Обновки для флота
1 февраля на заводе «Северная верфь» и 20 апреля на Амурском судостроительном заводе были заложены сторожевые корабли (скр) «Гремящий» и «Громкий» проектов 20385 и 20380 соответственно. 21 апреля на заводе «Алмаз» в Санкт-Петербурге был спущен на воду сторожевик «Жемчуг» проекта 22460. Итого, менее чем за два месяца, произошло три важных события в жизни отечественного Военно-Морского Флота. А ведь не так давно были времена, когда такое же количество закладок и спусков на воду происходило далеко не в течение двух месяцев.
Разгадка проста: Госпрограмма вооружений-2020. Воплощение программы в жизнь набирает обороты и сейчас можно рассказать о планах и реальности строительства боевых кораблей.
Сторожевик «Жемчуг» проекта 22460
Планы
В относительно отдаленных планах пока находится проект эсминца водоизмещением 9-12 тыс. тонн. В ряде источников сообщалось, что этот проект уже почти готов, а кроме того, новый эсминец будет иметь ряд нового вооружения и ядерную энергетическую установку. Подробностей из официальных источников пока не было, хотя главком ВМФ адмирал В. Высоцкий обмолвился о необходимом количестве таких кораблей. По его словам, российский Военно-Морской Флот нуждается, как минимум, в 16 таких эсминцах. Что касается сроков, то закладка головного эсминца может состояться уже в этом году. Поскольку информации о новом проекте, предусматривающем ядерную энергоустановку, пока нет, можно строить предположения насчет перспектив альтернативного ему проекта 21956.
Другие крупные планы на дальнюю перспективу касаются авианосцев. Имеются данные о наличии нескольких эскизных проектов, выполненных в соответствии с различными концепциями. Тем не менее, у руководства флота, похоже, до сих пор не имеется единого мнения по поводу облика новых авианосцев и оно, как следствие, не может выбрать лучший предварительный проект. Интересно, что примерные сроки уже были названы. Так, к 2015 году соответствующие организации выдадут окончательные технические требования, а в 2018-м можно будет начинать строительство. Водоизмещение и габариты новых кораблей, предположительно, будут соответствовать параметрам «Адмирала Кузнецова». В то же время, новый корабль получит атомную энергетическую установку, разработка которой в настоящее время подходит к концу. Что касается самого «Адмирала Кузнецова», то, по слухам, в скором времени его наконец избавят от бездействующих шахт для ракет «Гранит» и установят на их место что-то другое.
Имеются планы и по развитию подводного флота. К примеру, проект 677, не так давно признанный неудачным, сейчас перерабатывается и на его основе будет создан новый тип дизель-электрических подводных лодок. Вероятно, он станет первым проектом отечественных ДЭПЛ, оснащенным воздухонезависимой энергетической установкой. Разработкой этого проекта занимается ЦКБ «Рубин». Их главные конкуренты из СПМБМ «Малахит» также работают над воздухонезависимыми энергоустановками и планируют оснащать ими малые лодки.
Проект 1144 «Орлан», «Петр Великий»
Недавно появилась информация об атомных крейсерах проекта 1144 «Орлан». Дело в том, что сейчас из четырех построенных кораблей этого проекта в строю находится только один – «Петр Великий». В течение последнего года шли конструкторские работы на предмет нового облика оставшихся кораблей. Во второй половине текущего 2012 года начнется собственно модернизация крейсера «Адмирал Нахимов», который в настоящее время находится в отстое. По имеющимся данным, в ходе доработки корабль почти полностью изменит радиоэлектронное оборудование, а вместо шахт противокорабельных ракет «Гранит» будет установлена специальная модульная пусковая установка на 80 ячеек, подобная американской Mk19. После завершения работ по переоборудованию «Нахимова», скорее всего, будет решена судьба двух других кораблей проекта 1144 – «Адмирала Ушакова» и «Адмирала Лазарева».
Строительство
Сейчас полным ходом идет строительство третьего малого артиллерийского корабля проекта 21630 «Буян», получившего название «Град Свияжск». Кроме него еще три корабля обновленного проекта с индексом 21631 находятся на более ранних стадиях изготовления. От проекта 21630 обновленные корабли будут отличаться наличием противокорабельных ракет «Калибр». Такие изменения значительно повысят их боевые возможности. Примечательно, что большую часть «Буянов» планируется отправить служить на Каспийское море. Остается только догадываться, с кем призваны бороться новые артиллерийские корабли. В то же время, некоторые аналитики полагают, что проект 21631 поможет Каспийской флотилии в течение большего времени оставаться современной и способной ответить на угрозы во вверенной зоне. Корабли проектов 21630 и 21631 при необходимости могут перемещаться не только в условиях морей, но и на мелководье. Иногда утверждается, что при правильной подготовке к походу они могут ходить даже по рекам.
Малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 «Буян»
Упомянутый в начале статьи скр «Громкий» (проект 20380) является седьмым представителем своего проекта. Всего же планируется построить два десятка таких кораблей. Можно сказать, именно проект 20380 и его производные сейчас являются рекордсменами в области количества, планируемого к постройке. Учитывая сроки строительства (до 2020 года), можно сделать предположение, что некоторая часть этих кораблей будет строиться в соответствии с обновленными версиями проекта 20380.
Скр «Стерегущий», проект 20380
На калининградском судостроительном заводе «Янтарь» сейчас идет сборка большого десантного корабля «Вице-адмирал Иван Грен» (проект 11711). К сожалению, по ряду причин уже неоднократно приходилось сдвигать сроки строительства: то проблемы с финансированием, то отсутствие энергоустановки и т.д. Кроме того, по слухам, командование российского ВМФ имеет некоторые претензии к особенностям проекта 11711 и поэтому «Вице-адмирала Грена» могут переделать в транспорт вооружений. Однако официального подтверждения этим слухам по сей день не было. С десантными катерами дело обстоит гораздо лучше: первый представитель проекта 21820 «Дюгонь» под названием «Атаман Платов» еще в 2010 году вошел в состав Каспийской флотилии. В середине января 2012 года на Ярославском судостроительном заводе был заложен второй катер этого проекта – «Денис Давыдов». Всего ВМФ России пока намерен заказать пять катеров пр. 21820.
Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 2010 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru, http://military.tomsk.ru)
Относительно обновления подводного флота в последние несколько недель новостей не было. По-прежнему планируется провести ремонт атомных лодок проекта 667БДРМ и продолжить строительство уже заложенных субмарин. Так, подлодок проекта 955 «Борей» будет построено не восемь, как предполагалось ранее, а десять. Причем недавно заложенная четвертая лодка проекта («Святитель Николай») строится в соответствии с обновленным проектом 955А. Главное его отличие от оригинального проекта – количество баллистических ракет, увеличенное с 16 до 20. Многоцелевые лодки пр. 885 «Ясень», начиная со второй субмарины серии («Казань»), также строятся по обновленному проекту 885М. Лодки проектов 885 и 885М в количестве 10 единиц планируется принять в строй в течение ближайших 7-8 лет.
Не только боевые
В состав российского Военно-Морского Флота в течение ближайших лет будут поступать не только боевые корабли. Проблемы последних лет изрядно потрепали и вспомогательные суда. Пожалуй, наибольший интерес представляют гидрографические корабли проектов 11982 и 22010. Оба они предназначены для транспортировки и использования глубоководных аппаратов. Скорее всего, это будут «Консул» и «Русь», являющиеся логическим продолжением заслуженных «Миров».
Идет строительство морского транспорта вооружений «Академик Ковалев» (проект 20180ТВ). Для похожих целей в будущем будет заложено четыре многофункциональных судна проекта 23120. Судя по количеству запланированных многофункциональных судов, они отправятся служить на все флоты России, по одному на каждый.
Наконец, уже на этот год запланирован спуск на воду тральщика проекта 12700 «Александрит». Несмотря на заурядное предназначение, этот корабль имеет одно очень большое отличие от существующих собратьев по классу. Дело в том, что его корпус выполнен в виде монолитной стеклопластиковой детали длиной порядка 50 метров. Технологиями, необходимыми для создания столь крупногабаритных стеклопластиковых деталей, не обладает никто, кроме Средне-Невского судостроительного завода. Согласно имеющейся информации, в будущем на основе этого корпуса будет создано несколько типов вспомогательных судов различного назначения.
***
Наблюдая за планами руководства флота и, самое главное, за их воплощением, трудно отделаться от мысли, что это все просто замечательно. Всего несколько лет назад строительство новых кораблей шло крайне медленно, а еще раньше немало перспективных крейсеров и подводных лодок было попросту разобрано на стапеле из-за отсутствия возможностей для завершения сборки. Будем надеяться, тот ужасный период навсегда остался в прошлом и все нынешние планы полностью будут осуществлены. Правда, и здесь не все хорошо. К примеру, еще не забылись события прошлого года, когда Минобороны и судостроительные заводы долго не могли договориться насчет стоимости контракта. Да и немало предприятий имеют те или иные проблемы. Но главное – положительная тенденция налицо и судьба отечественного Военно-Морского Флота выглядит гораздо более позитивной, чем раньше.
По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://odnako.org/
http://russian-ships.info/
http://www.atrinaflot.narod.ru/
Автор Рябов Кирилл http://topwar.ru/14032-obnovki-dlya-flota.html
Аскет RU Сегодня, 10:52 ↑
Цитата: Sokol Peruna
Насколько я в теме Циркон имеет масса-габоритные характеристики как у Оникса, т.е. его можно ставить на перспективные эсминцы, фрегаты пр.20350, модернизированные Антеи.
Надо заметить, что в области гиперзвуковых ракет и маневрирующих боеголовок Россия серьёзно опережает своего конкурента. У нас созданы и поступают на вооружение маневрирующие термоядерные боевые блоки. Ведутся испытания гиперзвуковой противокорабельной ракеты оперативного назначения «Циркон» и разработка крылатых ракет. Но большая часть работ в этой области строжайше засекречена и не рекламируется. Поэтому вся инфа которая есть в инете по Циркону скорее всего деза для спецслужб.
Аскет RU Сегодня, 11:01 ↑
Цитата: Sergh
«Нахимову» готовят новую спер-ракету с гипер скоростью. В 2013 году должны по-идее закончить, в 6-7 махов будет достаточно для любого авианосца.
В России ведутся работы по созданию гиперзвуковых крылатых ракет для ВМФ. Об этом,, заявил генеральный директор военно-промышленной корпорации "НПО машиностроения" Александр Леонов.
Гендиректор "НПО машиностроения" не назвал технические характеристики разрабатываемых ракет, однако отметил, что общая тенденция направлена на "увеличение скорости до гиперзвука", а также на увеличение дальности действия. Кроме того, новые ракеты будут универсальными, способными поражать цели и на суше, и на море. Кроме того, "важна универсальность с точки зрения используемых пусковых платформ, когда ракету можно применять с носителя любого типа".
My Webpage http://topwar.ru/engine/go.php?url=aHR0 … 9jcnVpc2Uv
toguns RU Сегодня, 12:22
Хочется немного рассказать о переоснащении Военно-морского Флота. Поскольку по объемам строительства новых кораблей с нами может соперничать только Америка, рассказ будет в «телеграфном стиле».
21 апреля спущен на воду третий сторожевой пограничный корабль проекта 22460 - «Жемчуг». Первые два («Рубин» и «Бриллиант») спущены соответственно в 2009 и 2010 году. Строится второй пограничный корабль ледового класса проекта 22120. На обоих проектах, кроме размещения вертолёта, предусмотрена большая аппарель в корме (закрытая док-камера под вертолётной площадкой) для спуска катеров.
Программа постройки малых артиллерийских кораблей (МАК) по проекту 21630 претерпевает изменения в сторону расширения боевых возможностей. Кроме двух построенных и одного строящегося корабля, заложены ещё три по проекту 21631, где предусмотрено размещение восьми ПКР «Калибр» или «Оникс». Эти корабли предназначены для действий на Каспии, но имеют возможность прохождения по мелководью.
Кроме четырёх универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» французского проекта, на стапелях завода «Янтарь» находится корпус БДК «Вице-адмирал Иван Грен» пр.11711. С этим проектом не всё обстоит гладко. Закладка второго корпуса пока отложена, так как изготовление главной энергетической установки для первого корабля задерживается. К тому же заказчик (ВМФ) пересматривает по нему техзадание. Проходила информация, что в планах флота он будет использоваться как транспорт вооружений по изменённому проекту.
Малый десантный корабль на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь» строится серией из пяти кораблей. Головной – «Атаман Платов» - спущен в 2009 году, в этом году будет спущен второй - «Денис Давыдов». Кроме них, имеются восемь катеров на воздушной каверне меньшего размера пр. 11770 «Серна» (последний спущен в 2010 году). Строится третий противодиверсионный катер пр. 21980.
На Амурском судостроительном заводе заложен очередной корвет проекта 20380 для тихоокеанского флота - «Громкий». Это уже второй корабль серии, который будет строиться на Амурском заводе, и седьмой, заложенный с 2001 года. Два корвета пр. 20380 несут службу на Балтике, третий будет передан флоту в этом году. Всего до 2020 года запланирована постройка 20 (!) кораблей этой серии.
Также строятся корабли океанской зоны по проектам 22350 (заложено три, планируется шесть) и по проекту 11356Р (11357). Строительство последних – вынужденная мера, поскольку промышленность не может сдавать флоту фрегаты новейшего проекта 22350 с достаточной скоростью. К тому же ряд абсолютно новых систем вооружения ещё не доведён «до ума». А строительство кораблей 11356-го проекта хорошо освоено промышленностью (шесть кораблей построены для ВМС Индии). Темп строительства задан достаточно высокий: три уже заложенных на заводе «Янтарь» (из шести в серии) будут переданы Флоту уже в 2014 году.
Пока под вопросом строительство более крупных кораблей. Известно, что есть проект эсминца водоизмещением 9000-12000 т. Известно так же, что у него будет атомная силовая установка. В прошлом году главком ВМФ говорил, что его закладка возможна уже в этом году, а общая серия может составить до 16 этих эсминцев. Также возможна постройка эсминцев с обычной энергетической установкой по проекту 21956. Для них МНИИРЭ «Альтаир» ведёт разработку нового зенитно-ракетного комплекса большой дальности.
А пока заявлено о восстановлении атомных крейсеров проекта 1144. Сейчас в строю только крейсер «Пётр Великий», остальные три находятся на консервации. В более-менее пригодном для восстановления состоянии находится крейсер «Адмирал Нахимов». Собственно по нему и начаты работы. Но даже если флот пополнится только этим кораблём - это существенно усилит его боевую мощь. На корабле полностью обновится радиоэлектронное вооружение, вместо 20 ПКР «Гранит» поставят универсальную вертикальную пусковую установку для 80 ракет различного назначения, зенитно-ракетный комплекс С-300Ф будет заменён более современным. Вероятно, после сдачи флоту «Адмирала Нахимова» подобную же процедуру пройдёт «Пётр Великий». А что касается двух других кораблей, то целесообразность их восстановления вероятней всего будет зависеть от работ на «Нахимове» и ввода в строй новых кораблей первого ранга.
Ну и крейсера проекта 1164 («Атланты») никто списывать не собирается. В начале апреля Флагман Черноморского флота ракетный крейсер "Москва" завершил доковый ремонт.
Ну и конечно, стоит пройтись по новым авианосцам, которые пока остаются «в планах» флота. Объединённая судостроительная корпорация (ОАК) называет проект авианосца «МАК» – морской авиационный комплекс. Руководство флота ещё не определилось с окончательным его обликом, выбирая из нескольких эскизных проектов. ОАК готова предоставить техническую документацию в течение трёх лет после выдачи окончательного техзадания, а начать постройку в 2018 году. Однако известно, что водоизмещение его будет около 60 000 тонн (как у «Адмирала Кузнецова») и что авианосец будет атомным (разработка для него энергетической установки «Ритм-2000» уже завершена). Сам же «Кузнецов» пройдёт в ближайшее время модернизацию, в ходе которой, в частности, ракетный комплекс «Гранит» будет заменён на что-то другое.
Завод «Звёздочка» (г. Северодвинск) объявил, что ремонт РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 667 БДРМ «Верхотурье» будет завершен в ноябре этого года. Отремонтируют и лодку «Екатеринбург» этого проекта (в прошлом году произошел пожар лодки в плавучем доке). Все лодки этого проекта или уже прошли модернизацию, или проходят. Это связано с переоснащением их на новые модификации баллистической ракеты Р-29РМ -- Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Пока флот не будет оснащен новыми лодками, проекта 955 «Борей», все лодки проекта 667 БДРМ останутся в строю. Строительство же лодок новой серии увеличено до десяти. Причем, начиная с четвёртой лодки («Святитель Николай»), они будут строиться по изменённому проекту 955А – количество ракетных шахт увеличено с 16 до 20. Сейчас построено две лодки этого проекта.
Также увеличен до десяти единиц заказ многоцелевых лодок проекта 885 «Ясень». Уже вторая заложенная лодка («Казань»), также строится по усовершенствованному проекту 885М (08851) «Ясень-М». Первая лодка проекта - К-329 «Северодвинск» - спущена на воду в 2010 году. Кроме этого, АПЛ «Белгород» (одного проекта с «Курском» - 949АМ «Антей») достраивается на Севмаше по «спецпроекту». Возможно, по этому проекту будет достроен и «Волгоград», постройка которого также была заморожена после гибели «Курска».
Шесть дизель-электрических подлодок (ДЭПЛ) проекта 636.3 (глубоко модернизированная «Варшавянка») строятся для Черноморского флота, где наконец-то к 2014 году будет воссоздании бригада (дивизион) ДЭПЛ. Обновление подводных сил на Балтике пока под вопросом. Проблемы с головной лодкой новейшего проекта 677 «Санкт- Петербург» не будут устранены в рамках текущего проекта. Видимо на Балтике будут ждать следующего проекта, уже с воздухонезависимой энергоустановкой (ВНЭУ). О том, что испытания новой лодки с ВНЭУ, созданной на основе проекта 677, возможны в 2014 году, заявлял главком ВМФ.
Однако, представители ЦКБ МТ «Рубин» говорят, что лодка экспортной серии «Амур-1650» (проект 677Э) оснащённая ВНЭУ уже участвует в индийском тендере, а опытная ВНЭУ уже прошла стендовые испытания.
«Малахит». Их продукция (малые подводные лодки прибрежного действия серии «П») с моделями лодок оснащенными ВНЭУ часто демонстрируется на выставках вооружений. Только в «Малахите» установки называются «электрохимическими генераторами», лодки с ними имеют индекс «Э». Здесь будет важно сказать, что именно малые лодки назывались руководством флота как предпочтительные для Балтики. Конечно, двухкорпусная конструкция для малых лодок – не самый лучший вариант. Но известно, что лодки этой серии строились для иностранных заказчиков (у нас было только две «пираньи», выведены из состава в конце 90-х). О заказах для нашего флота ничего не известно.
Кроме боевого состава, обновляется вспомогательный флот. Строятся для ВМФ океанографические корабли. Вслед за кораблём проекта 11982 «Селигер» (спущен на воду в 2011 году) в 2010 году заложен действительно большой океанографический корабль проекта 22010. Его водоизмещение более 5000 тонн, длина более ста метров. Он будет нести два глубоководных аппарата «Русь» и «Консул» (последний принят в состав флота в 2011 году), которые пришли на смену легендарным «Мирам» и способны вести работы на глубинах более 6 километров. «Селигер» также имеет ангар для неназванных глубоководных аппаратов, предназначен он для глубоководных исследований и проведения испытаний современной техники.
Судостроительный завод имени Октябрьской революции начал строительство третьего гидрографического корабля пр.19920, ранее был построен для ТОФ корабль по проекту 19910 «Виктор Фалев».
По проекту 20180 в 2010 году построено большое спасательное буксирное судно «Звёздочка». На нём проводились испытания глубоководного аппарата «Консул» и телеуправляемых аппаратов. Также корабль участвует совместно с опытовой подводной лодкой Б-90 «Саров» в испытаниях новой морской техники и оружия. «Звёздочка» оборудована двумя грузовыми кранами для спуска и подъема на большие глубины крупногабаритных объектов, а также телеуправляемым аппаратом «Квантум» для обследования морского дна. По изменённому проекту 20180ТВ строится морской транспорт вооружений «Академик Ковалев». Он имеет увеличенные размеры и более мощный кран (один). Ещё запланирована постройка четырёх «многофункциональных кораблей тылового и поисково-спасательного обеспечения» на базе проекта 23120. Корабли немалого водоизмещения (около 9700 т.), с большим списком оборудования пойдут на все четыре флота.
В постройке большой разведывательный корабль проекта 18280 «Вице-адмирал Юрий Иванов». Сдача в 2013 году.
toguns RU Сегодня, 12:24 ↑
В этом году будет спущен на воду тральщик по новейшему проекту 12700 «Александрит». Его корпус из монолитного стеклопластика будет самым большим из изготовленных в мире (!), такие корпуса нигде, кроме Средне-Невского судостроительного завода, изготавливать не могут. Длина корабля около 50 метров, водоизмещение около 700 тонн. Он будет оснащен новыми гидроакустическими средствами, телеуправляемыми и автономными подводными аппаратами для поиска и уничтожения морских мин, в прибрежной и морской зоне. В серию он пойдёт после испытаний противоминного комплекса. Количество в серии не известно. На основе унифицированного стеклопластикового корпуса будет создан целый ряд кораблей.
Ну и немного о флотской авиации. Заключен контракт на 5 новых поисково-спасательных вертолетов Ка-32. Ранее был подписан контракт на постройку для нужд Флота партии из 20 палубных МиГ-29К и четырёх МиГ-29КУБ. А в Ейск в апреле привезён трамплин для строящегося тренажерного комплекса пилотов палубной авиации – аналога комплекса «НИТКА».
Источник - http://www.odnako.org/blogs/show_17834/
старый ракетчик (3) RU Сегодня, 13:38
Технические характеристики базового минного тральщика проекта 12700 «Александрит»:
Водоизмещение - 800 тонн;
Длина - более 50 м;
Ширина - около 10 м;
Осадка - около 3 м;
Главная энергетическая установка - один дизель мощностью 2500 л.с., три дизель-генератора;
Скорость хода - 15 узлов;
Дальность плавания - 1600 миль при скорости 10 узлов;
Автономность - 10 суток;
Экипаж - 45 человек;
Вооружение:
Артиллерийская установка - АК-306 30 мм - 1;
Установка МТПУ 14,5 мм - 1;
Противоминное оборудование:
Различные тралы, телеуправляемые подводные аппараты и ГАС;
Anatoliy UA Сегодня, 16:36
1. сторожевые корабли "Жемчуг" (правильнее называть катера) предназначены не для ВМФ, а строятся по заказу погранслужбы ФСБ! Как и сторожевики типа "Соболь", о которых автор просто забыл.
2. Упомянутый малый артиллерийский корабль "Град Свияжск" - вовсе не малый артиллерийский корабль, а малый ракетный корабль. Головной корабль в серии МРК, следом за которым идут "Великий Устюг" и "Углич". Линейка же малый артиллерийских кораблей представлена "Астраханью", недавно принятым в состав ВМФ "Волгодонском" и 2 мая спущенным МАК-ом "Махачкала".
3. По поводу даты 1 февраля. Для русского ВМФ она примечательна. Но не тем что был заложен "Гремящий", а тем что в этот день одновременно с Гремящим был заложен фрегат 22350 на Северной верфи. И еще в этот день началася резка металла для первого русского Мистраля (при все неоднозначности закупки этого корабля, события примечательное). Три корабля не за два месяца, а за один день! Причем совсем не тех классов, о которых пишет уважаемый автор.
4. Если уж автор и начал писать о перспективах подводного флота, то почему-то ограничился только проектом Лада, работы по которому сейчас не ведутся. А то что уже активно строятся две подлодки 636, и планируется закладка еще четырех, +Бореи, +Ясени, +модернизация остальных - это как, лишнее? И еще раз про Бореи. "Святитель Николай" официально не заложен! Хотели заложить на день подводника в марте, но закладки не было из-за не заключения контракта. Надо бы это знать.
5. И завод "Янтарь" следовало бы упоминать не только про затянувшееся строительство "Ивана Грена", но и про удачному и динамичному строительству фрегатов 11356. О них - ни слова!
6. Про вспомогательный флот - лучше вообще молчать чем так писать - ни слова ни про новейшие буксиры, ни про транспорт вооружения, ни про другие корабли спец. назначения.