ЭпохА/теремок/БерлогА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » Теремок » Русский Дом


Русский Дом

Сообщений 31 страница 40 из 44

31

По русским дорогам
Файл-РФ, 29 ноября

Наш давний автор из Твери – талантливый публицист Михаил Петров – прислал нам очерк о замечательном русском делателе, писателе и просветителе XIX века Дмитрии Шелехове. Рассказывая о людях, подобных Шелехову, «Файл-РФ» стремится донести до читателей простую, но, как нам кажется, крайне важную для наших времён мысль – Россия всегда была богата подвижниками, людьми энергичными и деятельными.
Воскрешая память о них, мы говорим современникам: будьте похожими на них – и тогда Россия преобразится. А Михаилу Петрову сегодня исполняется 75 лет. С чем мы его горячо поздравляем и надеемся, что он ещё не раз порадует нас рассказами о новых шелеховых, которыми так богато наше прошлое и которых, уповаем, не перестанет рождать родная земля.

http://file-rf.ru/uploads/2013/11/29/002-240-__.jpg
Д. П. Шелехов.

Сегодня мало кто и из историков русской литературы XIX века вспомнит имя писателя Дмитрия Потаповича Шелехова.
А между тем, в «Справочном энциклопедическом словаре» К. Крайя сказано, что «Шелехов Дмитрий Потапович – первый в России писатель о сельском хозяйстве... Сочинения Шелехова известны между сельскими хозяевами во всех краях России, куда только проникали русские письмена и просвещение.
По распоряжению Императорского Вольного экономического общества многие из сочинений Д. П. Шелехова признаны за образцовые и общеполезные, разосланы были членам Государственного Совета и по всем православным церквам».

Шелехову посвящена статья и в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, его агрономический и хозяйственный талант высоко оценивал выдающийся русский агроном Александр Васильевич Советов. Современники знали Дмитрия Шелехова как героя войны 1812 года, поэта, переводчика римских поэтов, философа, математика, изобретателя сельскохозяйственных орудий и машин, основателя первой в России сельскохозяйственной школы для крестьян, историка, публициста, прекрасного оратора. Его книгами, очерками и статьями о сельском хозяйстве зачитывались, подписчики «Библиотеки для чтения» искали это имя в свежих номерах журнала...

Д. П. Шелехов родился 16 мая 1792 года в городе Бронницы Московской губернии.
Он происходил из старинного купеческого рода Шелеховых, к которому принадлежал и знаменитый исследователь Камчатки Григорий Шелехов.
По окончании Московского университета в 1811 году Шелехов получил степень кандидата физико-математических наук и золотую медаль за представленную диссертацию.

К тому же времени относятся и первые его поэтические опыты.

Научные и литературные занятия приостановила Отечественная война 1812 года. 1 августа 1812 года он вступил подпоручиком в 1 пехотный казачий полк Московского ополчения, участвовал с ним во всех главных сражениях, начиная от Бородинского и кончая сражением при Коцбахе 26 августа 1813 года, где Шелехова тяжело ранило. Молодого офицера наградили орденом Святой Анны 4-й степени. В 1814 году он вошёл с русской армией в Париж, в 1817-м, полный иллюзий, вернулся в Россию.
В эти годы Шелехов пишет стихи и прозу, переводит римских поэтов; Московское общество любителей словесности избирает его в сотрудники, а потом и в действительные члены.

http://file-rf.ru/uploads/2013/11/29/003-380-___26__1813_.jpg
Сражение при Коцбахе 26 августа 1813 года.

Как человек самокритичный, философского склада ума, Шелехов знал, конечно, величину своего поэтического дара.
Быть может, история русской литературы XIX века пополнилась бы ещё одним именем, которое осталось бы жить лишь в сносках да в комментариях, если бы в судьбе Шелехова не произошёл крутой поворот: в 1821 году он покупает в Зубцовском уезде Тверской губернии сельцо Фролово, где решает поселиться.

Днём Дмитрий Потапович то на риге, то на конюшне, то на скотном дворе, а вечерами перечитывает «Земледельческий устав» англичанина Джона Синклера, «Рациональное сельское хозяйство» немецкого экономиста Теэра.
Спорит не только со старостой и мужиками, но и со светилами европейской науки.

И как же современны его мысли и сегодня!
Нет, не согласен он с Теэром, что цель сельского хозяйства есть деньги, барыш, чистая прибыль.
Самые высокие барыши чаще почему-то противоположны общей пользе. Один из выгоднейших способов сбыта зерна — винокурение. А ведь чем больше зерна пойдёт на вино, тем голоднее будет народу...

В ночных уединённых диалогах с Синклером и Теэром задумалась первая книга, названная «Главные основания земледелия». Нет, не в севооборотах, не в семеноводческой работе и не в племенном отборе увидел он основания, а в науке земледелия!
Размышления касались возможной гармонии природы и человека через посредство подлинно научного земледелия. Недаром именно земледелие, в отличие от скотоводства, стало основою гражданства и источником законов, оказало нравственное влияние на человеческое общество.

http://file-rf.ru/uploads/2013/11/29/004-380-____19_.jpg
Крестьянский быт. Первая половина XIX в.

Шелехов начнёт книгу с похвального слова земледелию: «Нет других занятий для кочующего человека, кроме помышления о беспрестанном движении с места на место, о грабежах и набегах: ибо ничто не привязывает его к месту рождения, одному месту, – ничто не озабочивает его оградить целость родины своей, возвысить вид, улучшить благосостояние её внутреннее и наружное.
Земледелие поселяет в душе человека привязанность к месту труда... Земледелие улучшает, развивает силы природы... Земледелие построило села, соорудило города, образовало гражданства...»

В 1826 году книга «Главные основания земледелия» выйдет в Москве, в типографии университета, на неё откликнется известный учёный-агроном и экономист М. Г. Павлов. Тогда же Шелехов решает открыть первую в России практическую школу для обучения крестьян плодопеременному полеводству.
Его поддерживает Вольное экономическое общество и его президент граф Н. С. Мордвинов. Друзья советуют Шелехову расширить имение, ведь сельцо состоит всего из шестидесяти душ, но замысел Шелехова – повысить доходность имения за счёт культуры земледелия, рационального землепользования, интенсификации хозяйства.
Он и школу набирает из крестьян мелкопоместных и среднепоместных имений, желая доказать, что не числом крепостных душ мерится доходность хозяйства, а искусством земледелия.

........................

Продолжение под катом:

Продолжение статьи: По русским дорогам

В то время многие помещики искренне хотели поднять производительность земли, сделать Россию зажиточной. В русскую крепостную деревню с натуральным хозяйством, барщиной или оброком, сохой и трёхпольным земледелием в конце ХVIII – начале ХIХ века пришёл образованный человек. А если учесть, что многие из дворян получали образование в Европе – а если и не в Европе, то всё равно европейское, и зачастую французский и немецкий языки знали лучше, чем русский, а европейское хозяйство лучше, чем русское, – то можно понять, что приезд их в деревню не прошёл бесследно.

http://file-rf.ru/uploads/2013/11/29/005--240--_______.jpg
Обложка книги Д. П. Шелехова «Путешествие по русским просёлочным дорогам».

Неофит закупал, допустим, семена французской пшеницы, английского овса, заводил в имении немецкий или голландский скот, строил молочную ферму на швейцарский лад. Естественно, что на русской почве с суровыми зимами, летними затяжными сеногноями и ранними осенними заморозками всё это вымокало, а если не вымокало, то вымерзало, а если не вымерзало, то осыпалось или вымирало, – а наш неофит, истратив на нововведения большие деньги, пускал их по ветру. Закладывалось имение, вновь вводился оброк, терялась вера в возможность переустройства сельского хозяйства в России на научные основы.

Неудачи эти, отметим, имели нравственные и даже политические последствия. Утверждался тип европейски образованного человека, который не только плохо знал хозяйственный уклад и быт мужика-кормильца, но, убегая от него за границу или в столицу, начинал открыто презирать его, при этом продолжая проедать очередное своё имение где-нибудь в Женеве или Лондоне, пописывая книги об экономической и политической отсталости России. Даже Герцен рассуждал о жизни русской крестьянской общины и создавал свою теорию построения социализма в России, пользуясь тенденциозным сочинением прусского чиновника барона Гакстгаузена.

Нет, Шелехов не отрицает европейскую науку. Он обучает в школе крестьян основам европейского плодопеременного полеводства, домоводству и животноводству, полезным ремеслам. Но своё новое сочинение он думает назвать «Народное руководство в сельском хозяйстве». И начинается оно с похвального слова науке.

«Мы сами навлекли на себя частые неурожаи, голодные годы, сами, своим плохим сельским хозяйством: оно не озарено светом науки, не знакомо с правилами искусства. От этого наше русское сельское хозяйство дурно, а с ним дурны и все его отрасли. Посмотрите, как почвы наших полей и лугов истощились, загрубели, заросли сорняками, лесные дачи обезображены неправильной порубкой, русское скотоводство ничтожно, сельские ремесла самые плохие, домоводство – недостроенное...»

На примере своего хозяйства он показывает, что может сделать введение травосеяния для урожаев зерновых, говорит о значении для нечерноземных почв клевера и рапса, а для южных губерний – люцерны и корнеплодов.

«Правила настоящих наук – арифметики, геометрии, физики остаются одними и теми же для всех народов земного шара, для всех веков и поколений, а сельское хозяйство не вполне наука, оно – дитя опыта. Сельское хозяйство по справедливости может называться английским, французским, германским, бельгийским и русским.
И даже в Англии оно может быть норфольским и кентским, в Германии – голштинскнм и саксонским, а в России хозяйством северных, центральных, черноземных степных губернии. Русское сельское хозяйство переделывать по иностранным образцам – национальный позор и труд напрасный, неуместный и разорительный!»

http://file-rf.ru/uploads/2013/11/29/006-240-___.jpg
Обложка книги Д. П. Шелехова «Речь о пользе и важности компаний и сообществ для успехов и развития народной промышленности».

Он и сам начинал не с нововведений, не со строительства швейцарских ферм и сыроделен, а с освоения народного хозяйственного опыта, с изучения местных природных и климатических условий, почв.

С нескрываемым сарказмом рисует он преобразовательную деятельность помещика-западника. Как тот начал перестраивать деревню на иностранный лад: выстроил свою усадьбу на новом видном месте, заняв для этого удобренные крестьянские огороды, построил и изящные кирпичные домики для крестьян с отдельными садиками, чистенькие, раскрашенные, с широкими итальянскими окнами. Завёл голштинский скот, купил немецкие молотилки и сеялки. Да вот беда: домики оказались холодными, зимой жить в них было невозможно. Хлевы для крестьянского скота, отнесённые от домиков на многие десятки метров, чтобы вида не портили, приводили баб в отчаяние, да к тому же тоже оказались холодными, скотина в них мёрзла и болела. Для помещичьих полей выбрал он севооборот с люцерной и эспарцетом, которые под северным небом не растут, отчего его голштинский скот остался без кормов, так как сенокосы барин продал мужикам соседней деревни.

Зимой из-за нехватки кормов возникли новые затеи с запариванием соломы, хвойного и веточного корма. Принялись крестьяне за топоры, построили помещику кормёжные тёплые избы из сырого леса, которые в три зимы сгнили. Весна же дополнила разорение: лошади от бескормицы едва передвигали ноги, сев затянули, осенью рано пошли дожди и немецкие молотилки остались без дела. Вскоре барин наложил на крестьян дополнительный оброк, отдал имение на заботы вора-приказчика и уехал в Петербург с уверенностью, что народ глуп, сер и ничего, кроме кнута, не понимает...

Вечерами Шелехов записывает наиболее счастливые, наиболее плодотворные мысли, наиболее удачные ответы на вопросы крестьян.
Из записей на осьмушках за двенадцать лет сложились два тома книги «Народное руководство в сельском хозяйстве». Вышла она в Петербурге у А. Смирдина в 1838–1839 годах и сразу же стала настольной книгой русских сельских хозяев. Автор первым в России предложил включить в учебные программы гимназий сельскохозяйственные предметы.

Опережая время, Шелехов поставил вопрос о гармонии в отношениях между тремя основными промыслами человечества: сельским хозяйством, промышленностью и торговлей. На первое место он ставит земледелие, так как ни промышленность, ни торговля не могут не то что процветать, но и существовать без изобилия и хорошего качества первоначальных произведений земли, какие доставляет сельское хозяйство. Не торговлю, а сельское хозяйство называет он по справедливости тем первоначальным источником, из которого черпают промышленность и торговля сырьё для изделия и продажи.

Обращаясь к ним, увлекающимся строительством фабрик и мануфактур, он писал: «Неужели вы думаете, что ваши фабрики будут долго процветать, если вы деятельно не займётесь усовершенствованием сельского хозяйства? Я думаю, что страсть к фабрикам, воздвигаемым без оглядки, без основательных соображений начал ремесленности, что эта страсть может сделаться причиною разорения государства...»

После выхода «Народного руководства в сельском хозяйстве» за Шелеховым утверждается слава лучшего в России писателя о сельском хозяйстве. Короткой этой славе особенно способствовали бесплатные вечерние беседы, проводимые автором «Руководства» в течение четырёх зим (1841–1844 гг.) в Вольном экономическом обществе по просьбе графа Мордвинова. Случались вечера, когда зал не вмещал всех пришедших на Шелехова. А приходили и первостатейные сановники, и простые сельские хозяева, и профессора, и студенты, и священники, и монахи, и мещане.

В одно из изданий этой книги вошёл и лучший, на мой взгляд, очерк Шелехова «Путешествие по русским просёлочным дорогам». Шелехов едва ли не первым открывает, как он сам об этом пишет, «Новый свет посреди Старой Руси», – и возвращается в столицу «с дивными известиями для городских жителей о неизвестных доселе народах, обитающих в стороне от всякой большой дороги». Народы эти говорят на одном языке – русском, но как различаются их промыслы, ремёсла, обычаи, трудовые уклады.

Там шьют сапоги, там рукавицы, там работают на всю Россию шляпы и валенки, обжигают горшки и делают посуду из фаянса, там пекут пряники, которые развозят по всему русскому царству, там живут коренные каменщики и подрядчики на каменную работу, там пишут образа; там выращивают яблоки, там капусту, там горошек, там огурцы».

Извилистыми просёлками объехал он срединные русские земли вокруг Москвы. Останавливался вдали от больших дорог, ночевал в крестьянских избах. При свете лучины беседовал с крестьянами о хозяйстве, о промыслах, по субботам парился чуть ли не до смерти то в бане, то в печи. А глаз примечал: сёла прихорашивались, когда их касался промысел – ткацкий, прядильный, сапожный. Село Середа Московской губернии богатело за счёт ярмарок, на которые крестьяне степных губерний везли пшеницу, просо, полбу, а мужики местных губерний – гречиху, овёс.

В калужском селе Сухинич устраивали ярмарку-распродажу растительного масла: конопляное везли с юга, льняное – с севера. Богаче жили сёла, где ткали коленкор, кисею, сукно, льняное полотно. А за подмосковным Черкизовым ткацкая промышленность разливалась уже морем, хоть и не записывай — от Александрова к Юрьеву-Польскому, Ростову и Ярославлю и далее до Кинешмы, Шуи, Вязников, Иванова. Шелехов разглядел в них колыбель будущей русской текстильной промышленности. Едва ли не первым описал он соперничество льна и хлопка, сокрушался проникновению хлопчатой нити в льноводческие районы.

http://file-rf.ru/uploads/2013/11/29/007-380-_.jpg
По русским дорогам.

Радовали его в помещичьих хозяйствах исконно русские хмельники, богатые пасеки, стада «обрусевшего» скота.
Как только ни называли помещики маленькую обрусевшую коровёнку? И горемычкой, и козой, и навозницей. Но стоило поставить её в тёплый хлев, да хорошенько накормить, как она раскрыла такие свои качества, что и швейцарской корове не снились.

Но особый интерес проявлял Шелехов к земледельческим промыслам центральной губернии.
Вот уж где можно поучиться! Как выпаивать для продажи телят, откармливать птицу, вести каплуний промысел.

А мастерство ростовских огородников из Поречья?!
Без теплиц к середине июня снимали грунтовые огурцы. При дешевизне в России овощей, ростовчане получали с десятины до двух тысяч рублей дохода, тогда как, замечает Шелехов, английский фермеры – шестьсот. Они и арендовали у помещиков землю по более дорогой цене – до четырёхсот рублей в год за десятину.

Шелехов не был социальным писателем. На крепостное право он смотрел, как на зло, но исправление этого зла видел в том, чтобы помещик честно исполнял свое назначение благородного русского дворянина: был искусным распорядителем своего хозяйства и своих вотчин, каким являлся он сам. По характеру и мировоззрению это был человек «положительного идеала». Он считал, что врач должен хорошо лечить людей, агроном – выращивать хороший хлеб, крестьянин – добросовестно работать, и тогда Отечество будет процветать.

Современники запомнили Шелехова величавым, почтенным, с горделивой осанкой человеком. Его острый ум, правдивые суждения, пылкая образная речь трогали всякого, кто его слышал: и графа, и простого крестьянина, и священника.

Четыре последних года Шелехов страдал тяжёлой болезнью, но не переставал заниматься хозяйством и литературным трудом. В феврале 1850 года он вручил лично дежурному флигель-адъютанту графу Гейдену, большой запечатанный пакет с надписью «Его Императорскому Величеству в собственные руки».
В пакете была рукопись его последней книги «Мысли о России», которую он не намеревался издавать. Рукопись бесследно исчезла из императорского архива в годы революции, сохранилась лишь опись статей третьей части книги, находящаяся в Пушкинском Доме.

Ещё за две недели до смерти на простой вёсельной лодке он сам добрался до дома из Ржева, где лечился. Добирался по Волге, заглушая боль от открывшейся раны, полученной в сражении при Коцбахе. Имение же находилось в пятидесяти верстах от города...

Умер Шелехов в кругу семьи в день своего рождения 16 мая 1854 года, сделав все необходимые распоряжения по имению и о похоронах, сохраняя до последней минуты ум и память. Похоронили его на кладбище в селе Ивановское...

В один из приездов в Старицкий район я заехал в Ивановское, на кладбище. Больше часу ходил по кладбищу, между зарослями бузины и крапивы, искал: не мелькнёт ли где надгробье писателя.
Ходил, вспоминал его строки из очерка: «Но у нас, к сожалению, всем своим недовольны по привычке, хулят всё своё – и русское хозяйство, и хлебопашество хулят, и тёплые скотные дворы, и тулуп, и шапку русскую, – зачем-де не нараспашку, и греют русское тело? – хулят и ум, и душу, – зачем не иностранные?
Да потому что они русские. Слава подателю благ, они русские, они родные. Посвящаю с восторгом им все мои помышления, труды, действия.
Пусть и прах мой, и кости лягут на земле русской!»

Склепа Шелеховых так и не нашёл. Но вскоре отыскало меня письмо из Старицы от поэта и журналиста, а ныне известного литературного критика Николая Переяслова о том, что нашлась могила Дмитрия Потаповича. К письму он прилагал заметку из районной газеты «Старицкий вестник», в которой, в частности, писал: «На днях в редакцию пришёл житель села Родня Игорь Калиткин и сообщил, что в результате проездов комбайна через территорию бывшего Ивановского погоста обнажилась могильная плита с именами Шелехова и его супруги.
Побывав на месте, мы сфотографировали это надгробие и заодно выяснили место его первоначальной установки. Казалось бы, дело за тем, чтобы установить его на место, но вот только действительно ли вопрос можно будет считать на этом закрытым?»

Как актуально звучат слова Шелехова:
«Крестьянина никакая конституция, никакой парламент не освободит от работы, от природной зависимости. Потому что, какой бы власть ни была, а корову нужно доить в три часа утра... »

И не покидает надежда, что когда-нибудь откроют в Старице сельскохозяйственную школу имени Шелехова, переиздадут его замечательные труды, а на месте фамильного склепа Шелеховых земляки его поставят памятник. Мысли и дела его стоят того...

http://file-rf.ru/analitics/1028

**********

В контексте статьи, темы:
Русская книга
Русская Кухня
Русская История

0

32

Основные русские архитектурные стили

Эти стили можно не только назвать «русскими», но и сказать, что они повлияли на международную сцену.
Хорошая возможность вспомнить национальную архитектуру, возможно, актуализировать саму школу…
ну и избавится от комплекса неудачников в архитектуре.

1. ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО РУССКОГО СЕВЕРА

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/osnovnye-russkie-arxitekturnye-stili/1.jpg
Время: испокон веков – до XIX века
Место: Русский Север

Сейчас уже никто не скажет, откуда взялось это зодчество: шатровые церкви,
похожие на космические ракеты; избы-дворы размером с полпятиэтажки; серебристая осиновая «чешуя»- лемех на крышах и главках.

Что-то, конечно, выковал суровый северный климат – хоть те же дома-дворы, где все, от жилья до хлева, убирали под одну крышу для защиты от снегов и морозов.
Что-то, наверное, позаимствовали в незапамятные времена у соседей:
клетские церкви отдалённо напоминают варяжские ставкирки, а изобретение шатра пытаются оспорить татары.

Как бы то ни было, всем этим типам построек более тысячи лет, и например первая София Новгородская, срубленная в год Крещения Руси, была шатровым храмом. Порожденные той землей, где стоят, её природой и историей, эти постройки столь же естественны, как окрестные рощи, холмы и реки.

Семь ярких примеров
•Погост и музей Кижи в Карелии – самая совершенная (Преображенская) и самая старая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные церкви в России.
•Кимжа и другие сёла реки Мезени – самая цельная и подлинная деревянная Русь.
•Малые Корелы близ Архангельска – самый большой русский музей деревянного зодчества.
•Часовни Кенозерского национального парка – самый удобный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.
•Сретенско-Михайловская церковь на месте исчезнувшего села Красная Ляга – самое зачарованное место.
•Варзуга и другие сёла Терского берега в Мурманской области – самые северные старые русские сёла.
•Невский лесопарк под Петербургом – воссозданная церковь Вытегорского погоста, самая большая и сложная из уцелевших до ХХ века, но сгоревшая в 1960-е годы.

2. МОСКОВСКОЕ БАРОККО И УЗОРОЧЬЕ

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/osnovnye-russkie-arxitekturnye-stili/2.jpg
Время: XVII-XVIII века
Место: Средняя Россия, Русский Север и Поволжье

Услышав словосочетание «русская церковь», чаще всего представляешь себе образцы именно этого стиля.
Эти ни то пряничные, ни то игрушечные церквушки с пышными формами, непременной бело-красным расцветкой, фейерверком кокошников над крышей, разноцветными главками и вычурными крестами.

В Москве и окрестных городах в середине XVII века этот стиль пришёл на смену суровой, холодной византийской архитектуре, господствовавшей со времён Древней Руси. Более раннее узорочье отождествляют с маньеризмом, но провести границу между ним и собственно московским барокко не так-то просто – один стиль плавно вырос из другого.

У их истоков стояли купцы.
Они ходили торговать в Европу и видели там новые веяния… но создали нечто совершенное иное. Скорее всего, им просто захотелось новизны.

Семь ярких примеров
•Церковь Троицы в Никитниках (Москва) – самый первый образец стиля.
•Успенский собор в Рязанском кремле – самый внушительный в размерах образец стиля.
•Теремной дворец в Московском кремле – самый большой узорочный дворец.
•Высоко-Петровский монастырь в Москве – самый целостный ансамбль русского барокко.
•Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле – самый причудливый образец стиля, и к тому же она изображена на купюре в 1000 рублей.
•Петропавловский собор в Казани – самый совершенный образец стиля.
•Троицкий собор и другие церкви в Соликамске (Пермский край) – лучший ансамбль этого стиля вдали от Москвы.

.....................

Продолжение под катом:

Продолжение статьи: Основные русские архитектурные стили

3. «ЛОЖНАЯ ГОТИКА»

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/osnovnye-russkie-arxitekturnye-stili/3.jpg
Время: конец XVIII – начало XIX века.
Место: окрестности Москвы и Петербурга.

…Устав от строгости классицизма и безумия барокко, европейцы в XVIII веке вдруг вспомнили о готике, первом архитектурном стиле, который они изобрели сами, без оглядки на греков и римлян. Европейские города, а в России – усадьбы самых просвещенных купцов и аристократов тогда украсили многочисленные стилизации под ту эпоху.

Но вышло то же, что и с барокко полутора веками ранее: Казаков, Баженов, Фельтен, скорее всего сами не заметив как, создали совершенно русский архитектурный стиль, который и называют теперь даже не «неоготикой», а «ложной готикой».

В сущности, это просто русское барокко удачно замаскировалось под готику.
Показательно и то, что старообрядцы, хранители Руси Допетровской, которым в те годы Екатерина II даровала недолгую оттепель, свои храмы строили именно в этом стиле, предпочтя его «латынянскому» классицизму.

Семь ярких примеров
•Усадьба Царицыно в Москве – самый первый и самый большой ансамбль в этом стиле.
•Петровский дворец в Москве – менее известный, чем Царицыно, но не менее красивый.
•Никольская башня Московского кремля – самый известный пример стиля, так как стоит прямо на Красной площади.
•Рогожский и Преображенский монастыри в Москве – как «ложную готику» полюбили староверы.
•Чесменская церковь в Санкт-Петербурге – самая красивая церковь в этом стиле.
•Ново-Никольский собор в Можайске – самая большая церковь в этом стиле.
•Вокзал Новый Петергоф – а это, для сравнения, классическая, не «ложная» неоготика.

4. СИБИРСКОЕ БАРОККО

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/osnovnye-russkie-arxitekturnye-stili/4.jpg
Время: XVIII – начало XIX века.
Место: Сибирь

Собственная готика в России тоже есть, и искать её надо в Сибири. Вообще, «московское барокко» оказалось не близко купцам Русского Севера – самым деловитым и патриархальным – и они создали совсем другой стиль.

Северные церкви – белые, тонкие и высокие – напоминают парусные корабли. От города к городу они порядком отличались, и церкви Тотьмы не спутаешься с церквями Устюга и Вятки, а церкви Вятки – с церквями Урала. Чем дальше на восток – тем их облик был самобытнее, достигнув апофеоза где-то между Уралом и Байкалом.

Сибирские церкви незабываемы. Их устремлённость к небу, пламенеющие силуэты крыш и наличников, маленькие главки, похожие на огоньки свечей – среди приземистых деревянных городов, к которым в старину вплотную подступала тайга, они казались застывшим сиянием.

Семь ярких примеров
•Троицкий собор в Верхотурье (Свердловская область) – еще не сибирское барокко, но его прототип.
•Спасо-Преображенская церковь в Верхней Синячихе (Свердловская область) – самый западный и самый оригинальный образец стиля.
•Церкви Подгоры (Тобольск) – несколько в основном заброшенных барочных церквей потрясающе смотрятся среди деревянного старого города у подножья кремлёвской горы; а вот сам кремль – это еще московская, а не сибирская, архитектура.
•Воскресенская церковь в Томске – самый красивый образец стиля.
•Церкви Иркутска – помимо всего прочего, украшены буддийскими (!) орнаментами.
•Одигитриевский собор в Улан-Удэ – сердце города, самый восточный образец стиля и первое в России сейсмостойкое здание.
•Успенская церковь под Нерчинском – это скорее узорочье, но почти что на Дальнем Востоке! Самая дальняя от Москвы русская церковь XVIII века.

5. ДЕРЕВЯННЫЙ МОДЕРН

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/osnovnye-russkie-arxitekturnye-stili/5.jpg
Время: конец XIX – начало XX века.
Место: вся бывшая Российская империя.

Да и, на самом деле, не только модерн – и эклектика, и отголоски классицизма:
в полвека перед революцией русское деревянное зодчество переживало настоящий ренессанс.
Причём если в допетровские времена задавали тон деревянные церкви, в XIX веке лидерство перешло к особнякам. Самым разным: городские дома, усадьбы, дачи…
Зачастую – с деревянным кружевами.

Как бывало в России не раз, законодателями этого стиля были купцы и промышленники из числа освободившихся крестьян, и лишь затем эту пришедшую из глубины России моду восприняли столичные интеллигенты.
Огромные районы-ансамбли резных деревянных домов – одна из самых уникальных достопримечательностей России.

Семь ярких примеров
•Дачи начала ХХ века в окрестностях Москвы и особенно Петербурга.
•Деревянные кварталы Вологды, в первую очередь Нижний посад и Заречье.
•Козьмодемьянск на Волге – самая обильная и изящная резьба.
•Солигалич на Костроме – самый цельный и подлинный деревянный старый город, где из рубленые даже торговые ряды.
•Деревянные кварталы Астрахани, что особенно удивительно, если вспомнить, что вокруг пустыня.
•Деревянные кварталы Томска, в первую очередь Татарская слобода и Воскресенская гора – пожалуй, лучший заповедник этого стиля.
•Деревянные кварталы Иркутска – вместе с Томском и Вологдой завершает «большую тройку» русских деревянных городов.

6. КОНСТРУКТИВИЗМ

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/osnovnye-russkie-arxitekturnye-stili/6.jpg
Время: 1920-30-е годы XX века.
Место: весь Советский Союз в довоенных границах

В любом иностранном учебнике по истории архитектуры о советском конструктивизме (он же «советский авангард») пишут с нескрываемым восхищением. В научно-популярной литературе именно он, как правило, представляет Россию.
Конструктивизм многие путают с функционализмом, но их разница видна из названия: функционализм – он функционален, а авангард – он как стихи Маяковского: вызов всему старому миру с его традициями и шаблонами.
Особенно безумны ранние творения, такие как дом Мельникова. Многие идеи, такие как дома-коммуны, оказались слишком радикальны и остались памятниками несбывшейся мечте. Здесь же – гиперболоиды инженера Шухова, появившиеся еще до революции.

Самые грандиозные проекты, такие как московский Дворец Советов и ленинградская башня Татлина, так и остались на бумаге.
К 1930-м годам конструктивизм подрастерял авангардность, его образцы стали все больше походить на пятиэтажки, и на смену «отец народов» назначил сталинский ампир. Конструктивизм замышлялся как интернациональный стиль, но получился едва ли не самым русским: в нём воплотилась наша вечная мечта: взять – да перепрыгнуть через несколько столетий.

Семь ярких примеров
•Множество зданий и целых районов в Москве – на родине конструктивизма.
•То же самое в Петербурге-Ленинграде: он хотя и не родина конструктивизма, но там этот стиль прижился даже лучше.
•Шуховские башни-гиперболоиды в Москве (Шаболовка), Нижнем Новгороде, Краснодаре и ещё десятке городов – типичный пример «опережения времени» лет этак на сто.
•Иваново – настоящий конструктивистский клондайк: в 1920-30-е из конгломерата текстильных слободок тут пытались сделать образцовый город рабочих.
•Екатеринбург – ансамбль проспекта Ленина, конструктивизм почти что «единой фасадой».
•Новосибирск – ансамбль Красного проспекта, в том числе шедевры Андрея Крячкова.
•Харьков – хотя он и остался за пределами России, настоящая столица конструктивизма – именно он. В первую очередь Госпром – шедевр этого стиля.

7. НЕОКУПЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/osnovnye-russkie-arxitekturnye-stili/7.jpg
Время: конец XX – начало XXI века
Место: вся Россия и пол-Казахстана

В наш век глобализации легко подумать, что «национальной архитектуры» более не существует: сверкающий хай-тек да стилизации под всё и вся заполонили мир от Нью-Йорка до Шанхая.
Если где и стоит искать действительно национальную архитектуру – подальше от больших городов.
В российской провинции настоящий ренессанс переживает купеческое зодчество, только на смену купцу пришёл бизнесмен.

Но – тот же дух, то же настроение. Местами аляповатые, порой неказистые, но очень уютного вида здания редко выше нескольких этажей.
Как и купчины в старину, строят их кто во что горазд, без оглядки на историю и соседей, а в малых городах – и вовсе «от чистого сердца», украшая не так, как написано в книгах, а так, как велит память поколений.

В последнее время многие вспомнили и о деревянном зодчестве.
Искусствоведы этих домиков, как правило, в упор не замечают – а традиция живёт!

Семь ярких примеров
•Барнаул и города Алтайского края – пожалуй, тут этот стиль в самом чистом виде.
•Йошкар-Ола – неприметный город в последнее время заполонили бесчисленные стилизации, прототипы – от Венеции до марийских деревень (Троицкая церковь).
•Саранск – натуральный «образец исторического центра конца XX – начала XXI века».
•Нижний Новгород – возродившийся здесь в 1990-е годы модерн ценится в искусствоведческой среде и гордо называется «нижегородской архитектурной школой».
•Уфа – впечатляющий сплав купеческого с неокупеческим.
•Вологда – как и многие российские города, она потеряла очень много старинных деревянных домов… но порядком обогатилось и новыми.
•А вообще-то – это есть в любом городе, вплоть до Москвы и Петербурга.

http://www.fresher.ru/2013/12/09/osnovn … nye-stili/
Первоисточник: http://russian7.ru/2012/09/7-russkix-ar … yx-stilej/

0

33

2014 – год Лошади

Наступивший 2014 год по восточному календарю – год Лошади.
Как ни далек от нас Китай с его календарем, лошадь в различных вариациях была наиболее ярким символом Руси.
Достаточно вспомнить «тройку», подкову над дверью, коньков на крышах домов, кентавра Полкана — известную каргопольскую игрушку,
как важность этого символа становится очевидной.

Давайте разберемся, в чем же тут дело?

Ответ на этот вопрос оказывается закопан в земле.
И закопан он был более 5000 лет назад в курганах-могильниках юга современной России.
Здесь мы находим первые колесницы, пусть неуклюжие, но крепкие повозки, запряженные парой лошадей.
Эти курганы принадлежат вождям племен, которые историки будущего назовут индоевропейцами.
Они первые оседлали лошадь, изобрели колесо и впрягли лошадь в первую повозку.

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/2014-god-loshadi/2.jpg

За две тысячи лет эти племена расселились по всей Евразии. Стоя на своих повозках с луком и стрелами, они покорили народы, жившие на этом огромном пространстве.
На этих же повозках они привезли своих жен и детей, свой народ, свою культуру.
Уже ко II тысячелетию до нашей эры количество колесниц решает исход сражений как у европейских кельтов, так и у египтян.
На ней передвигаются цари греков, вавилонян и индусов. Колесница становится ложем, на котором человек отправляется в свой последний путь.

Но не только транспорт и могучее оружие принесли с собой индоевропейцы.
Они принесли свой язык, свою культуру и свою религию, в которой конь играл важную роль.
Дело в том, что индоевропейцы поклонялись богу, проявление которого видели в Солнце.
Небесные кони влекут за собой огненную повозку , колеса которой и являются солнцем. На повозке восседает бог, вооруженный луком и стрелами (солнечными лучами), куда попадут его стрелы – там возникает жизнь.

Со временем бог забылся, или этих богов стало много,
а повозка-солнце и кони, как образ доброй жизненной силы, влекущей эту повозку по небосклону остались навсегда.

Отголоски этих верований продолжали пестовать и славянские культы.
В первую очередь, это образ коней-уток, которые везут лодку-повозку Солнце по небесному морю.
Днем Солнце проплывает над миром живых, а ночью проплывает над миром мертвых, даруя свет и ему.

Кони на крышах любой русской избы напоминают нам все о той же традиции.

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/2014-god-loshadi/4.jpg

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/2014-god-loshadi/5.jpg

............................

Продолжение под катом:

Продолжение статьи: 2014 – год Лошади

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/2014-god-loshadi/6.jpg

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/2014-god-loshadi/8.jpg

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/2014-god-loshadi/9.jpg

Коньки на крышах русских изб ставятся и по сию пору как знак солнечный, призывающий урожай, а следовательно, и достаток в дом.
А в прежние времена при строительстве дома в фундамент закладывали коня, при переносе же дома череп его доставали из земли и зарывали под фундаментом на новом месте.

Городскую стену ставили таким же образом.

Даже в христианской традиции сохранились образы, имеющие еще дохристианское происхождение.

Например Илия-пророк, вознесенный на небо на огненной колеснице, указывает нам все на тот же древний образ.
Для коня были установлены особые святые покровители и «конские» праздники.
Покровителями лошадей считались св. Николай Чудотворец, свв. Флор и Лавр, св. Георгий Победоносец.
Особые «конские» праздники отмечали в день памяти св. Флора и Лавра и на вешний Юрьев день.

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/2014-god-loshadi/12.jpg

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/2014-god-loshadi/13.jpg

Неудивительно, что наши предки, так старавшиеся наполнить свою жизнь положительными символами-оберегами, использовали именно коня.
Конь на крыше, подкова над дверью, рушники с конями и мировым древом над окнами. Кажется, что весь дом наполнен этой положительной древней силой.

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/2014-god-loshadi/14.gif

Несла на себе эту силу и подкова. Но откуда же пришел к нам обычай вешать ее над дверью?
В прошлые века в России богатые аристократы могли позволить себе подковать лошадей золотыми и серебряными подковами, как когда-то делали это древнеегипетские фараоны.
Да, собственно, и простое железо было дорогим и редким. Найдя металлическую подкову на дороге, ее можно было с выгодой продать кузнецких дел мастеру или торговцу.

Отсюда и поверье: «Найти у дороги подкову и забрать ее домой — к счастью».

В мире ядерного оружия и нанотехнологий кони и влекомые ими колесницы потеряли свое боевое значение, их религиозная символика также забыта,
но никогда не забудется этот прекрасный образ доброй жизненной силы, связанный с конем на века.

http://www.fresher.ru/2014/01/01/2014-god-loshadi/
Источник:  http://cyrillitsa.ru/tradition/12851-20 … shadi.html

И ещё:

Конёк

http://www.vlando.ru/upload/iblock/7a3/.gif
Конёк, конь, князек, князь
- в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение венчающего крышу бревна
– охлупня в виде изображения коня или птицы.
В современном употреблении конек – верхнее ребро (гребень) двухскатной или четырехскатной крыши.
http://www.vlando.ru/articles/detail.ph … T_ID=11819

***

"Коньки" на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не для красоты.
Конь считался священным животным, связанным со светлыми Богами, и хранил человека от сил зла.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/83/980/83980374_large_domrusinovyh5.jpg

В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню.
Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Иногда вместо деревянного конька укрепляли настоящий лошадиный череп.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/83/980/83980378_large_57c81aff2f85.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/83/980/83980379_large_279f79273a18.jpg

Охлупень-кони
Скульптурным изображением коня завершается массивное бревно из ствола лиственницы, которым пригнетался тес кровли. Оно вырезалось из огромного корневища дерева. Северный, большого размера дом имел обычно два охлупня. Их концы нависали над передним и задним фасадами дома. Вплоть до наших дней сохранилась традиция придавать охлупням облик коня, утицы или оленя.
В древние времена эта скульптура имела смысл обереги дома. Данный охлупень снят с огромного старинного северного дома, срубленного в середине 19 века.
Большая высота дома оправдывала очень обобщенные формы конька. Кажется, что он срублен несколькими очень точными взмахами топора. Конь-охлупень поражал выразительностью горделивого силуэта

Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».
Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.

Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.
У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».
http://www.liveinternet.ru/users/3395230/post208131105/

0

34

Родная сторона

http://file-rf.ru/uploads/view/knigochei/012014/440e307ebb99479653cb94f7c618ff3667b8138f.jpg

Владимир Степанов
Родина моя, прекрасный мой народ… – Вышний Волочёк: Ванчакова линия, 2013. – 208 с.

Новая книжка поэта, писателя, журналиста Владимира Степанова, представляющая собой сборник очерков, сродни качественной кинодокументалистике.

Зарисовки, посвящённые нашей природе, и актуальные сцены среднерусского, провинциального быта, связанного преимущественно с тверской глубинкой, здесь перемежаются этакими «флешбэками», картинками из мира давно ушедшего.
Демонстрирующими как органичную связь прошлого, настоящего и будущего, так и напротив, основательные, критические разрывы в этой преемственности, философски невесёлые указания на хорошие, добрые вещи, которые с наступлением новых времён «мы потеряли».

Безвозвратно?

Ответов на этот вопрос В. Степанов не предлагает, давая возможность читателю самостоятельно делать выводы из прочитанного.

Технологически запустили (от слова «запущенность»), да ещё и сильно загрязнили отходами нефтепродуктов некогда богатое рыбой водохранилище близ посёлка Спирово (малой родины автора).

Восстановят, почистят? Бог весть, будем лишь надеяться на лучшее.

Забросили когда-то плодоносные поля, пашни, из-за чего ежегодный весенний пал не только выжигает окрестные луга и лесные опушки, но и дачникам с их постройками да нехитрым скарбом серьёзный урон причиняет.

Сможем ли элементарный порядок на родных полях навести?

«Наверное, когда-нибудь сможем, – как будто напрашивается вывод.
– Однако прежде не мешало бы наши общероссийские аграрные и смежные с ними проблемы решить, так сказать, комплексно, стратегически». 

Язык автора предельно прост, автологичен, без нарочитых фразеологизмов и излишних «красивостей»,
и то, что сборник выдержан в таком лаконичном стиле, скорее, его преимущество. Не лишена книга и грубовато-доброго, хорошо понятного, прежде всего, нашим «автохтонам», юмора.

К примеру, в одном из рассказов описывается такая история из жизни провинциальной журналистики относительно недавнего прошлого:
«В очередном номере появился большой очерк о передовой доярке – к человеку труда в ту пору было большое уважение, и места на газетной полосе для рассказов о нём не жалели.
Назывался очерк простыми словами героини о своей профессии, сказанными в разговоре с журналистом:
«Люблю я это дело…»… Никто никаких несуразностей в нём не приметил, пока через неделю-другую в редакции не объявился тракторист – муж той самой героини-доярки.
Он ходил по длинному коридору «Калининской правды», распахивал двери кабинетов…
– Где этот писака? Я ему сейчас морду набью! – кричал тракторист, употребляя более крепкие выражения…
– Житья мне в деревне после вашей статьи не стало. Куда ни приду – мужики да и бабы тоже подначивают: «Ох, Василий, любит твоя Клавдия «это дело»…».

Эта книга наверняка придётся по душе землякам Владимира Степанова, людям, так или иначе связанным с Тверским краем. И не только с ним.

http://file-rf.ru/knigochei/136

***

В контексте статьи,в разделе:  Кошелёк или Жизнь...  тема: Россия и российская действительность

А в разделе: ЭпохА - Библиотечка тема: Интересные рецензии на интересные книги

0

35

Архитектура России, национальная кухня
и народные промыслы в этнопарке в Сочи

http://www.youtube.com/watch?feature=pl … pbcTvqOJG8


РИА Новости Опубликовано 11 Фев 2014 г.

Этнопарк "Моя Россия" принимает гостей Олимпиады на Красной поляне.
В долине реки Мзымта построен комплекс, представляющий архитектуру, народные промыслы
и национальную кухню различных регионов страны.

На Красной поляне, вблизи основных спортивных объектов горного кластера Сочи-2014 начал свою работу этнопарк "Моя Россия".
На обозрение гостей Олимпиады представлены дома построенные в архитектурном стиле разных регионов страны.
Комплекс занимает площадь в 11 гектаров вдоль реки Мзымта.

Создатели нашего комплекса хотели показать всю красу России, чтобы это было представлено в одном месте.
Участие в разработке этого проекта принимал известный модельер Валентин Юдашкин. - рассказала РИА Новости сотрудница этнопарка Мила Прокофьева.

В этнопарке сооружены специальные павильоны, которые представляют архитектурные стили Кавказа, Центральной России, Кубани,
русского севера, Урала, Сибири, Москвы и Санкт-Петербурга.

В зданиях разместились мини-отели, магазины народных промыслов, рестораны региональной кухни.

По окончании Олипийских Игр, культурно-этнографический центр "Моя Россия" продолжит свою работу.
На его площадках планируется проводить этнографические и фольклорные фестивали.

http://sochi2014.rsport.ru/sochi2014_vi … source=yt1

в контексте,в разделе  ЭпохА - Спорт  тема  СОЧИ 2014, Зимняя Олимпиада

Подпись автора

сила V правде!

0

36

Восемь исконно русских брендов

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/vosem-iskonno-russkix-brendov/big/1.jpg

Всякая работа мастера хвалит – с этим трудно не согласится, глядя на «брендовые» вещи русских мастеров,
которые пришлись по душе не только на Родине, но и полюбились далеко за ее пределами…


http://www.fresher.ru/manager_content/images2/vosem-iskonno-russkix-brendov/2.jpg
Дымковская игрушка
Яркая и нарядная дымковская игрушка стала символом Вятской земли.
Это один из старейших русских промыслов, которым вятские мастера занимаются на протяжении вот уже 400 лет.
Появление игрушки связывают с весенним праздником Свистунья,
когда из рук женщин слободы Дымково выходили глиняные свистульки в виде барашков, коняшек, козлов или уточек.

В 30-е годы XX века появилось не только большое количество вариаций весенней игрушки на тему бытовых и сказочных сюжетов, но и было разработано много новых орнаментов и цветовых сочетаний.
Каждая игрушка – уникальна и единственна, ведь она лепится и расписывается мастером каждый раз заново. При этом в мире аналогов этого глиняного чуда нет.

.......................

Продолжение под катом:

Продолжение статьи: Восемь исконно русских брендов

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/vosem-iskonno-russkix-brendov/3.jpg
Оренбургский платок
Эта непревзойденная вещь вяжется из козьего пуха и хлопчато-бумажных, шелковых или других нитей, которые составляют его основу.
Вязать из пуха в Оренбурге начали еще в XVIII веке.
За границей впервые Оренбургский пуховый платок был представлен в 1857 году на Парижской международной выставке.
Красота и изящество покорили европейскую публику.

Французы в XVIII-XIX веке десятками тысяч пудов импортировали оренбургский пух, который ставился выше кашмирского.
Шаль, «паутинка» и палантин – три главные разновидного оренбургского платка.
Главные критерии качества – платок должен проходить через кольцо и помещаться в гусином яйце.
Лучшие «паутинки» сегодня вяжут в селах Шишма и Желтое Саракташского района.


http://www.fresher.ru/manager_content/images2/vosem-iskonno-russkix-brendov/4.jpg
Уральский малахит
Несмотря на то, что малахит добывают не только на Урале, этот зеленый минерал с неповторимым узором считается «русским» камнем,
потому что именно уральский малахит превосходит остальные по своему великолепию: «на поверхности, как бархат, а в изломе, как атлас».
С Урала же пошла и общепринятая во всем мире техника обработки камня, называемая «русская мозаика».

Любили презентовать малахитовые изделия и русские цари.
Так, Александр I подарил Наполеону стол, вазу и канделябр, изготовлныее из малахита.
К сожалению, сегодня на Урале почти не осталось истинных мастеров, способных творить шедевры,
подобные вазам Гальберга и Штакеншнейдера, столеш­ницам Монферрана или малахитовым колоннам Брюллова.


http://www.fresher.ru/manager_content/images2/vosem-iskonno-russkix-brendov/5.jpg
Тульский самовар
В 60-е годы XVIII века оружейник Федор Лисицын решил организовать в Туле предприятие по выпуску кастрюль и «приборов для нагревания воды».
Вскоре ни одна ярмарка не проходит без участия этого изделия тульских мастеров.
По Оке «пузатые красавцы» разъезжались во всей России.

Интересно, что цена на изделие определялась по его весу.
Невзирая на разнообразие форм и оформления, любой самовар имел одинаковое устройство – стенки поддона, кувшин, кран, ручки.
Нередко в изготовлении самовара участвовала вся семья – таким образом старшие мастера передавали свой опыт и умения младшим.

В 1829 году на петербургской выставке тульский самовар был удостоен малой серебряной медали.
Сегодня тульские самовары не только непременный атрибут русского чаепития,
но и подлинные произведения искусства, прославившие Тулу не только в родной стране, но и далеко за ее пределами.


http://www.fresher.ru/manager_content/images2/vosem-iskonno-russkix-brendov/6.jpg
Шемогодская прорезная береста
Необыкновенной теплотой наполнены изделия из бересты мастеров Вологодчины.
Популярность бересты у наших предков не случайна – это очень легкий, долговечный и прочный материал. Из бересты изготавливали посуду, корзинки, туеса, короба, украшения, одежду и обувь.

Наибольшую популярность получила шемогодская прорезная береста, получившая свое название от речки Шемоксы,
что течет ниже Великого Устюга Вологодской губернии. Ажурность растительного орнамента, затейливо переплетенные стебли, цветы, листья и ягоды
– это делает традиционный узор великоустюгского берестяного кружева неподражаемым.


http://www.fresher.ru/manager_content/images2/vosem-iskonno-russkix-brendov/7.jpg
Хохломская роспись
Вероятно, хохломская роспись появилась в XVII веке в деревне Хохлома, на левом берегу Волги.
Однако есть большие количество и других версий появления этого старинного народного промысла.
Традиционные сочные ягоды рябины в золоченым листьях на черном фоне вряд ли могут оставить равнодушными.

Позднее с растительным орнаментами было добавлено изображение птиц, рыб и зверей.
Этот вид декоративной росписи применялся для оформления посуды и мебели.
Чашки, миски, бочата, ну и, конечно, деревянные ложки – вот лишь малая часть ассортимента с хохломской росписью.

Хохломские изделия ценят не только за красоту, но и за удивительную практичность.
В такой посуде можно и окрошку подать и чай поднести, и не волноваться , что поблекнут краски или потрескается лак.

Сегодня родиной хохломы считается нижегородский поселок Ковернино.
Хохломская роспись – уникальное явление не только для России, но и для всего мирового искусства.


http://www.fresher.ru/manager_content/images2/vosem-iskonno-russkix-brendov/8.jpg
Палехские шкатулки
Небольшой городок в Ивановской области Палех с давних времен славился иконописным промыслом. Е
ще со времен татаро-монгольского ига большим спросом пользовались маленькие иконки «писанки», которые можно было легко спрятать.

В середине XVII века палехские работы дошли до Москвы, и мастеров стали приглашать на работу
– Грановитая палата в Кремле, Троице-Сергиева лавра, Новодевичий монастырь были украшены палехскими иконами.

В XX веке палехские мастера вынуждены изменить сюжетную направленность свои работ
– сказки Пушкин, сценки из деревенского быта, революционные мотивы.
В это время создается артель, которая переносит лаковую живопись на папье-маше.
Изысканные работы палехских мастеров
– портсигары и броши, коробочки и записные книжки, ларцы и знаменитые шкатулки – становятся известны во всем мире.


http://www.fresher.ru/manager_content/images2/vosem-iskonno-russkix-brendov/big/9.jpg
Матрёшка
Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более.

Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней.
По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке.

В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.
Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей.

Сравнительно недавно набирает популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка.
Портретная матрешка — новое направление в искусстве авторской матрешки, характеризующееся наличием портретного изображения на кукле.

http://www.fresher.ru/2014/03/27/vosem- … x-brendov/
Первоисточник: http://nnm.me/blogs/thread1/vosem-iskon … h-brendov/

***

В контексте статьи, темы:
Русская книга
Русская Кухня
Русская История

0

37

Доля малоэтажного жилья в России достигла почти 55%

http://sdelanounas.ru/i/y/w/x/YWxsLWtyYXNub2Rhci5ydS91cGxvYWRzL2VkaXRvci84ZmU2YTIwZjU0Mzc3NDYyMWU0YmFlNzE2ODIzODY2Ni5qcGc_X19pZD00ODY4NA==.jpg

В 2013 году в России было построено 37 млн. кв.м. малоэтажного жилья, что составляет 54% от общего объема жилищного строительства.
Об этом сообщила депутат, первый зампредседателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Елена Николаева.

Она подчеркнула, что эти данные говорят о заметном росте малоэтажного строительства за последние пять лет.
При этом только 3,5 млн. кв. м из этого объема приходится на долю организованной малоэтажной застройки,
то есть около 10%, а остальная застройка представлена индивидуальными домами.

Как отметил министр правительства Московской области Александр Коган, малоэтажное домостроение продемонстрировало рост в 3,7 раза за последние пять лет.
«Темпы прироста в разы выше, чем у многоэтажки», - подчеркнул он.

http://realty.mail.ru/news/15320/dolja_ … a_pochti_/
http://sdelanounas.ru/blogs/48684/

Подпись автора

сила V правде!

0

38

Какие вещи в мире называют “русскими”
Слово “русский” часто используется за рубежом в устойчивых сочетаниях,
порой абсолютно неожиданных для нас.

Вот некоторые из них:

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/kakie-veshhi-v-mire-nazyvayut-russkimi/1.jpg
В Великобританию в 19 веке из России импортировался травяной напиток на основе иван-чая.
Тогда и появилось словосочетание “русский чай”, которое существует в Англии и по сей день,
а в интернете можно найти массу рецептов этого напитка.

В меню многих ресторанов мира можно встретить такое блюдо как “Русский салат”.
Речь идет об оливье, имеющем в русской культуре особое значение, или, реже, о винегрете.

“Русская рулетка” известна во всем мире.
Эта “игра” действительно русская по происхождению.
По одной из версий, так проверяли свою храбрость русские офицеры.
По другой – охранники в тюрьмах заставляли заключенных по очереди стрелять в себя,
и делали ставки, кому же достанется тот единственный нехолостой выстрел.

Коктейли “Черный русский” и “Белый русский”.
Речь идет о коктейлях, содержащих водку.
“Черный русский” состоит из семи частей водки, трех частей кофейного ликера и льда,
а в “Белом русском” к этим ингредиентам добавляются сливки.

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/kakie-veshhi-v-mire-nazyvayut-russkimi/5.jpg
“Русским красным” за рубежом называют ярко-красный оттенок помады,
который, по мнению иностранцев, предпочитает большинство русских девушек.

Сервировка по-русски – так в Европе называется сервированный стол,
на котором стоят все необходимые приборы, а блюда затем подаются по очереди.

До начала 19 века в Европе применялась французская сервировка,
когда на стол выставлялись все блюда сразу, а гости стояли вокруг стола и брали себе, что хотели.
В этом случае есть приходилось стоя и все подряд, к тому же блюда быстро остывали.

Так что когда русский посол во Франции Александр Куракин предложил изменить правила подачи блюд,
французы его поддержали, а затем этот метод был заимствован другими странами.

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/kakie-veshhi-v-mire-nazyvayut-russkimi/7.jpg
Популярный аттракцион, который мы называем “Американские горки”
во всем мире зовется “Русскими горками”.

http://www.fresher.ru/2015/03/25/kakie- … -russkimi/
Источник: http://fototelegraf.ru/?p=273784

0

39

От истории к современности,
в тему  инфографика от РИА Новости:

Строительство загородного дома:
какой материал выбрать
Ключевой вопрос при строительстве загородного дома – какой материал выбрать.

Накануне открытия дачного сезона РИА Новости сравнило характеристики кирпича, пеноблоков, дерева и SIP-панелей.

У каждого типа загородных домов есть свои достоинства и недостатки.

Главный плюс коттеджей из кирпича и бетонных материалов — прочность и долговечность.
Они обладают высокой огнестойкостью и могут выстоять после пожара.
Кроме того, такие проекты отличаются многообразием архитектурных форм и вариантов отделки стен.

Среди минусов кирпичных и бетонных домов — значительная стоимость строительства и повышенная теплопроводность.
В них нужно жить постоянно или устанавливать систему автоматического регулирования температуры.

В списке достоинств деревянных домов
— относительно невысокая стоимость, экологичность, способность сохранять тепло зимой и прохладу летом.
По сравнению с предыдущей категорией эти коттеджи более легкие и не нуждаются в массивном фундаменте.

Основной недостаток дерева — огнеопасность.
Поэтому здесь особую роль играет надежность электропроводки и систем обогрева.
Кроме того, деревянные дома нуждаются в периодической обработке антисептиками,
защищающими их от разрушительного действия влаги и микроорганизмов.

Сэндвич-панели начали использоваться в нашей стране относительно недавно.
Из достоинств этого материала можно назвать относительно невысокую стоимость, быстроту и всесезонность строительства, легкость конструкции, высокую огнестойкость, хорошую шумоизоляцию, отсутствие необходимости в дополнительной отделке.

К недостаткам сэндвич-панелей относятся небольшой срок службы облицовки (до 50 лет),
необходимость периодической обработки каркаса (от гниения, грибка или коррозии), плохая вентиляция и неспособность стен выдержать дополнительную нагрузку.

http://cdn5.img22.ria.ru/images/105589/81/1055898121.png

© РИА Новости, Инфографика 02.04.2015
РИА Новости http://ria.ru/infografika/20150402/1054 … z3W9i5Yyak

0

40

Эволюция городского жилья от Древней Руси до наших дней

Строительству жилья, также как и человечеству, свойственно эволюционировать.
Однако если обычно процесс развития идет от простого к сложному,
то в архитектуре он может осуществляться и наоборот, с
кажем, в стилевом плане – от вычурности и замысловатости до абсолютного минимализма и обратно.

В плане же технологий градостроительство вроде бы упорно движется по пути совершенствования конструкций,
но при этом старается упростить механизм их сборки, сделав его похожим на конструктор.

О том, как менялось и преображалось городское жилье эконом-класса и элитное жилье в России
на каждой эволюционной ступени от Древней Руси и до наших дней, смотрите в инфографике РИА Новости.
РИА Новости http://ria.ru/infografika/20150630/1104 … z3fWLUpb5Q

И коппи инфографики под катом:

Инфографика  Эволюция городского жилья от Древней Руси до наших дней

http://cdn14.img22.ria.ru/images/110424/92/1104249210.png

© РИА Новости, Инфографика  http://ria.ru/infografika/20150630/1104275403.html

0


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » Теремок » Русский Дом