В Сочи пройдет первый в истории России Гран-при "Формулы-1"
Вид на стадион "Фишт" и "Сочи Автодром"© Артур Лебедев/ТАСС
История попыток провести первый Гран-при России насчитывает несколько десятков лет.
Впервые на высоком уровне о проведении гонки заговорили еще во времена СССР.
В 1982 году большой любителей автомобилей генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев договорился с главой "Формулы-1" Берни Экклстоуном, и тот включил этап в предварительный календарь сезона 1983 года.
Трассу предполагалось проложить в Москве в районе Воробьевых гор. Уже был готов проект, и, казалось, ничто не может помешать историческому событию.
Однако в ноябре 1982 года Брежнев скончался, а пришедшим ему на смену эта затея не казалась такой привлекательной.
В итоге страна осталась без королевских гонок.
После этого подобные проекты возникали огромное количество раз.
Как правило, главным камнем преткновения в этом вопросе были финансовые проблемы.
И все же праздник для российских болельщиков автоспорта настал.
И случилось это во многом благодаря проведению в Сочи зимних Олимпийских игр 2014 года.
Инфраструктуру и спортивные объекты, созданные к главному старту планеты, нужно было как-то использовать после завершения соревнований.
И было решено, что трасса "Формулы-1" отлично впишется в созданную структуру и принесет в дальнейшем экономические выгоды, а также прибавит очков имиджу страны.
Контракт на проведение Гран-при России был подписан в октябре 2010 года сроком на десять лет.
Соглашение предусматривает возможность продления еще на пять лет.
Проект трассы, которая проложена в Олимпийском парке, был разработан главным архитектором "Формулы-1" Германом Тильке.
Одна из трибун "Сочи Автодрома" получила имя единственного россиянина королевских гонок, представителя команды "Торо Россо" Даниила Квята, к которому, безусловно, будет приковано основное внимание собравшихся болельщиков.
Но и помимо будущего пилота "Ред Булла" поклонникам "Формулы-1" будет на что посмотреть на трассе в Сочи.
Борьба за титул между двумя гонщиками "Мерседеса" в самом разгаре. В последних гонках британец Льюис Хэмилтон смог перехватить инициативу у немца Нико Росберга и за пять этапов до финиша чемпионата опережает партнера на десять очков.
В Сочи дуэлянты сойдутся на незнакомой для себя трассе, что добавляет их противостоянию изюминку.
Первая часть свободных заездов начнется в пятницу в 10.00 мск, вторая - в 14.00.
В субботу состоятся третья свободная практика (12.00) и квалификация (15.00).
Завершится программа этапа в воскресенье гонкой (10.00).
http://itar-tass.com/sport/1498322
История "Формулы-1"
Чемпионат мира по автогонкам в классе "Формула-1" ведет свое происхождение от гонок Гран-при (Grand Prix, фр. - большой приз),
зародившихся во Франции в конце XIX века.
Непосредственным предшественником "Формулы" был чемпионат Европы по автогонкам Гран-при, регулярно проводившийся в 1930-е годы и прерванный Второй мировой войной.
После окончания войны в 1946 году спортивная комиссия Международной автомобильной федерации (FIA) утвердила единый свод правил, регулирующий технические характеристики болидов. Этот регламент получил название "Формула-A" и впоследствии стал известен как "Формула-1".
FIA начала проводить официальный чемпионат мира по автогонкам с 1950 года.
Тогда в зачет были включены шесть европейских этапов (Гран-при Великобритании, Монако, Швейцарии, Бельгии, Франции и Италии),
а также гонка "Индианаполис 500" в США, проходившая по американскому регламенту.
По итогам первого сезона чемпионом мира стал итальянец Нино Фарина на болиде Alfa Romeo.
Уже в следующем году титул завоевал аргентинец Хуан Мануэль Фанхио, который в итоге становился чемпионом пять раз: в 1951 и 1954-1957 годах.
В 1958 году к индивидуальным призам для гонщиков был добавлен командный Кубок конструкторов. Первым обладателем награды стала британская команда Vanwall. В целом команды из Великобритании в XX веке чаще других выигрывали Кубок конструкторов: на их счету 33 трофея.
После того как Хуан Мануэль Фанхио завершил карьеру, в "Формуле-1" началось доминирование пилотов из англоязычных стран:
в 1958-1969 годах чемпионские титулы выигрывали представители Великобритании, Австралии, США и Новой Зеландии.
В 1970 году австриец Йохен Риндт стал первым и на сегодняшний день единственным автогонщиком, выигравшим чемпионат мира "Формула-1" посмертно.
В 1974 году была создана Ассоциация конструкторов "Формулы-1", ее главой в 1978 году стал британец Берни Экклстоун.
В конце 1970-х и начале 1980-х годов Ассоциация конструкторов вступила в открытую конфронтацию с Международной федерацией автоспорта.
Ключевыми спорными вопросами были особенности технического регламента и принципы распределения доходов от телетрансляций.
Кульминацией противостояния стал бойкот несколькими командами Гран-при Сан-Марино в 1982 году.
Конфликт удалось урегулировать, причем благодаря найденному решению гонки стали более привлекательными для спонсоров:
финансовые риски снижались в связи с тем, что команды обязались участвовать во всех без исключения этапах чемпионата.
Личности в истории "королевских гонок"
Одним из самых ярких спортивных противостояний в истории "Формулы-1" стало соперничество знаменитых пилотов Алена Проста и Айртона Сенны.
В общей сложности француз и бразилец на двоих выиграли семь чемпионских титулов. Прост завершил выступления в "Формуле-1" по окончании сезона 1993 года.
Сенна погиб в 1994 году в аварии на Гран-при Сан-Марино.
Его смерть привела к пересмотру требований к безопасности болидов "Формулы-1", благодаря чему с 1994 года ни на одном Гран-при не было аварий со смертельным исходом для гонщиков.
Рекорд по числу титулов, принадлежавший Фанхио, в 2002 году повторил, а затем и побил немец Михаэль Шумахер.
Он дважды становился чемпионом, выступая за Benetton (1994, 1995), и еще пять раз - за Ferrari (2000-2004).
Главными соперниками немецкого пилота в борьбе за титулы в разные годы были такие известные гонщики, как англичанин Деймон Хилл, канадец Жак Вильнев и финн Мика Хаккинен.
Победную серию Шумахера прервал испанец Фернандо Алонсо из Renault, чемпион мира 2005-2006 годов.
В начале 2000-х FIA неоднократно вносила изменения в правила соревнований с целью повысить зрелищность гонок.
Менялись форматы квалификации и система начисления призовых очков, технических требований к болидам.
В 2003 году был введен запрет на использование командной тактики - указаний со стороны руководства во время гонки (вновь разрешены с 2011 года).
В 2009 году FIA намеревалась ограничить расходы команд, чтобы уравнять возможности участников "Формулы-1", однако эти планы встретили сопротивление со стороны команд и не были реализованы.
В сезонах 2010-2013 годов сильнейшей командой "королевских автогонок" был Red Bull Racing.
Австрийская команда выиграла подряд четыре Кубка конструкторов; ее лидер немецкий пилот Себастьян Феттель завоевал столько же титулов и стал самым молодым в истории чемпионом мира.
Перед сезоном 2014 года FIA значительно изменила технический регламент.
После 15 этапов чемпионата мира 2014 года в общем зачете лидируют пилоты Mercedes Льюис Хэмилтон и Нико Росберг.
"Формула-1" в сезоне 2014 года
Чемпионат мира в классе "Формула-1" - самые престижные международные соревнования по гонкам на автомобилях с открытыми колесами. Чемпионат проводится с 1950 года под эгидой Международной автомобильной федерации (FIA) и представляет собой серию этапов (Гран-при), проходящих в течение года на различных автодромах мира. Слово "формула" в названии соревнований означает свод правил, которые должны выполнять все участвующие команды и пилоты.
Команды-участницы выставляют на каждую гонку по два болида собственной сборки. Характеристики автомобилей регулируются техническим регламентом "Формулы-1". С сезона 2014 года команды используют шестицилиндровые V-образные двигатели с турбонаддувом объемом 1,6 л. Минимальный допустимый вес болида составляет 691 кг.
Существует несколько видов шин, выбираемых командами в зависимости от погоды и особенностей трассы.
Правильные шины и настройки электроники играют важную роль в успешном выступлении пилотов.
Каждый этап "Формулы-1" включает в себя свободные заезды, квалификацию и гонку.
Сессии свободных заездов обычно проходят в пятницу и субботу. Они представляют собой тренировки, на которых пилоты настраивают болиды для квалификации и гонки.
В субботу проходит квалификация,цель пилотов -показать самый быстрый результат прохождения круга в течение ограниченного времени. Участник, показавший лучший результат, получает так называемую поул-позицию - первое место на старте. Остальные места распределяются в соответствии с квалификационным временем гонщиков.
Гонка Гран-при стартует в воскресенье. Ее дистанция состоит из заранее определенного количества кругов и обычно составляет около 305 км (исключение - Гран-при Монако, около 260 км). Во время гонки каждый пилот имеет право сделать неограниченное число пит-стопов - технических остановок, когда разрешена замена шин и поврежденных элементов автомобиля.
По итогам гонки пилот, занявший первое место, получает 25 баллов в зачет чемпионата мира, второе место - 18 баллов, третье - 15. Три гонщика, показавших лучшие результаты, участвуют в торжественной церемонии награждения - они поднимаются на пьедестал. Звучат гимны стран, лицензию которых имеют победивший пилот и его команда. В "Формуле-1" существует традиция после церемонии награждения обливать победителей Гран-при шампанским. В мусульманских странах вместо шампанского используются безалкогольные газированные напитки.
Пилоты, занявшие в гонке места с 4-го по 10-е, получают в зачет 12, 10, 8, 6, 4, 2 и 1 очко соответственно. С 2014 года введено правило, согласно которому количество очков, набранных пилотами в последнем Гран-при сезона, удваивается.
По итогам всех этапов баллы, заработанные каждым из участников, суммируются. Чемпионом мира становится пилот, имеющий наибольшее количество очков. Команде, чьи гонщики в сумме набрали наибольшее количество зачетных баллов, вручается Кубок конструкторов.
65-й сезон чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе "Формула-1" стартовал с Гран-при Австралии 16 марта 2014 года в Мельбурне. Всего в календаре соревнований 19 гонок.
По сравнению с 2013 годом в список этапов были внесены две новые гонки. Впервые в истории в календарь "Формулы-1" вошло Гран-при России; кроме того, возобновилось проведение Гран-при Австрии, прекратившееся после 2003 года.
Заключительная гонка сезона 2014 года состоится 23 ноября в Абу-Даби (ОАЭ).
В соревнованиях участвуют 11 команд, среди них англо-российская Marussia F1 Team. Также одним из пилотов итальянской Scuderia Toro Rosso является 20-летний россиянин Даниил Квят, дебютировавший в "Формуле-1" на Гран-при Австралии 2014 года.
В 15 завершившихся гонках сезона Квят пять раз попадал в десятку лучших. Лидерами общего зачета являются чемпион мира 2008 года британец Льюис Хэмилтон (266 очков), немец Нико Росберг (256) и австралиец Даниэль Риккардо (193). В зачете Кубка конструкторов с большим отрывом лидирует Mercedes, команда Хэмилтона и Росберга.
http://itar-tass.com/sport/1495291
- Подпись автора
сила V правде!