Глобальный долговой кризис: как мы до этого дошли
Источник http://poorrichards-blog.blogspot.com/2011...s-got-this.html
перевод для mixednews – molten http://mixednews.ru/archives/12179
Глобальный долговой кризис является очень сложным, но в своих базовых причинах, предельно прост.
Выступая перед Сенатом США в октябре 1994 года, Джеймс Голмсит сказал:
Я считаю, что, будучи принятым, GATT (Генеральное соглашение по тарифам и торговле; прим. mixednws) … разорит до нищеты и дестабилизирует промышленно развитые страны, и жестоким смерчем пройдёт по странам третьего мира.
Именно это и случилось.
С 1994 года арбитраж по заработным платам мультинациональных корпораций, большинство из которых контролируется несколькими десятками финансовых институтов, уничтожили десятки миллионов рабочих мест в Западной Европе и Северной Америке.
Как западные страны справились с потерей рабочих мест?
Поддерживая потребительские расходы, не соотносившиеся с потерей высокой квалификации, размером заработной платы и долгосрочными рабочими местами.
Как у них это получилось? Удерживая реальные процентные ставки близкими к нулю или ниже, что способствовало заменой у потребителя дохода кредитом. Большинство кредитов потребителей уходило в рынок жилья, который, по большому счёту, является локальной индустрией, что ретушировало потерю долгосрочных рабочих мест в промышленности, проектировании, инжиниринге и других квалифицированных профессиях.
Как Китай и другие развивающиеся страны распорядились выгодами новых рабочих мест?
Сдерживая заработную плату, и таким образом сохраняя потребительские расходы на низком уровне, чтобы достичь конкурентоспособности с высокооплачиваемыми западными работниками, одновременно распахнув ворота для цунами дешёвых кредитов в рамках создающих рабочие места инвестиций, причём большая часть этих денег влились в недвижимость, в том числе и в пустые китайские города.
Так почему не все счастливы?
Кредиторы не счастливы, потому что, в глобальном масштабе, долг вырос до 350 процентов от мирового ВВП. Это заставляет их нервничать. В результате немецкие облигации больше не пользуются хорошим спросом, а это означает, что процентные ставки в глобальном масштабе начнут возрастать.
Потребитель на Западе не счастлив, потому что бум в недвижимости застопорился, что означает, что, например, в Америке, у половины всех владельцев ипотечных домов их недвижимость «под водой» (стоимость ипотечных долгов больше стоимости дома; прим. mixednews). Это означает, что потребители потеряли кредитоспособность и поэтому должны сократить потребление.
Уменьшение расходов у одного, оборачивается уменьшением работы для другого, что ведёт к сокращению расходов и т.д.
Короче говоря, западная экономика схлопнулась. Правительственные расходы улетели в небо, поскольку программы социальной поддержки растягиваются гораздо дальше тех рамок, для которых они были предназначены изначально, одновременно с этим падают доходы от налогов, что означает, что когда потребитель был вынужден перестать занимать, правительству пришлось начать занимать огромные суммы, чтобы профинансировать бюджетную нехватку в 10 или более процентов, как в случае с США, Британией, Грецией и т.д. В Японии, обслуживание правительственного долга сейчас отнимает больше половины всех поступлений в бюджет. Увеличение процентной ставки на 1-2 процента может обанкротить Японию.
В развивающихся странах бум рабочих мест и промышленности замедляется, поскольку спрос со стороны западного потребителя упал, и прибыли корпораций, зачастую и так толщиной с бумажный лист, ещё более снижаются, что приводит к банкротству. В то же время страхи рецессии или депрессии убивают желание приобретать недвижимость в качестве средства сбережения накоплений, что значит, что азиатский пузырь в недвижимости разорвётся при замедлении производства.
Что происходит сейчас?
Вынудит ли растущее нежелание кредиторов прекратить правительства занимать и тратить, что обернётся новой великой депрессией?
Начнётся ли гиперинфляционное печатание денег?
Кто знает…
В Германии, во времена Веймара, корпорации печатали собственные деньги. Может это имеет смысл?
Но это лишь размышления. Возможно всё. И даже невозможное, без всяких сомнений, будет опробовано.
Но чего следует опасаться, так это того, что правительства, намеренно следующие тупиковому пути разрушительной фискальной и монетарной политики, вполне могут начать пытаться доказывать то, что война является продолжением бизнеса. Просто он будет вестись другими средствами.