становится не по себе. Колонны обслуживания и сама ракета на ветру покачиваются. И захватывает дух от осознания того, что скоро это творение рук человеческих преодолеет земное тяготение и выйдет на орбиту. Покачивание ракеты чувствуют и космонавты в корабле. Команда на закрытие люка и дружественный стук – с наилучшими пожеланиями в полете.
Они все испытатели, испытывают стартовые системы, новые модификации корабля, цифровые системы управления. В каждом полете — новые испытания. Уже их дублеры: экипаж "Союз-ТМА-08М" Павел Виноградов, Александр Мисуркин и Кристофер Кессиди испытают новую трассу полета.
Этот экипаж будет добираться до станции всего за 5 часов. "Сейчас мы имеем корабль, который позволяет летать достаточно быстро. Очень хорошая вычислительная машина на борту, она может просчитать все маневры корабля, фактически без Земли. Одно дело лететь двое суток и начинать делать эксперименты биологические, а другое, когда можно здесь на старте положить любую нагрузку и через 5-6 часов начать эксперимент — для ученых, для биологов, это крайне важно", — говорит лётчик-космонавт, командир корабля "Союз ТМА-08М" Павел Виноградов.
Так летали первые экспедиции к космическим станциям, так будут продолжать летать и новые экипажи на российских кораблях. Чтобы однажды этот рейс Земля-Орбита стал регулярным для каждого из нас.
Транспортный грузовой корабль «Прогресс М-17М» вывезли на старт 29.10.2012
На космодроме Байконур в 5:00 мск состоялся вывоз ракеты космического назначения (РКН) «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем (ТГК) «Прогресс М-17М» из монтажно-испытательного корпуса пл.112 на стартовый комплекс (СК) площадки 1. После доставки ракеты-носителя к месту проведения операций расчеты специалистов ракетно-космической промышленности приступили к работам по графику первого стартового дня.
Пуск ракеты космического назначения «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-17М» запланирован на 31 октября. Грузовой корабль должен будет доставить на МКС более 2,5 тонн грузов – научное оборудование и комплектующие для станции, топливо для поддержания ее орбиты, продукты питания, воду и воздух для космонавтов.
Планируемый запуск транспортного грузового корабля четвёртый в текущем году. Предыдущие были успешно выполнены 26 января (ТГК «Прогресс М-14М»), 20 апреля (ТГК «Прогресс М-15М») и 1 августа («Прогресс М-16М»).
Русский космос 34. Лунный лифт +Программа Космонавтика от 261012
Русский космос 34. Лунный лифт
Опубликовано 26.10.2012 пользователем tvroscosmos
Патент на российский «космический лифт» получили ученые Института астрономии РАН.
На состоявшейся недавно конференции «Циолковские чтения» в Калуге были представлены наиболее перспективные с точки зрения реализации проекты.
Один из таких проектов предложил российский учёный Александр Багров со своими единомышленниками и соавторами Владиславом Леоновом и Андреем Багровым.
Лунный лифт может стать реальностью?
В эфире программы «Русский космос» о своём проекте «лунного»лифта расскажет научный сотрудник Института астрономии Российской академии наук, ведущий специалист НПО имени Лавочкина, доктор физико-математических наук Александр Викторович Багров.
Программу провела Мария Кулаковская.
Программа Космонавтика от 261012
Опубликовано 29.10.2012 пользователем tvroscosmos
Программа "Космонавтика" от 26 октября 2012 года на телеканале "Россия 24".
Состоялся вывоз РКН «Протон-М» с космическими аппаратами «Луч-5Б» и «Ямал-300К» на стартовый комплекс 30.10.2012
30 октября в соответствии с решением Государственной комиссии состоялся вывоз на стартовый комплекс (СК) площадки 81 космодрома Байконур ракеты космического назначения (РКН) «Протон-М» с разгонным блоком (РБ) «Бриз-М», предназначенной для выведения на целевую орбиту коммуникационных космических аппаратов (КА) «Луч-5Б» и «Ямал-300К».
Ракета космического назначения установлена в пусковое устройство.
В соответствии с графиком подготовки РКН на СК специалисты предприятий ракетно-космической отрасли России приступили к операциям по программе первого стартового дня.
Пуск РКН «Протон-М» с РБ «Бриз-М» и космическими аппаратами «Луч-5Б», «Ямал-300К» запланирован на 3 ноября.
65 лет ФГУП НПП ВНИИЭМ +Гидрокосмос. Нырнуть, чтобы взлететь +Космос говорит по русски
65 лет ФГУП НПП ВНИИЭМ
Опубликовано 29.10.2012 tvroscosmos
Фильм рассказывает об истории и современной деятельности Научно-производственного предприятия Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики с заводом имени А.Г. Иосифьяна.
Гидрокосмос. Нырнуть, чтобы взлететь
Опубликовано 29.10.2012,tvroscosmos
Фильм рассказывает о подготовке космонавтов к работам в открытом космосе - в гидролаборатории ЦПК имени Ю.А. Гагарина.
Для чего необходима подводная подготовка и что дает она космонавтам - на эти и другие вопросы отвечает этот фильм
Космос говорит по русски
Опубликовано 29.10.2012,tvroscosmos
12 апреля 1961 года земляне впервые услышали человеческую речь из космоса, и это был русский язык. С тех пор около ста наших соотечественников выходили в эфир с космических высот, четыре с половиной десятилетия звучит на орбите русская речь.
Несмотря на то, что официальный язык общения на МКС - английский, русский как был, так и остается незаменимым. Сегодня все, кто участвует в международной космической программе, не только астронавты, но и те, кто работает на Земле, изучают русский язык.
В фильме, посвященном Году русского языка, принимают участие известные космонавты, астронавты НАСА и Европейского космического агентства, преподаватели русского языка, долгое время работающие с астронавтами, переводчики. Включены забавные истории и казусы, связанные с поиском взаимопонимания между космонавтами и астронавтами.
Космические аппараты «Луч-5Б» и «Ямал-300К» выведены на целевые орбиты 03.11.2012
3 ноября в 10.18.00 мск в соответствии с циклограммой выведения на целевую орбиту произошло штатное отделение космического аппарата (КА) «Ямал-300К» от разгонного блока (РБ) «Бриз-М». В 10.33.00 мск также штатно отделился КА «Луч-5Б». Оба аппарата взяты на управление. Проводятся проверочные включения систем.
Совместный запуск российских телекоммуникационных космических аппаратов «Луч-5Б» и «Ямал-300К» был выполнен с помощью ракеты космического назначения (РКН) «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» стартовыми расчетами предприятий ракетно-космической промышленности сегодня в 01.04.00 мск со стартового комплекса площадки 81 космодрома Байконур.
Космический аппарат «Луч-5Б» - второй аппарат многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч», разрабатываемой в рамках Федеральной космической программы (первый спутник – «Луч-5А» был успешно запущен в декабре 2011 года). Аппараты данной системы предназначены для ретрансляции информации с низколетящих космических аппаратов, включая пилотируемые космические комплексы, и в первую очередь российский сегмент Международной космической станции, а также с других объектов ракетно-космической техники (ракет-носителей, разгонных блоков и др.)
Спутники способны принимать от них информацию (как телеметрическую, так и целевую) на активных и пассивных участках полета, находящихся вне зон видимости с территории России, и передавать ее в режиме реального времени на отечественные наземные пункты приема информации. Помимо этого спутники-ретрансляторы способны принимать сигналы системы «КОСПАС-САРСАТ», а также информацию со станций гидрометеорологической системы Росгидромета, и транслировать их на наземные станции. Кроме того, «Луч» будет передавать поправки к измерениям, выполняемым по спутникам системы ГЛОНАСС, что позволит увеличить точность измерения сигнала.
"Луч-5Б" сможет с высокой точностью ориентировать свои антенны на низколетящие объекты ракетно-космической техники, захватывать и сопровождать их по трассе полета. Для этого на спутнике установлены две четырехметровые антенны с узкими диаграммами направленности (одна Ku-диапазона, другая - S-диапазона), каждая из которых cможет независимо сопровождать свой объект. На космическом аппарате также установлены шесть транспондеров S- и Ku-диапазонов. Спутник "Луч-5Б" разработан и изготовлен ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнёва" (ИСС) на базе модификаций платформы "Экспресс-1000".
Космический аппарат «Ямал-300К» создан по заказу российского оператора спутниковой связи ОАО «Газпром космические системы» и предназначен для непрерывного и круглосуточного выполнения функций космического ретранслятора в системах спутниковой фиксированной связи и вещания с заданными характеристиками. Космический аппарат позволяет решать задачи создания сетей VSAT, организации спутникового широкополосного доступа, магистральных потоков Интернет, магистральных линий связи, обеспечения общероссийского и регионального телевидения распределительного типа и непосредственного приема.
Спутник "Ямал-300К" оснащаен комбинированной полезной нагрузкой, включающей в себя 8 транспондеров по 72 МГц стандартного С-диапазона и 18 транспондеров по 72 МГц стандартного Ku- диапазона. Таким образом, суммарная емкость спутника «Ямал-300К» составит 52 транспондера в эквиваленте 36 МГц.
Для работы в С-диапазоне на спутнике «Ямал-300К» устанавливается приемо-передающая антенна, формирующая фиксированный контурный луч, который из позиции 90°в.д. охватывает всю видимую территорию России, а также прилегающие страны.
Антенны Ku-диапазона, установленные на спутнике, формируют три луча: один фиксированный луч с контурной диаграммой направленности (Северный луч 1), один фиксированный эллиптический луч (Северный луч 2) и один перенацеливаемый луч. Северный луч 1 охватывает всю видимую территорию России, а также прилегающие страны. Для работы в этом луче предназначено 6 транспондеров.
Северный луч 2 «освещает» европейскую – самую заселенную часть территории России. В этом луче будут работать 9 транспондеров.
Перенацеливаемый луч имеет возможность перемещения по командам с Земли в процессе эксплуатации спутника. В нем будут работать три транспондера. После запуска в орбитальную позицию 90°в.д. спутника «Ямал-401» спутник «Ямал-300К» будет переведен в позицию 163.5°в.д.
Технические характеристики спутника Ямал-300К Орбитальная позиция 90°в.д. Масса, кг 1640 Мощность, выделяемая для электропитания бполезной нагрузки, Вт 5600 Рабочий диапазон частот С, Ku Количество и полоса транспондеров, МГц 8x72 (С) 18x72 (Ku) Выходная мощность передатчиков, Вт 110 (С) 140 (Ku) Точность удержания спутника в орбитальной позиции по широте и долготе, град. 0,1 Точность ориентации осей спутника, град. 0,1 Срок активного существования, лет 14
Страховая группа "СОГАЗ" и ОАО "Газпром космические системы" заключили договор страхования запуска и начальной эксплуатации на орбите спутника "Ямал-300К". Общая страховая сумма составила 235 млн долларов в рублевом эквиваленте, сообщается в пресс-релизе СОГАЗа.
СОГАЗ обеспечит страховой защитой спутник "Ямал-300К" на период его запуска и последующей эксплуатации на околоземной орбите в течение одного года. Перестрахование было осуществлено на российском и зарубежном рынках при участии страхового брокера AON-ISB. По мнению главы спутникового оператора "Сетьтелеком" (ГК AltegroSky) Сергея Пехтерева, успешный запуск этих спутников ("Ямал-300К" и "Ямал-402") может привести к усилению конкуренции ГКС с ФГУП "Космическая связь" (ГПКС). "Ямал-300К" уже почти полностью законтрактован, - отметил Сергей Пехтерев. – Ситуация с "Ямал-402" несколько иная, так как он работает не только в стандартной полосе частот, но и в нестандартных "плановых" полосах Ku-диапазона. И если стандартная полоса будет выкуплена быстро, то к нестандартной рынку потребуется привыкать, поскольку передатчики под нее не продаются в таком большом объеме".
Справка. Как следует из информации на сайте ОАО "Газпром космические системы" (ГКС), ОАО "Газпром" принадлежит 79,80% ГКС, РКК "Энергия" обладает долей в 16,16%, а Газпромбанк – 4,04%. По оценке издания Space News, в 2011 г. ГКС занимал 20% российского рынка спутниковой связи. Доля в 55% принадлежит ФГУП "Космическая связь", а еще 25% делят между собой международные операторы. Выручка ГКС по итогам 2011 г. составила 2,2 млрд руб.
Дополнение. А ГКНПЦ им. Хруничева сообщает, что 1.11.2012г. самолет Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Полет» доставил на аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур разгонный блок «Бриз-М», изготовленный в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Разгонный блок «Бриз-М» предназначен для ракеты-носителя «Протон-М», с помощью которой будет запущен телекоммуникационный космический аппарат «Ямал-402» для российского спутникового оператора ОАО «Газпром космические системы».
В конце ноября на орбиту планируется вывести новый российский космический аппарат дистанционного зондирования Земли - спутник «Ресурс-П».
ДЗЗ -- химическое зрение
Опубликовано 02.11.2012 пользователем tvroscosmos
В конце ноября на орбиту планируется вывести новый российский космический аппарат дистанционного зондирования Земли - спутник «Ресурс-П».
Разрешение 70 сантиметров, полоса захвата до 40 километров и это далеко не все возможности аппарата.
Специалисты уже говорят, «Ресурс-П» - станет новым взглядом на нашу планету
Автор - К. Зима Оператор - Б. Готгельф
------------------------------
Марсоход Curiosity прислал на Землю автопортрет на фоне пейзажа
Curiosity, который уже три месяца путешествует по Красной планете, прислал на Землю типичный снимок туриста - автопортрет на фоне пейзажа. На нём можно разглядеть марсианское небо, песчаную долину и горную цепь кратера Гейла.
Возникает вопрос - кто снимал?
Инженеры НАСА объясняют, что на аппарате установлены сразу 17 камер. Он сделал 55 кадров с разных точек, которые потом смонтировал. Что касается поисков жизни на Марсе: аппарат также отправил на Землю анализы атмосферы.
Ученые рассчитывали найти следы метана, который выделяется микроорганизмами. Оказалось, что его практически нет.
Орбитальная группировка спутников связи и вещания «Ямал» пополнилась новым космическим аппаратом. Запущенный с Байконура «Ямал-300К» сейчас проходит летные испытания в космосе. Благодаря «Ямалу» связь, телевещание и быстрый доступ в Интернет станут доступны в самых отдаленных уголках, включая Восточную Сибирь и Дальний Восток. В том числе, и на полуострове, который дал название космическому аппарату.
На орбите "Ямал-300К" — первая "ласточка" новой серии космических коммуникаторов. В отличие от предшественников он будет трудиться не 10, а 15 лет на благо российских телезрителей и пользователей интернета. Спутник поможет развитию общественного и регионального цифрового телевидения, повысит надежность и скорость доступа к всемирной сети.
«Это уже спутники следующего поколения, с намного большей энергетикой, со значительно большим количеством транспондеров. У группировки, которая будет создана из этих спутников, будет в четыре раза больше пропускная способность, чем у предыдущих спутников. Но самое главное, они дают значительно новое качество именно потребителям», - рассказывает генеральный конструктор «Газпром Космические системы» Николай Севастьянов. Первый спутник «Ямал» начал транслировать цифровое телевидение России на рубеже 21 века.
Со спутниками «Ямал-200» уже работает новая аппаратная с современным оборудованием для трансляции даже не десятков, а сотен каналов с высоким разрешением.
«Сегодня уже через наш спутник вещается 146 телевизионных каналов. Это вот и есть результат внедрения новых технологий. И что это за каналы? Это коммерческие телевизионные каналы, это региональные телевизионные каналы», - продолжает рассказывать Николай Севастьянов.
Когда завершатся летные испытания нового «Ямала», в его распоряжении будет еще более высокотехнологичный комплекс - аппаратура третьего поколения.
«Мы находимся в аппаратной, в которой стоит новейшее оборудование для работы со спутниками «Ямал-300» и «Ямал-400». Она обеспечит работу в самых современных форматах цифрового телевидения МPeg 4 и телевидение высокой четкости», - рассказывает директор центра спутниково-телевизионных систем Виктор Иосифов.
Лазурный берег Франции. Рядом Канны - родина Международных кинофестивалей, где ежегодно дефилируют звезды мирового кинематографа. Однако есть горожане, которые рядом со звездами все 365 дней в году. В буквальном смысле слова.
Завод Талес Аления Спэйс. Европейский лидер в области спутниковых систем и производитель орбитальной инфраструктуры. Более 15 лет предприятие тесно сотрудничает с Россией в строительстве космических аппаратов.
«История отношений Талес Аления Спэйс и России – одна из самых длительных и успешных для нашей компании. Такое длительное сотрудничество – редкое явление в космической промышленности. Нам выпала большая честь работать с двумя отличными российскими партнерами «Информационные спутниковые системы» и «Газпром космические системы», - рассказывает генеральный директор «Талес Аления Спэйс» Жан-Лоик Галль.
На стапелях в Каннах – телекоммуникационный спутник «Ямал-402», совместный проект России и Франции. Его планируют запустить на орбиту в конце года.
«Ямал-402» - практически первый спутник восточноевропейских стран, построенный в западной Европе, который полностью оснащен российским оборудованием и запускается с российского космодрома», - рассказывает менеджер программы «Ямал-400» Дени Погарелофф.
Лаборатория сборки. Здесь создают оболочку, «скорлупу» спутника. При выводе на орбиту каждый грамм на счету. Однако, алюминиевый сотовый пакет спутник не утяжеляет.
Все элементы аппарата проходят стерилизацию. Далее – соединение защитных модулей. Спутник будто одевают в кокон.
«Вот перед нами автоклав, где при высоких температурах производится, в частности, склейка элементов обшивки кожуха композитными смолами», - показывает менеджер по сборке, интеграции и испытаниям «Ямал-402» Жиль Обадья.
Оператор наклеивает специальные маркеры для монтажа приборной панели спутника. После этого – окончательная сборка аппарата.
Финальный этап – испытания космосом. Еще на Земле. Своеобразный экзамен на механические нагрузки - вибрацию, акустические - звуковые, частотные и термические. Здесь российский «Ямал» делает свои первые шаги в космос.
«Слева на транспортной платформе вы можете видеть спутник «Ямал-402». Он полностью готов к отправке на тестовый полигон: собран и предварительно протестирован. До полной готовности осталось установить солнечные батареи и отражатели», - продолжает Жиль Обадья.
«Ямал» нового поколения сегодня уже на Байконуре. Но даже после вывода на орбиту французские специалисты не оставят его. Из этих залов операторы наземных станций будут следить за спутником и при необходимости корректировать его работу.
«Это так называемый «зал чистой совести». Здесь операторы, завершившие десятидневную смену, могут еще раз убедиться в правильности выполненной работы. Только через 3-4 недели управление и контроль за спутником будут переданы клиенту. В данном случае – компании «Газпром космические системы», - рассказывает директор по эксплуатации и управлению спутниками «Талес Аления Спэйс» Пьер Гийермин.
Новый «Ямал» улучшит сигнал не только в России и странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. Связь, телевещание и быстрый доступ в Интернет станут доступны в самых отдаленных уголках, включая Восточную Сибирь и Дальний Восток. В том числе и полуостров Ямал, который и дал название космическому аппарату.
далее под катом: Сергей Иванов рассказал о ходе расследования дела по фактам хищения в ГЛОНАСС,репортаж 1tv. + подборка видео от tvroscosmos
Сергей Иванов рассказал о ходе расследования дела по фактам хищения в ГЛОНАСС репортаж 1tv. --------------------- +Дистанционное зондирование Земли +Программа Космонавтика 10.11.12
Сергей Иванов рассказал о ходе расследования дела по фактам хищения в ГЛОНАСС
По словам Сергея Иванова, главы администрации Президента и главы президиума Президентского совета по противодействию коррупции, три дела за одну неделю – не совпадение. Дела крупные, поэтому и расследования многолетние. Причем одно из дел - по проекту ГЛОНАСС - он курировал лично.
Вопрос: За одну неделю становится известно о результатах расследования сразу трех антикоррупционных дел. Можно ли говорить, что государство взяло курс на ужесточение борьбы с коррупцией и принципиально новый уровень в этой борьбе? Сергей Иванов: Хотел бы напомнить изречение одного из моих любимых великих русских историков Карамзина, который на вопрос "Как бы вы охарактеризовали положение в России кратко?", он кратко и ответил: "Воруют". Это было примерно 200 лет тому назад. Ну, вот, к сожалению, и сейчас воруют. И с этим просто надо целенаправленно бороться. Я сам возглавляю Президиум по борьбе с коррупцией Совета по коррупции, которую возглавляет наш Президент Верховный Главнокомандующий. Я вам могу сразу сказать честно, что мы в закрытом режиме рассматриваем декларации некоторых чиновников, генералов, военнослужащих. И уже в мою бытность – я всего год работаю главой Администрации Президента – около 10 генералов, их декларации были подвергнуты большому сомнению, в результате чего некоторые из них были уволены, а некоторым отказано в повышении в должностном росте. У нас нет абсолютно никаких на этот счет ограничений. И, кстати, последние как раз дела, по-моему, наглядно показывают что, несмотря ни на какие чины, звания и так далее, у нас нет и не должно быть неприкасаемых.
Вопрос: Цифры, которые сейчас оглашают по ГЛОНАСС, на ваш взгляд, это окончательные цифры? 6,5 миллиардов? Сергей Иванов: До этого звучала другая цифра - полмиллиарда рублей, 500 миллионов рублей. Вы знаете, 6,5 миллиардов – это стоимость, я вам скажу, примерно трети всей космической группировки ГЛОНАСС, которая сейчас на орбите.
Вопрос: Вы были одним из отцов-идеологов проекта. Соответственно, когда вскрылось, что в ГЛОНАСС могут быть и есть злоупотребления, вероятно, вы одним из первых получили информацию об этом? Сергей Иванов: Когда я начинал работу, а программа начиналась в 2006-2007 году, для этого были выделены большие бюджетные средства, огромные бюджетные средства. И где-то в 2009-2010 году у меня, знаете, на уровне ощущения стали возникать подозрения, что что-то не так. А вначале 2010 года ко мне обратился тогдашний министр внутренних дел Рашид Гумарович Нургалиев, который мне доверительно сообщил, что у него не только ощущение, но и появляются первые факты, или основания, подозревать, что бюджетные средства ГЛОНАСС, говоря по-простому, воруются. После этого я встретился в закрытом совершенно режиме с некоторыми - не буду называть их имена - следователями, операми, сотрудниками МВД, которые непосредственно работают по этому делу. Они мне показали бумаги размером примерно со стол, просто простыни, где, по их мнению, четкими стрелочками было показано, как ходят деньги и куда они уходят. И я попросил их продолжать работу, естественно, не снижать никаких темпов.
Вопрос: Но тем не менее, на этих простынях имена людей, которым вы давали поручения, которым вы верили, c которыми, в принципе, за два года расследования вы были вынуждены, ничего не говоря, никак не намекая, здороваться за руку. Что это было для вас? Сергей Иванов: Я большую часть своей жизни провел во внешней разведке. Самое страшное, что там может быть, это предательство. Вот то же самое и здесь. Когда ты видишь, что люди, которым ты доверял, которым в конце концов государство доверяло и выделило огромные деньги для определенных целей, и они, мягко говоря, используются не по назначению, ну, как можно к этому человеку относиться? Или к этим людям относиться? Ну, терпел. Терпел. Я не подавал виду, потому что я понимал, что если я начну подавать вид, то это приведет просто к настороженности и попытке замести следы.
Вопрос: Если мы сейчас попытаемся нарисовать коррупционную карту России, какие регионы, на ваш взгляд, выделить особо ярким цветом? Сергей Иванов: Ну, во-первых, коррупция и раньше, и сейчас, и в будущем – это прямая угроза национальной безопасности. Она и сейчас ею являются. Очень много вопросов к Северному Кавказу, очень много. И люди простые жалуются. Да тут и без жалоб простых людей так, честно говоря, очень много видно, в том числе по упомянутому мною выше "обналу" так называемому. Это надо признать открыто. А вот меньше ее - по мнению бизнеса, подчеркиваю, по мнению бизнеса - в ряде северных территорий, Ямало-Ненецкий округ, Ханты-Мансийский округ, Томская область, в хороших цветах в хорошем смысле этого слова отдельные регионы Дальневосточного округа.
Вопрос: Вы крайне болезненно относитесь к проявлениям коррупции. А мне всегда очень любопытно спросить. Вот Владимир Владимирович много лет на важнейших постах, каждый день он получает информацию, которую получает только он. Вы когда-нибудь обсуждаете, что люди, которым он в принципе доверял, подводят его, в том числе его лично? Сергей Иванов: Обсуждали. Какое чувство? Чувство брезгливости, наверное, это самое правильное слово. Но с другой стороны, когда такая информация поступает, она, как правило, носит первичный, юридически не закрепленный характер, а Владимир Владимирович, в отличие от меня, юрист. А в нем больше все-таки основа на законотворчестве и на законах и на железной необходимости соблюдения законов. Он дает поручение разобраться, поставить точку в этом вопросе с точки зрения, извините за тавтологию, правда это или неправда, и если это правда, то, пожалуйста, полный карт-бланш соответствующим органам довести это дело до конца.
Вопрос: Что будет знаком к тому, что ситуация сдвинулась с мертвой точки и борьба с коррупцией принесла свои позитивные результаты? Сергей Иванов: Ну, во-первых, я считаю, что она начинает приносить первые позитивные результаты. Собственно, давайте вспомним, что было 10 лет назад и что сейчас? У нас 10 лет назад были такие дела? Что-то не припоминаю. Я тоже общаюсь с людьми и часто слышу от них следующее: ну, ладно, вы кого-то поймали, осудили, он наворовал, но это все оформлено на жену, на детей, на внуков, коттеджи, все это как стояло, так и стоит. Отчасти эти упреки, на мой взгляд, личный, справедливы. И здесь я бы ответил вам не как глава Администрации Президента, а просто как гражданин Иванов: по мнению гражданина Иванова, было бы очень хорошо, когда такие преступления заканчивались бы не только судебными приговорами, но и конфискацией всего имущества, нажитого преступным путем. Вот когда люди это увидят, я думаю, после этого вопросов, как относится власть к коррупции, уже не будет.