Все мои рассказы иллюстрируются оригинальными фотографиями, но сфотографировать медведя пока не удалось, - врать не буду.
Мой пес - кавказская овчарка - очень похож на медведя и знает его не только по запаху.
Случай, который произошел со мной, заставил задуматься о безопасности. Я шел по лесу вдоль речки и искал грибы, был очень сильный ветер. Рядом бежал мой верный спутник всех моих таёжных путешествий. Вдруг невдалеке я услышал фырканье, поворачиваю голову - прямо на меня плывут три годовалых медвежонка…..
Встреча с медведем - нередкое явление для дальневосточных пасек, особенно, если пасека кочевая. Как избежать случайных встреч, предотвратить разбойные набеги на пасеки, как вести при встрече с нежданным гостем?
Бурый медведь обладает многими любопытными повадками и особенностями характера. Прежде всего, стоит отметить упрямую настырность, с которой медведь добивается своих целей, касающихся, например, добывания не только пропитания, но и незначительного количества лакомства. Сила, строение тела медведя и основанные на них возможности и способности зверя помогают осуществлению его планов. У косолапого великолепное обоняние, а во время медосбора пасека становится благоухающим ориентиром и дурманящим соблазном, и сопротивляться которому нет сил. Мишка стремится к пасеке, как пчела к цветку, но, как правило, решается на атаку несразу. Прислушивается, принюхивается, ведет себя очень осторожно.
Довелось мне с напарником охранять пасеку. Мои улья были ярко выкрашены краской, его - неокрашенные. Мы потеряли бдительность всего на один день, решив оставить пасеку без присмотра. Позже, по следам восстанавливая события, можно было предположить следующее. Первый раз медведь подошел к моим ярким ульям и долго смотрел, затаившись метрах в трех от объекта вожделения. Эти улья находились с краю - весьма удобная для набега зона, казалось бы, с них и надо было начинать. Но яркая окраска оказалась спасением для пчелиных домиков. Мишка предпочел начать с неприметных домиков и принялся их крушить. Улья валились на бок и рамки сами вылетали из них. Дело было ночью, но даже в этой ситуации разбойнику доставалось от бдительных защитников. Миша катал рамки по молодому орешнику, стряхивая пчел. Ел без разбора всю рамку с воском и расплодом, оставляя на кустах остатки.
В этом случае кроме рамок и части расплода, больше ничего не пострадало, семьи удалось восстановить. А потом началась длительная осада медведем нашей пасеки. Узнали от других пчеловодов все способы, как отвадить животное. Вот методы, которые мы применяли: включенный радиоприемник, привязанная собака, колючая проволока, белая простынь.
С собакой, случай надо рассказать отдельно.
Приходил медведь только ночью. Стоял тогда июль, и в тот год хорошо цвела липа. Ночь мне предстояло провести на выездной пасеке. Для большей уверенности захватил ружье. Собака находилась привязанной на посту. Получилось так, что я припозднился и подъезжал на лодке уже в сумерках. Вылез на берег, и вижу такую картину: вытаращив глаза, до предела, натянув цепь и обхватив ствол дерева лапами, собака будто пыталась влезть на него. В трех метрах от нее лежал опрокинутый медведем улей. Так я сделал вывод, что собаку медведь не боялся и даже не рассматривал ее как добычу, ему нужно было только содержимое улья. На этом приключения не закончились, в эту ночь мишка пытался атаковать пасеку еще дважды. Каждый раз я отгонял его выстрелами.
Чтобы хоть как- то защитить пасеку от незваного гостя, пришлось оградить пасеку колючей проволокой и повесить на нее консервные банки. Посягательства прекратились, даже в отсутствие людей. После осмотра территории выяснилось, медведь часто приходил, это видно было по тропам, которые он набил, но преодолеть проволоку так и не решился.
Продолжаю рассказ, начатый вначале….. плывут три годовалых медвежонка. Они оказались с подветренной стороны и меня не замечают. Некоторое время я любовался, глядя на них, пока не кольнула мысль, что подвергаюсь серьезной опасности. Решил, пока они плывут, добегу до лодки. Я бросился бежать, но кто бы мог подумать, что именно там находится их строгая мамаша. Я думаю, она и раньше видела меня, когда я рассматривал её деток, она тоже изучала ситуацию. Выбежав ей навстречу, я спровоцировал нападение. Она выскочила «галопом», высоко поднимая передние лапы. Мой пес, крупный кавказец, но медведя не видел ни разу. Я заорал, подзывая его к себе. От ужаса, стуча по ведру, распылил пластик в крошки.
Ясно, что надеяться было не на что. Когда расстояние сократилось метров до 12, вылетел мой пес и очутился между мной и медведем. Возможно, это оказалось счастливой для меня случайностью. Как обстояло дело дальше, не знаю. Заметив, что медведица в полете разворачивается в сторону пса, больше не оглядывался…. Моей скорости могли бы позавидовать олимпийцы. Собака подоспела, когда отталкивал лодку, преследователя не было. Перепуганные, но ничего не понимающие медвежата так и плавали в реке по кругу друг за другом.
Случай заставил меня строже отнестись к правилам безопасности, и научил предвидеть неожиданные встречи. Но ведь не всем и не всегда можно носить с собой ружье. Расспросив лесничих и бывалых охотников, выработал некоторые рекомендации, которые могут пригодиться каждому, кто окажется в лесу.
Вот эти советы: 1. Для самого медведя вряд ли встреча является желательной, и зверь будет избегать человека. Но есть минимальное расстояние, которое провоцирует медведя. В сильный ветер желательно воздержаться от лесных прогулок. В ветер он вас и не учует и не услышит.
2. Ходить в лес с металлическими ведрами, а не с пластмассовыми, в случае обнаружении зверя повернуть в его сторону раструб ведра, колотить по нему палкой. Металлический звук отпугивает мишку.
3. Одежда, если вы не охотник, в лесу должна быть яркой, не под цвет окружающего. Один железнодорожник рассказывал, что медведь его не тронул только потому (так он считает), что на нем была красная жилетка.
4. Не обученная собака не спасет вас. Наоборот, может подвергнуть дополнительной опасности, прячась за вас. Мой случай скорее исключение.
5.Степень опасности увеличивается также в ночное время суток: зверя заметить труднее, а также ночью медведи более активны и смелы, известны случаи, когда они выходили прямо к кострам
6.Никогда не поворачивайтесь к атакующему медведю спиной! Побежавший человек почти наверняка обречен. При нападении медведя нельзя проявлять внешних признаков страха. Если поблизости нет надежного укрытия или убежища, необходимо встретить опасность, стоя лицом к лицу. Людей выдержавших таким образом атаку медведя больше, чем тех, кто смог спастись бегством. Даже если медведь все же пошел на вас, то все еще остается надежда, что он отвернет в сторону.
7.Ни при каких обстоятельствах не приближайтесь в местах возможного нахождения медведя к останкам павших животных, массам брошенной браконьерски добытой рыбы, другим возможным привадам. Потревоженный на добыче медведь в большинстве случаев переходит в нападение.
При обнаружении медведя, проявляющего агрессию, раненого медведя, медведя попавшего в самолов (петлю), медведя, нападающего на домашний скот нужно немедленно предупредить других людей, находящихся в том же месте или в непосредственной близости от него и сообщить в ближайшее лесничество, милицию, районные подразделения МЧС, районную или поселковую администрацию. Человек не является объектом питания медведя. Большинство медведей с нормальной психикой и в обычных условиях стараются избежать встречи с человеком, и, обнаружив его первым, стараются уйти незаметно. Если же встреча произошла, то абсолютное большинство медведей обращаются в бегство.
Но следует всегда помнить и четко знать, что поведение конкретного медведя, встретившегося вам в конкретной ситуации – непредсказуемо.
Житель Калифорнии во время пешей прогулки столкнулся на пешеходной части улицы с крупным черным медведем. Как сообщает KTLA-TV, инцидент произошел в населенном пункте Ла Кресента-Монтрозе во вторник, 10 апреля. В результате встречи с животным мужчина не пострадал.
По имеющейся информации, сведения о появлении медведя на улицах с жилыми домами поступила в полицию еще ночью. Днем медведь попал в объектив видеокамеры, следившей за происходящем в районе с вертолета. Камера зафиксировала прогулку медведя по улице, а также приближение к нему человека.
На видеозаписи произошедшего видно, что мужчина не заметил медведя - американец был увлечен написанием SMS-сообщения, и поэтому двигался в сторону дикого животного, ни о чем не подозревая. Увидев медведя, мужчина бросился бежать. Животное же отнеслось к появлению человека спокойно.
Все то время, что медведь, возраст которого специалисты оценили примерно в три года, находился на улице, за его передвижениями следили с вертолета. В конечном итоге сотрудникам управления по делам рыболовства и охоты удалось временно усыпить медведя и отвезти его обратно в дикую природу.
Предположительно, пойманный медведь уже несколько раз приходил в населенный пункт. Например, в марте он забрался в гараж и совершил набег на стоявший там холодильник - животное нашло упаковку тефтелей и съело их.
Премия Оскар 1990 , Британская академия 1990 (Лучшая работа оператора)
Оригинальное название фильма: The Bear / L' Ours Год выхода: 1988 Страна: США, Франция Продолжительность: 01:36:23 Режиссер: Жан-Жак Анно В ролях: Джек Уоллес /Jack Wallace/, Чеки Карио /Tcheky Karyo/, Андре Лаком /Andre Lacomb/
О фильме Среди прекрасных и величественных пейзажей Британской Колумбии случилась трогательная история о медвежонке, потерявшем свою мать и предоставленным самому себе, в то время как двое охотников продолжают рыскать по лесу в поисках добычи.
Судьба сводит вместе осиротевшего малыша и огромного раненого медведя. Непросто складываются их взаимоотношения, но охотники с ружьями и злыми собаками оказываются куда страшнее. Столкновение людей и животных неизбежно.
А зритель фильма оказывается в «медвежьей шкуре» и наблюдает за людьми с позиции главного героя.
Столкнувшийся с медведем в Пирита мужчина: адреналин подскочил! Reuters/Scanpix
Экстренные службы Таллина в воскресенье, 22 апреля, получили несколько сообщений от жителей о встрече с медведем.
Хищник был замечен в районе эстонской столицы под названием Пирита, сообщает DELFI.
Одним из тех, кому посчастливилось увидеть медведя, стал глава отдела атомной энергии концерна Eesti Energia Андрес Тропп.
В воскресенье утром он катался на роликах в парке Лиллепи, и в этот момент медведь перебежал дорогу всего в 10 метрах от него.
"Посмотрел в мою сторону, но затем резво побежал дальше", - отметил Тропп.
Бизнесмен признался, что впервые видел медведя так близко, если не считать зоопарка.
"Я впервые видел медведя так близко, кроме как в зоопарке", - сказал Тропп, добавив, что некоторое время стоял на месте без единой мысли. "Адреналин поднялся. У меня на руке был счетчик пульса - я посмотрел, что пульс сразу подскочил".
Из двоих участников инцидента, однако, больше испугался, по всей видимости, медведь, который, как отметил Тропп, был довольно молодым и небольшим по размерам. "Думаю, что ему не больше двух лет", - предположил мужчина.
Зверь, по словам Троппа, появился со стороны магазина Selver и побежал через дорожку для катания роликах в парке Лиллепи - мужчина не заметил, в сторону лыжной трассы или улицы Козе.
Добравшись до дома, Тропп прочитал, что медведь добрался до Певческого поля.
Через некоторое время медведя встретили в районе Певческое поле.
Эстонская полиция начала поиски зверя, опасаясь, что он может напасть на жителей. Власти оцепили большую территорию рядом с Певческим полем, на месте видели охотников с ружьем. Представители Спасательного департамента уверяли, что хищника собираются не убивать, а только усыпить.
Впрочем, поиски, которые длились два с половиной часа, оказались безрезультатными. Во второй половине дня сотрудники Спасательного департамента рассказали "Интерфаксу", что животное, скорее всего, покинуло город. Однако спасатели остаются в режиме готовности на тот случай, если зверь вновь появится в городской черте.
************************
Но в дикой природе всё намного серьёзней....вот редкие фото:
Сбежавшую из латвийского заповедника медведицу застрелили
Сбежавшую из латвийского заповедника медведицу по кличке Маде пришлось застрелить. Животное было решено убить, так как вернуть его в закрытый вольер в Лигатненском заповеднике на севере страны не удалось, сообщает DELFI. Маде застрелили в целях безопасности, поскольку существовала угроза ее нападения на людей.
Медведица сбежала из своего вольера вечером в воскресенье, 22 апреля. Сотрудники заповедника предприняли несколько попыток выйти на след животного, чтобы попытаться вернуть его обратно на огороженную территорию. В конечном итоге Маде удалось выследить, но подойти к ней поближе, чтобы можно было ее временно усыпить, не получилось. Посовещавшись, сотрудники заповедника и специально приглашенные эксперты пришли к выводу о необходимости ликвидации медведицы.
Многие жители Латвии резко осудили решение застрелить Маде, однако представители заповедника призвали их проявить благоразумие и не критиковать специалистов. Их точку зрения разделил и президент Латвии Андрис Берзиньш. Он заявил, что ему очень жалко Маде, но он прекрасно понимает, что медведь был убит в целях безопасности.
Ранее Маде уже сбегала из своего вольера. В августе 2011 года она покинула свое жилище, однако ее удалось вернуть. Медведица нашлась в саду, где поедала яблоки. Теперь, после смерти Маде, в вольерах в Лигатненском заповеднике остались жить три других медведя - Илзите, Пуйка и Микус.
Медведь случайно забрел на территорию университетского городка в штате Колорадо, испугавшись, забрался на дерево. А вот слезть самостоятельно уже не смог.
Ему на помощь пришли спасатели из департамента защиты дикой природы.
Медвежонку сделали несколько инъекций со снотворным.
Когда оно подействовало, хватка зверя ослабла, и он благополучно приземлился на предусмотрительно разложенный под деревом матрас.
Настоящего опера уважали не только коллеги и ученики, но и урки. В его честь названо одно из охранных агентств Иркутска Михаил Николаевич Фомин — известный иркутский сыщик начала — середины прошлого века. Не имея специального образования, 40 лет он проработал в уголовном розыске. Коллеги и родственники в один голос утверждают, что талант расследовать самые запутанные дела достался ему свыше.
Фомин принимал участие в ликвидации басмаческого движения в 30-е годы на границе с Афганистаном — банд Ибрагим-бека, Кочкина и Перфильева. Уйдя в отставку, подполковник милиции, кавалер орденов Ленина, Боевого Красного Знамени (далее идет медаль "За отвагу". — Авт.), больше всего сожалел, что не может больше расследовать новые дела.
Михаил Николаевич Фомин родился 28 августа 1908 года в Иркутске.
Его деда, Платона Бобровского, сослали в Сибирь из Польши. Мать, Мария Платоновна, вышла замуж за казака Николая Фомина. В семье кроме Михаила росли еще четверо детей — Сергей, Вениамин, Нина, Александр. Их дом стоял на улице Мало-Ланинской (сейчас — Трудовая).Бобровские были интеллигентной, довольно зажиточной семьей, все дети в обязательном порядке посещали частные гимназии. В 1924 году в семьюе на постой определили красных командиров. Шестнадцатилетний Миша впервые увидел маузер. Оружие привело его в такой восторг, что мальчишка бросил гимназию и пришел работать в милицию, где ему выдали револьвер. За такую вольность отец бил сына смертным боем. Два года доучиться осталось!
Михаил Николаевич даже в преклонном возрасте вспоминал поступок отца с обидой: "Били так, аж половик на лбу отпечатался!"
А чего нас, покойников, бояться?
Первое дело, которое поручили расследовать молодому Фомину, считается уже классикой сыскного жанра. Почти за 80 лет оно обросло самыми разными подробностями, но факт остается фактом.
Начальник управления уголовного розыска вызвал в кабинет молодого сыщика:— Хочу поручить тебе первое самостоятельное дело. На кладбище вот уже несколько дней какой-то негодяй вскрывает могилы и обирает покойников. Его нужно обязательно поймать. Ясно?Михаил поначалу даже расстроился: дело казалось ему яснее ясного: пришел на кладбище, подкараулил, арестовал.Однако ни в первую, ни во вторую, ни даже в третью ночь на кладбище он не то что не поймал, но даже не заметил никого. Начальник остался весьма недоволен его работой: как раз накануне мародер раскопал еще одну могилу. С покойницы сняли золотые серьги с изумрудами и два золотых кольца.Михаил непонимающе хлопал глазами.
Начальник заставил молодого сотрудника поразмыслить: раз преступник знает, когда и где хоронят богатых людей, то сыщик тоже должен это знать. И посоветовал взять на кладбище еще кого-нибудь из сотрудников — возможно, преступник действует не один.Фомин установил связь с похоронной конторой, регулярно бывал на похоронах, дежурил на кладбище.
И вот однажды из конторы сообщили, что сегодня хоронят богатого нэпмана. Михаил сходил на похороны, присмотрелся: у покойника одежда справная, пальцы в перстнях, на жилете — золотая цепь...Вместе с милиционером Сергеевым сыщик притаился в кустах неподалеку от свежей могилы. Под мышкой Фомин держал сверток.
Вскоре у холмика появился здоровенный мужик, ростом под два метра. Раскапывая могилу, он испуганно оглядывался, осенял себя крестом.Сергеев ткнул Михаила в бок:— Что же ты медлишь?Миша едва слышно прошептал:— Пусть поглубже выкопает, чтобы не выскочил!Когда вор углубился в землю по грудь, Михаил достал из свертка белую простыню и пополз так, чтобы оказаться за спиной преступника.
Когда до ямы осталось несколько метров, Фомин завернулся в простыню, тихо подошел к могиле и загробным голосом произнес:— Ты зачем наш сон тревожишь?Преступник оглянулся и упал на колени, закрестился, залепетал:— Свят-свят! Господи, помоги, Господи!А Михаил снова, тем же загробным голосом:— Господь не помогает святотатцам, выбирайся грешник, пошли на суд Божий!Опомнился вор только в кладбищенской сторожке, когда Фомин сбросил с себя простыню, а в дверях появился Сергеев в милицейской форме. Но испытанное потрясение было настолько велико, что мародер чистосердечно рассказал все про себя — и про банду Кривого заодно.
Три дочери и девяносто семь сыновей
Со своей будущей женой Михаил познакомился в милиции. Красавица работала в секретариате. Девушка была сиротой и переехала в Иркутск к своей крестной из Ижевска. У них родились три дочери — Ольга, Надежда, Вера. Но Михаил хотел сына. Даже студентов из бригады содействия милиции, которой руководил, называл сыновьями.С женой Михаил часто советовался. Она понимала, что работа сыщика — это постоянный риск. В те времена отличившихся сотрудников угро награждали не деньгами, а разными подарками — патефонами, пластинками, например.
Однажды Михаилу Николаевичу вручили велосипед. Трамваев в Иркутске тогда еще не было, ездили на пролетках.Но жена посчитала, что велосипеде милиционерам ездить опасно:— Мишенька, отдай кому-нибудь велосипед: поедешь на нем — не дай Бог, кто-нибудь в спину выстрелит... Дома про работу Михаил особо не рассказывал — старался оберегать своих дочерей от другого, воровского мира, с которым он постоянно соприкасался. Сторого-настрого запретил им идти работать в милицию.Младшая дочь, Вера Михайловна, вспоминает, что Иркутск и в те времена называли бандитским городом:— Была такая бедность, что человека могли из-за куска хлеба убить и всю семью вырезать.
Но было и такое время, годах в 60-х, когда в Иркутске вывели всех карманников напрочь.
Про лысых и чемодан иностранца
В 60-е в нашем городе стали появляться первые иностранцы. Одного из "буржуев" тут же ограбили. Поднялся большой шум, в милицию поступила срочная директива из обкома и горкома: в три дня найти преступников! По описанию, составленному случайными свидетелями, подозреваемый оказался лысым товарищем. В мгновение ока все уголовники, которые были хоть чуть-чуть лысоваты, оказались в КПЗ.Фомину такой поворот событий не понравился. Директива директивой, но нельзя же всех под одну гребенку.И он задумал розыгрыш.
Пришел к начальнику управления и, пока в секретариате никого не было, составил список сотрудников милиции, которых "необходимо" вызвать к начальнику на следующий день "на совещание". Секретарша увидела на столе список, обзвонила все райотделы, вызвала сотрудников.На следующий день все собрались, входит начальник и удивленно спрашивает:— А кто вас сюда звал? Чего собрались?
И тут он замечает странную вещь: собравшиеся сотрудники — лысые, все до единого!— А кто тут был вчера? — вопрошает уже грозно.Вспомнили, что вроде Фомин заходил. Всеобщий хохот. Лысых задержанных из КПЗ отпустили.
Чем закончилась история, точно никто уже не помнит, но, по одной из версий, чемодан иностранцу воры сами вернули.
Вор должен сидеть в тюрьме!
Михаил Николаевич делил своих подопечных на тех, кто еще может выйти на правильную дорогу в жизни — и активно им помогал, и на тех, у кого воровские законы уже в крови и переданы по наследству. С такими людьми нужно быть предельно внимательными и жалости к ним не испытывать.Беспризорники военной поры пополняли ряды уголовников. Как только кто-то из мальчишек освобождался из мест не столь отдаленных, дядя Миша старался пристроить его на работу, чтобы человек при деле был. Найти место было не так-то просто, поэтому милиционер обращался напрямую к директорам завода карданных валов, чаеразвесочной фабрики.
Дай руку, друг!
Вспоминает Владимир Иванович Лях — полковник милиции в отставке, ученик Михаила Фомина:— Я пришел в уголовный розыск в 1956 году, окончив юридический факультет госуниверситета, и с первых дней же дней понял, как мало я знаю. Мне повезло с наставником. Жизненный опыт позволял Фомину в мелочи увидеть всю подноготную человека. Его глаза распознавали и запоминали каждого, с кем он встречался. Я помню, областной уголовный розыск располагался на Урицкого, там, где сейчас прокуратура.
Идем мы как-то с Фоминым на работу, а из соседнего магазина выбегает человек. Михаил Николавич кричит: "Гусак! Держим!" Этой фразы для нас было достаточно, через 20—25 метров бегуна задержали. Оказалось, это преступник, которого Фомин отправил в места не столь отдаленные пять или шесть лет назад. И в пробегающем мимо человеке он не только узнал его, но и понял, что тот снова что-то украл.
— В начале 60-х годов в Иркутске на улице Подаптечной произошло убийство с последующим расчленением трупа, всколыхнувшее весь город, — продолжает Владимир Иванович. — Чтобы раскрыть это преступление, нам пришлось по крупицам собирать информацию. Фомин всегда говорил: каждая мелочь, любой штрих, деталь приведет нас к раскрытию. На место происшествия мы пришли в половине пятого утра. Как только вошли в квартиру, Фомин сразу определил: "Все ребята, это здесь. Не может быть такого чистого пола в квартире, где два мужика живут. Кровь отмывали".
Но даже в таком деле сыщик дядя Миша не мог обойтись без шуточек и розыгрышей. Когда вынимали расчлененный труп из подвала, Фомин серьезно так говорит своему ученику: "Ой, не могу что-то вылезти, помоги мне". И подает окоченевшую кисть пострадавшего. Молодой еще тогда Владимир Лях ухватился за руку "коллеги"...
Сергей Тимофеевич вспоминает, что Михаил Николаевич пользовался огромным авторитетом не только у коллег:— У него была кличка Фома. К преступникам он относился по-людски, с уважением, а не только как сыщик, который карает. И они платили ему тем же. Фомин имел свою агентурную сеть.
Если что-то в городе случалось, он так или иначе получал информацию — в этом выражалась благодарность людей, находившихся по ту сторону закона.
Вернёмся к медведям и зверям охотникам, так называемым
В России запретили забаву - убивать спящих медведей "Sky News", Великобритания,Аманда Уокер (Amanda Walker)
Недавно в России запретили жестокую практику охоты на медведей, находящихся в зимней спячке.
Однако возникают сомнения, скажется ли это на судьбе тысяч медвежат, которые ежегодно становятся сиротами в результате охоты.
Далеко в лесу в Тверской области восемь бурых медвежат готовятся к кормежке – третьей из четырех за день.
Обычно они бы питались материнским молоком в теплой и безопасной берлоге, но эти малыши находятся на искусственном вскармливании, и о них заботятся люди.
А их матерей убили охотники.
Трехмесячных детенышей выкармливают и выхаживают, чтобы подготовить их к возвращению в естественные условия дикой природы.
Хотя медведи и являются национальным символом, в России - за пределами этого всемирно известного заповедника – особо почтительного и бережного отношения к себе они не ощущают.
Многие осиротевшие медвежата так и остаются здесь, в заповеднике, или, что еще хуже – попадают в цирк или в руки уличных фотографов из-за так называемой зимней охоты на медведей, залегших в спячку в берлогу.
Такая охота означает прерывание медвежьей спячки.
Bear pictured before it was shot dead in Russia
В любительских фильмах, снятых охотниками, видно, как медведи вылезают из своих берлог и стоят в полном недоумении и растерянности прежде, чем их расстреляют в упор.
Оставшихся в берлоге медвежат часто бросают, и они не в состоянии самостоятельно выжить в условиях суровой русской зимы.
То, что раньше было необходимостью, теперь стало развлечением для новых русских – фирма, снявшая это видео, берет за организацию убийства медведя 5 тысяч фунтов стерлингов.
Гоняющиеся за трофеями иностранцы тоже готовы выкладывать тысячи, чтобы убивать этих величественных животных.
В одном из он-лайн фильмов охотник хвастается, что усилил удовольствие от охоты, стреляя из танка.
После охоты иностранцы платят за голову и шкуру убитого медведя и увозят их домой.
А еще медвежьи шкуры продают по обочинам дорог примерно за 600 фунтов стерлингов, так что запрет на зимнюю охоту на медведя может ударить и по этому бизнесу.
Местные охотники говорят, что будут выполнять требования нового закона.
Обнадеживающие слова для страны, в которой требования закона часто в лучшем случае невнятны и противоречивы.
Осиротевших медвежат выхаживают, а затем возвращают в лес.
Те, кто неустанно боролся за принятие закона о запрете, также надеются на лучшее.
Маша Воронцова является членом Международного фонда защиты животных (International Fund for Animal Welfare).
«Те охотники, которые охотились легально и покупали лицензии, больше этого делать не будут. Так что уже это позволяет спасти многих медведей», сказала она.
«Но, конечно же, у нас все еще остается проблема нелегальной охоты – браконьерства – а это уже совсем другое дело».
«Законом браконьерство не остановишь, поэтому здесь уже должны работать правоохранительные органы».
Скоро медвежат начнут отучать от молока и каши, придет весна, и их отпустят в лес – в мир дикой природы, который стал чуть менее опасным.
Благодаря неустанной работе тех, кто боролся за принятие закона, будущее одного из самых уязвимых животных в суровых условиях их бескрайней среды обитания станет чуть светлее.
Пух Райтермана и Пух Хитрука: сравнительная характеристика персонажей "Сolorful animation expressions", Швейцария,Освальд Айтен (Oswald Iten)
Мой интерес к рассказыванию историй и характеристике экранных персонажей привел меня к тому, что я попробовал проанализировать две совершенно разные и в то же время близкие к оригиналу экранизации детского классического произведения Александра Алана Милна «Винни-Пух». Так случилось, что первая диснеевская экранизация Вольфганга Райтермана (Wolfgang Reitherman) под названием «Винни-Пух и пчелиное дерево» (1966) основана на тех же двух главах, что и мультфильмы о Винни-Пухе Федора Хитрука (1969, 1971), каждый из которых длится примерно по 10 минут. Тем не менее, в этих двух экранизациях одной простой истории Винни-Пух и его друзья производят впечатление совершенно разных персонажей.
Действие двух первых глав книги Милна «Винни-Пух», написанных в 1926 году, строится вокруг ненасытного аппетита Пуха – большого любителя меда. В первой главе он терпит неудачу, пытаясь достать мед из дупла дерева, где живут пчелы, во второй он попадает в нору кролика, где съедает столько меда, что застревает в ней, попытавшись выбраться наружу.
Тогда как в первой главе Милн концентрирует свое внимание на отношениях Пуха с Кристофером Робином, а во второй - вводит в повествование хорошо воспитанного кролика, остальных персонажей своей книги он упоминает лишь мельком, предваряя события последующих глав. В конце концов, Пух – любимый плюшевый медведь Кристофера Робина, а Кристофер Робин – шестилетний сын писателя, который просит своего папу рассказывать ему истории о Пухе. Собственного сына Милна действительно звали Кристофер Робин, и в книге о Винни-Пухе в скобках приводится множество диалогов между отцом и сыном.
Таким образом, саморефлексивное повествование отчасти объясняет очарование историй о Винни-Пухе. Поэтому неудивительно, что и в русской, и в американской экранизации Винни-Пуха присутствует закадровый голос рассказчика, а персонажи смотрят в зеркало или даже прямо в камеру.
Буквальный, но веселый и очаровательный
То, каким образом Хитрук и Райтерман вводят рассказчика и Кристофера Робина в историю о Винни-Пухе, имеет огромное значение для понимания характеров экранных персонажей и отношений между ними. Тем не менее, и Хитрук, и Райтерман, очевидно, воздают должное Милну, хотя и на различных уровнях. Оставаясь верным диснеевской парадигме буквальной «иллюзии жизни», Райтерман обрамляет мультипликационные фрагменты кадрами настоящей опустевшей детской комнаты, где находятся множество плюшевых игрушек и книга о Винни-Пухе, принадлежащая мальчику по имени Кристофер Робин, и «все они живут вместе в волшебном мире фантазий».
Этот призрачный мир людей представляется нам настолько искусственным и безжизненным, что единственным настоящим предметом здесь кажется книга, открывшаяся сама собой. Как выясняется, между английским рассказчиком (Себастьян Кэбот, Sebastian Cabot) и американским мультипликационным мальчиком Кристофером Робином, который разговаривает голосом сына Райтемана Брюса (позже озвучившего Маугли), нет никакой связи. Эту историю о Винни-Пухе, очевидно, рассказывают нам, а не Кристоферу Робину.
Поскольку в оригинальных историях уже не оставалось места для эмоциональной вовлеченности (или диснеевской сентиментальности), создатели мультфильма предусмотрительно расширили концепцию персонажей, населяющих книгу, не слишком заботясь о том, насколько далекими от первоначального замысла они в итоге могут оказаться. Оригинальные саморефлексивные диалоги между Кристофером Робином и его отцом превратились в случайные беседы Пуха с рассказчиком.
Тем не менее, книга и ее тщательно прорисованные иллюстрации поддерживают идею о том, что это история для детей, рассказанная с точки зрения взрослого, который относится к ее очаровательным героям с той же любовью, какую он испытывает к маленьким детям. В конце концов, Пух – всего лишь плюшевый медведь, в голове которого только опилки. Рассказы из этой книги способны давать толчок детскому воображению и ролевым играм, а вовлеченность аудитории здесь опосредована из-за присутствия этого дополнительного уровня.
Погружаясь в этот мир
Рассказчик Хитрука, с другой стороны, не имеет никакого отношения к персонажам - он просто правдиво рассказывает их историю. Когда персонажи смотрят в камеру, они, возможно, смотрят прямо на нас, или же нам кажется, что они думают о чем-то, чего мы не знаем. Удалив из повествования тот метауровень, который Милн и Райтерман использовали для того, чтобы обозначить детский фантазийный мир увлекательных приключений вместе с лесными обитателями и плюшевыми игрушками одновременно, Хитрук смог удалить из повествования Кристофера Робина и людей в целом.
Таким образом, режиссер создает мир самой непосредственности, вселенную, где Винни-Пух и его друзья живые – не просто лесные обитатели или плюшевые игрушки, а «настоящие» персонажи без каких-либо следов человеческого вмешательства. Между ними и аудиторией уже нет разделяющей их книги.
Рассказ, который следует детской логике, идеально подходит для визуального воплощения, источающего теплоту детских рисунков. В конце концов, этот стиль художественной иллюстрации был гораздо более современным в 1969 году, чем вечный стиль диснеевских имитаций Шепарда (которые мне так нравятся). Таким образом, Хитруку удается отказаться от «атмосферы литературной классики» и «ностальгического измерения» фильма Райтермана, сохранив при этом дух книги Милна.
Вероятно, самым главным преимуществом подобного упрощенного, двумерного стиля является то, что персонажей не нужно прорисовывать так, чтобы это создавало иллюзию реальности. Бесспорно талантливые русские мультипликаторы сумели найти тот наивный стиль, который позволил создать лаконичные и невозмутимые комические образы.
Персонажи
Несмотря на то, что в первых двух главах книги появляются только Пух, Кристофер Робин и Кролик, Райтерман в свой фильм вводит всех персонажей историй о Винни-Пухе в качестве массовки – за исключением Пятачка (вместо него появляется американский суслик, которого «нет в книге» и за которого автора часто критиковали). Пятачок упоминается в предисловии к книге Милна и производит впечатление маленького, но в некотором смысле завистливого персонажа, которому очень хочется быть таким же популярным, как Пух.
Заменив Кристофера Робина Пятачком, Хитрук дает Пуху партнера, который в отличие от Кристофера Робина не превосходит Пуха в интеллектуальном развитии. Таким образом, характеризуемый через свои отношения с Пятачком, Пух представляется зрителям весьма своеобразным персонажем, отличающимся от того, которого мы привыкли видеть в диснеевских экранизациях. Помимо того, что он практически никогда не улыбается, он еще и очень быстро двигается и говорит. Во второй серии Пятачок, задыхаясь, старается за ним угнаться.
Пух Милна
Прежде чем сравнивать персонажей мультфильмов двух авторов, нужно вспомнить о том, как сам Милн характеризует Пуха в своей книге: по словам рассказчика, Пух – это любимая игрушка Кристофера Робина, он любит играть, тихо сидеть у камина и слушать истории, предпочтительно о самом себе (как замечает Кристофер Робин). Он любит сочинять песенки и стихи, которые он напевает, когда бродит туда-сюда без какой-либо цели. Его мыслительные процессы кажутся медленными и степенными, и он часто разговаривает сам с собой. В целом, он вполне уверен, что его планы обязательно сработают. Но самое главное, он очень любит мед.
Во второй главе мы также узнаем, что он способен к саморефлексии: он тренируется перед зеркалом, а позже раздумывает над тем, какого это быть кем-то еще. Тем не менее, он достаточно настойчив, чтобы не поддаться вежливым словам Кролика, который пытается от него избавиться, притворяясь кем-то еще или даже «никем» («Но это же Я! – Кто это Я?»). На самом деле, Пух совершенно незнаком с понятием вежливости. Когда он застрял в норе Кролика, он очень смущен и даже плачет, когда узнает, что ему придется ничего не есть целую неделю, однако ему совершенно не приходит в голову, что эта ситуация может быть неприятна Кролику. В данном случае социально-бытовое невежество способствует жизнестойкости, и на Пуха невозможно за это сердиться. В иллюстрациях Шепарда вы вряд ли встретите какие-либо ярко выраженные эмоции на лицах персонажей.
Пух Райтермана
Себастьян Кэбот представляет Пуха как очаровательного и не слишком умного медведя, который очень любит мед. Мы видим, как Пух тренируется и разговаривает сам с собой перед зеркалом (саморефлексия). Он, несомненно, Плюшевый Медведь. Его голос (Стерлинг Холлоуэй) достаточно высокий, но его речь медленная и очаровательная, он часто улыбается, и у него есть излюбленный жест, демонстрирующий процесс мышления. Он разговаривает не только сам с собой, но и с рассказчиком, и поет каждый раз, когда оказывается один – иногда ему подпевает хор, подчеркивающий настроение теплой американской ностальгии, которой веет от заглавной песни мультфильма.
Этот беспечный Пух может быть печальным, но он никогда не сердится и не обижается, он даже смеется, когда неожиданно ударяется головой о ветку дерева. В первую очередь он думает не о Кристофере Робине, а о Винни-Пухе. Однако, как и в книге, он надеется, что в сложных ситуациях Кристофер Робин его выручит. Тем не менее, рассказчик говорит нам, что Пух «не из тех, кто легко сдается». Когда он всерьез решает достать мед, он следует своей цели до конца. Возможно, он всегда счастлив и не способен на дурные мысли, однако он совершенно не умеет различать мысли и чувства других персонажей. После того, как Пух съел все, что было у Кролика, он просто разочарован тем, что меда больше не осталось, и совершенно не думает – как и в книге – что он причинил массу неудобств Кролику, застряв в его норе.
Пух Хитрука
Хотя заглавная клавесинная мелодия и размеренная речь рассказчика задают истории неторопливый темп, сам Винни-Пух совершенно иной. Еще до встречи с ним зрители видят его следы, а рассказчик сообщает, что Пух любит перекусить и что он поэт, сочиняющий стихи и даже песенки. Как я уже писал, Пух Хитрука ходит и говорит очень быстро, он кажется слегка грубоватым, особенно когда поет. Его лицо не выражает практически никаких эмоций, и он время от времени останавливается, глядя в камеру и раздумывая над тем, что ему нужно сказать или сделать дальше. Его отсутствующие взгляды сами по себе забавны, а в сочетании с блестящим хронометражем они делают этот мультфильм настолько же лаконичным и выразительным, как и работы Бастера Китона и Каурисмяки.
Однако Пух – тугодум. Во время своего первого диалога с Пятачком он почти не смотрит на него и произносит лишь отрывистые фразы. Он обращается с Пятачком как с младшим братом, который всегда отстает на один шаг, но отчаянно пытается догнать Винни-Пуха. Пятачок, очевидно, старается равняться на Пуха и делает все, что бы он ни потребовал. Хотя Пятачок и горит желанием помочь Пуху, все равно лучше всего у него получается выполнять какие-то незначительные задания – например, надувать шарик.
Упор на отношения и взаимодействие персонажей становится особенно очевидным во второй части, где Пух лишь на несколько секунд застревает в норе Кролика. Значительная часть этой серии мультфильма посвящена тому, чтобы показать, насколько Пух невежественен в смысле хороших манер и как он командует Пятачком, не превращаясь при этом в тирана. Пух не только умывает своего лучшего друга, он еще и повязывает салфетку на его рот таким образом, что Пятачок не может ничего съесть. Пух очень быстро забывает о своих хороших манерах, о которых он так гордо заявляет в начале, когда узнает, что у Кролика еще осталась угощение для него.
Что по-настоящему делает этих персонажей реальными так это едва уловимые жесты, как например когда Пух пытается взять Пятачка за руку, чтобы убежать вместе с ним.
Заключительные мысли
Воспитанный на диснеевских короткометражках о Пухе, я был немного разочарован, когда впервые посмотрел Винни-Пуха Хитрука - вовсе не из-за его простоты и очаровательной стилизации, а потому что он был построен вокруг другого заглавного персонажа и прежде всего потому что в этой версии отсутствовало все, что мне нравилось в Винни-Пухе, в частности сама книга и беседы с рассказчиком.
Только посмотрев все три короткометражки Хитрука во второй раз, я начал понимать, почему все жители Восточной Европы так любят Пуха. Постепенно быстрый темп и песни Пуха превратились с ценную альтернативу неторопливому стилю песен братьев Шерман, которые в моем сознании ассоциировались с Винни-Пухом.
Несмотря на то, что обе версии очень близки к книге вплоть до диалогов героев (по крайней мере, судя по субтитрам), замена Кристофера Робина Пятачком в мультфильме Хитрука кажется довольно серьезным изменением, однако при этом она делает повествование менее беспристрастным, чем в диснеевской версии. Взаимоотношения Пуха и Пятачка вводят в эту историю дополнительную линию, которой нет в «Винни-Пухе и пчелином дереве», поскольку здесь отсутствует Кристофер Робин, на которого Пух смотрит снизу вверх, а вместо этого есть Пятачок, на которого он смотрит сверху вниз.
В конце концов – и это относится к обеим экранизациям – разве не забавно видеть главного героя, который заботится только о себе и никогда не думает о чувствах своих друзей? На самом деле, эксцентричный русский Пух - значительно более интересный персонаж, просто потому что он не всегда счастлив. Мне кажется, довольно любопытно наблюдать за тем, как из одной истории могут появиться два совершенно разных персонажа.
Касатик:(без заголовка) 20/05/2012, 09:21 Наш Пух интеллигент, творческая личность.
Их Пух - ходячая плюшевая тупость, которая еле-еле связывает пару слов, сопровождающихся идиотским смехом.
Сравнение не уместно ааааще.
Мозгоправ:(без заголовка) 20/05/2012, 12:32 Американцам - американское, русским - русское. Ибо разные менталитеты. Просто наш Пух более характерный, у него чувствуется история, вкусы с привычками. А диснеевский - обычная игрушка с небольшим количеством мозгов
Это как с Мэри Поппинс и Шерлоком Холмсом - наши режессеры и актеры наделили абсолютно книжных персонажей такой душой, что в них влюбился весь мир
Шаумянъ:хорошая статья 20/05/2012, 17:05 Сколько пытался смотреть американский вариант-не осилил, он какой то монотонный, а персонажи безликие, да и книга честно сказать для меня ценна исключительно благодаря советскому мультику. Советский вариант намного насыщеннее жестами, песнями, диалогами, ну и результат получился во многом более колоритным благодаря гению Леонова конечно, смотришь на Пуха- а представляешь солнцеликого Леонова:)))
var4131:был один персонаж...Леонов... 20/05/2012, 20:13 мы полюбили этот мультик - благодаря Леонова... да причем тут...Вольфганга Райтермана ...Александра Алана Милна ...и Федор Хитрук....
Хотите узнать, где роятся дикие пчелы? Какой прок от горшочка, если в нем закочился мед? И какую вкуснятину можно отведать в гостях у Кролика? Первый фильм из серии о забавном медвежонке и его друзьях. Фильм снят по сказке Алана Милна. Глава, в которой происходит знакомство с Винни-Пухом и подозрительными пчелами.
В ролях: Евгений Леонов, Ия Саввина, Владимир Осенев.
Сценаристы: Борис Заходер, Фёдор Хитрук Операторы: Н. Климова Композитор: Моисей Вайнберг Художник: Владимир Зуйков, Эдуард Назаров
Режиссер: Федор Хитрук
Фильмофонд Киностудии «Союзмультфильм» CCCP
Notwithstanding the provisions of sections 106 and 106A, the fair use of a copyrighted work, including such use by reproduction in copies or phonorecords or by any other means specified by that section, for purposes such as criticism, comment, news reporting, teaching, scholarship, or research- this video not an infringement of copyright and protected by title 17 of U.S. code {§ 107}
The first part of the 1966 classic, Winnie the Pooh and the Honey Tree. I found the tape in a closet in my house and decided to upload it here, as it is very rare to view these day.
DISCLAIMER: I do not own this or any part of this video, it is owned by Disney. I am just showing it for the purpose of nostalgia, and the fact that this video is not sold in stores for money anymore.
*************************
Winnie the Pooh and The Honey Tree (1966) Part 2/3
ATTENTION: Add "&fmt=6" to give the video higher sound quality!
The second part of the 1966 classic, Winnie the Pooh and the Honey Tree. I found the tape in a closet in my house and decided to upload it here, as it is very rare to view these day.
DISCLAIMER: I do not own this or any part of this video, it is owned by Disney. I am just showing it for the purpose of nostalgia, and the fact that this video is not sold in stores for money anymore.
****************
Winnie the Pooh and The Honey Tree (1966) Part 3/3
The third part of the original 1966 version of Winnie the Pooh and the Honey Tree. I found the tape in a closet in my house and decided to upload it here, as it is very rare to view these day.
DISCLAIMER: I do not own this or any part of this video, it is owned by Disney. I am just showing it for the purpose of nostalgia, and this video isn't sold anymore.