Как медведи на Руси честной народ веселили?
Васнецов А.М. Медведчики (развлечение). Старая Москва
На Руси издревле умели и любили гулять. А какое гулянье без выступлений скоморохов или других умельцев потешить честной народ? Традиционным развлечением на Руси были выступления вожаков с учеными медведями, всегда собиравшие массу зрителей.
Описания странствующих по стране вожаков с медведями и «медвежьей потехи» оставили многие русские писатели и мемуаристы. Вспомните хотя бы «Генерала Топтыгина» у Н.А. Некрасова.
Но большинство письменных свидетельств касаются XIX века, хотя «медвежьи комедии» известны на Руси давно.
Отдельные упоминания о медведях с вожаками можно найти и в документах XVII века.
Так, секретарь голштинского посольства Адам Олеарий в 1636 году, описывая поездку по Московии, упоминает виденных им на ярмарке вожаков с пляшущими медведями.
Примерно к этому времени относится и другой любопытный документ – челобитная нижегородских священников патриарху, в которой они жалуются на вожаков с медведями, смущающих народ в праздники и «злые прелести бесовские деюще».
Видимо, жалоба (возможно и не одна) возымела действие. В середине XVII века издаются несколько указов, направленных на запреты «медвежьей потехи».
Любопытно не само появление указов, а то, как они выполнялись. Ярчайшее проявление русской традиции – указ для того и издается, чтобы его игнорировать или обходить.
Кое-где ретивые начальники и особенно священники стали эти указы выполнять.
Но вожаков с медведями от этого меньше не стало, ведь посмотреть на «медвежьи потехи» любили даже при царском дворе, а уж в боярские терема медвежатников приглашали повсеместно.
Кстати, за ретивость в исполнении указа можно было и пострадать.
Протопоп Аввакум в своем «Житии» жалуется:
«Приидоша в село мое плясовые медведи с бубнами и домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и хари (маски) и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял, – одново ушиб, и паки ожил, а другова отпустил в поле.
И за сие меня Василей Петрович Шереметев, плывучи Волгою в Казань на воеводство, взяв на судно и браня много... велел меня бросить в Волгу».
Воевода наказал протопопа по делу, так как указ указом, а потеху у народа отнимать не следует. Аввакум мог пострадать и серьезнее, ведь бороться с медведчиками он пытался в Нижегородском краю, где был один из центров дрессировки медведей и подготовки вожаков.
Здесь целые деревни жили этим промыслом, а в крупных селах могло насчитываться более сотни медведей.
В 1887 году в «Нижегородских губернских ведомостях» писалось, что в селе Андреевка было около 150 ученых медведей, в городке Сергач почти 90, а в отдельных селах от 50 до 100.
По названию города, ставшего центром медведчиков, и вожаков с медведями на Руси стали звать «сергачами».
Естественно, что из подобных сел медведчики расходились выступать по всей Руси. Правда, при этом соблюдалась определенная неписанная «конвенция», почти как у детей лейтенанта Шмидта.
Нижегородские сергачи обычно «обслуживали» центральные, южные и восточные районы страна, медвежатники из Великого Новгорода северо-запад, а из Белоруссии – запад, юго-запад и заграницу. Любопытно, что в Европе даже существовала конкуренция между медвежьими вожаками из России и Венгрии.
В.А. Милашевский. Иллюстрация к сказке «Конёк-Горбунок»
В путь медведчики обычно отправлялись в конце лета или осенью большими ватагами, которые постепенно могли распадаться на группы в 3-5 человек с одним медведем, а иногда еще и с медвежонком. Передвигались они практически только пешком, причем переходы делались такими, чтобы не утомить зверей.
Вожаки побогаче могли иметь повозку с имуществом, но медведей на ней обычно не возили.
Причина понятна – Некрасов подобную поездку генерала Топтыгина описал очень образно.
Приход медведчиков в село всегда становился праздником. Народ забрасывал все дела и собирался поглазеть на медвежью потеху.
Образное описание этого дал в книге «Русские народные картинки» Д.А. Ровинский:
«Приход вожака с медведем составлял эпоху в деревенской заглушной жизни, все бежало к нему навстречу – и старый, и малый; даже бабушка Анофревна, которая за немоготою уже пятый год с печки не спускалась, и та бежит.
– Куда ты, старая хрычовка? – кричит ей вслед барин.
– Ах, батюшки, – прихлебывает Анофревна, – так уж и медведя-то я и не увижу? – и семенит далее».
лубок «Медведь с козой»
Выступления обычно не отличались особым разнообразием, но сопровождалось образными и едкими прибаутками сергача, веселившими народ не менее, чем сам медведь. Чаще всего в выступлении участвовал еще и музыкант, в определенные моменты наряжавшийся козой, которая постоянно задирала медведя и даже пыталась с ним танцевать или бороться.
Медведи могли выполнять до тридцать отдельных не сложных действий, напоминавших то, как поступают в различных ситуациях люди: маршировали с палкой, ползли на брюхе воровать горох или репу, изображали пьяного парня и девку с коромыслом, показывали, как мужик портки надевает, а баба платок повязывает, как теща зятя потчует, а жена мужа голубит и т.п.
По большому счету, это были примитивные пародии на поступки людей, но как раз это и вызывало больше всего веселья.
В конце выступления медведь обходил со шляпой зрителей. Деньги, конечно, перепадали за выступление не часто, а вот на продукты народ обычно не скупился: вареные яйца, хлеб, пироги, различные выпечки, а в период после забоя скота добавлялось и сало с мясом. Если на выступлении присутствовали баре, могли и заплатить хорошо, и «отвалить» запас продуктов на несколько дней.
Любопытно, что коза была практически обязательным участником медвежьего выступления, но только ряженая. С живой козой медведь не выступал. Бывали случаи, когда во время святочных обходов дворов (колядований) водили и медведя, и живую козу, но выступали они всегда раздельно.
Если о медведе заботиться, он может жить и выступать долго. Такой зверь становится равноправным членом ватаги медведчиков и даже ест рядом с людьми, причем обычно ему перепадают самые лакомые кусочки. После удачных выступлений зверя иногда пивом, а то и водочкой баловали.
Появившиеся в XIX веке передвижные цирки шапито не стали на Руси конкурентами медведчикам. Это и понятно, принцип выступления медведей в цирке и у вожаков разный. В цирке медведя учат делать то, что в принципе может делать только человек, т.е. выполнять действия совершенно зверю не свойственные.
Вожаки медведей в Калуге. Фото конца XIX в.
А у вожаков медведь выполняет обычные действия: кланяется, переминается с ноги на ногу, что-то носит в лапах, кувыркается, подпрыгивает, почесывается и т.п. Благодаря анатомической особенности зверя подобные естественные действия при соответствующем комментарии воспринимаются как смешная пародия на поступки людей. Для этого не требуется особо сложной и длительной дрессировки, но нужен острый на язык вожак, который и сделает выступление смешным и незабываемым.
Последние вожаки с медведями исчезли с улиц российских городов и сел в двадцатых годах прошлого века. Время ярких и смешных медвежьих потех безвозвратно ушло в прошлое. Теперь медведи радуют нас своим мастерством только в цирках. Мы с удовольствием наблюдаем как они катаются на роликах и играют в хоккей, носятся по манежу на мотоциклах и велосипедах, выполняют сложный эквилибр. Но это уже совсем другое искусство.
А так иногда хочется услышать веселый ярмарочный выкрик: «А что, Михайло Потапыч, потешим честную публику. Покажем ей, кака она есть на самом деле, авось не обидится!».
Владимир Рогоза
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26382/
*Медведь был тотемным зверем многих славянских племен.
Старорусское название медведя - Бер (отсюда «берлога», т.е. логово Бера).
Неслучайно производными от него являются слова: беречь, берег, оберег. Тему родства с ним отражают и прозвища: отец, дедушка, дядя, Михаил Потапыч, хозяин; мать, бабушка, старуха, Настасья Петровна и др.
К медведю на Руси с самых древних времен отношение особое: и на гербах да на знаменах он красовался, и хозяином леса считался, батюшкой да дедушкой величался...
Соотечественников наших давно уже за границей окрестили «русскими медведями». Да и ныне мишку то олимпийским символом выбирают, то официальным изображением политической партии.
*********************
Ну и посмеёмся.....только не над медведем....а над туристами
Медведь напугал туристов и угнал их машину