ЭпохА/теремок/БерлогА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » Теремок » Русский Дом


Русский Дом

Сообщений 21 страница 30 из 44

21

Село Меркушино (Свердловская обл.)

Как правило,приехав Верхотурье, туристы и паломники не ограничиваются посещениями кремля и монастыря. Их путь лежит дальше на северо-восток. Совсем рядом, через 50 км. (по уральским меркам, это "рядом") находится еще одно замечательное место - село Меркушино.

http://sdelanounas.ru/i/a/w/aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNjQxNy8xNTMyODUzNTIuOS8wXzk5NWI3XzJkMGM2MjlhX1hYTD9fX2lkPTI1MDAw.jpg

Уникален сам путь от Верхотурья до с. Меркушино. Рассказывают, что из Меркушино в Верхотурье мощи св. Симеона переносили много дней. Несли на руках, поочерёдно. Сопровождали святые останки праведника сотни людей, среди которых был юродивый калека, блаженный Косьма который весь путь от Меркушино до Верхотурья прополз, вслед за гробом, на коленях.
И когда у него совсем пропадали силы, он падал и обращал мольбы к святым мощам: «Брате Симеоне, давай отдохнем». И гроб становился неподъёмным, никто не в силах был сдвинуть его с места, процессия останавливалась, люди отдыхали.

После, в местах всех этих остановок, были возведены часовни, церкви, храмы. Потому по дороге Вы будете встречать их много, многие из них действующие, или восстанавливаются.

http://sdelanounas.ru/i/a/w/aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNjYxNC8xNTMyODUzNTIuOC8wXzk5NTk5XzU4OTZiYTA2X1hYTD9fX2lkPTI1MDAw.jpg

По дороге из Верхотурья в Меркушино у камушка Симеона Верхотурского, где по преданию он рыбачил, находится деревянный храм Всех Святых Урала и Сибири, возведенный в стиле шатровых церквей XVI-XVII вв.

Продвигаясь далее к селу Меркушино, Ваше внимание привлечёт большая асфальтированная площадка на берегу Реки. Это ориентир на Поклонный Крест, на месте уединенных молитвенных подвигов Симеона. Здесь, в излучине реки Туры, прежде находилась часовня, в которую часто уходил праведник для долгих раздумий и молитв. Именно на этом месте крест и установили.

От него идёт ухоженная тропиночка к воде и камню, на котором, по преданию, стоял Симеон, удил рыбу и предавался богомыслию.

Село Меркушино. Именно здесь в 17 веке провёл свою недолгую жизнь в подвигах поста и молитвы святой праведный Симеон Верхотурский, здесь так же находятся:
Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря и располагается святой источник на месте захоронения Святого Симеона Верхотурского. Симеоновское Подворье Ново-Тихвинского женского монастыря  включает в себя 2 храма, соединенных между собой крытой галереей: Симеоновский и Михайло-Архангельский.

В мае 2002 года в Меркушино были обретены нетленные мощи Константина Богоявленского, который был убит большевиками 14 июля (27 по новому стилю) 1918 года. Рака с мощами хранится в селе Меркушино.

http://sdelanounas.ru/i/a/w/aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNjYxNy8xNTMyODUzNTIuOC8wXzk5NWFmX2M2OGE2NTViX1hYTD9fX2lkPTI1MDAw.jpg

Симеоновский храм был построен на том месте, где гроб св. Симеона подняло источником воды. Алтарь расположен прямо над гробницей, в которой находится святой источник. Все приезжающие набирают водички из источника для исцеления от всяческих недугов.

Ну и теперь несколько фоток самого села. Любо-дорого смотреть, как у них все опрятно и красиво. Живут же люди.

http://sdelanounas.ru/i/a/w/aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNjYxNS8xNTMyODUzNTIuOC8wXzk5NWFlXzNjNTQ2OGZkX1hYTD9fX2lkPTI1MDAw.jpg

http://sdelanounas.ru/i/a/w/aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNjQxNi8xNTMyODUzNTIuOC8wXzk5NTlkX2JjM2FhNGJmX1hYTD9fX2lkPTI1MDAw.jpg
Деревянные тротуары. В уральских деревнях - привычное дело.

http://sdelanounas.ru/i/a/w/aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNjQxNy8xNTMyODUzNTIuOC8wXzk5NWI0XzkwM2M3NzQ4X1hYTD9fX2lkPTI1MDAw.jpg
Местная школа.

http://sdelanounas.ru/i/a/w/aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNjYxNC8xNTMyODUzNTIuOC8wXzk5NWIyXzMxOWJkMTQyX1hYTD9fX2lkPTI1MDAw.jpg
И вот так там везде.

Спасибо за внимание.
http://zzaharr.livejournal.com/
http://sdelanounas.ru/blogs/25000/

Подпись автора

сила V правде!

0

22

Изба, барак, хрущевка: история России в быте ее граждан
29.11.2012,Елена Косова


Опубликовано 29.11.2012 пользователем rianovosti

текст далее:

Изба крестьянина-середняка, коммуналка 20-х годов, хрущёвка, современная квартира-студия - все они только на первый взгляд не имеют ничего общего.
Каждое такое жилище - целая эпоха в истории России.
Елена Косова побывала в музее, где самовары, керосиновые примусы и журнальные столики повествуют о прошлом и настоящем страны.

Изба крестьянина-середняка, коммуналка 20-х годов, рабочий барак, хрущёвка, современная квартира-студия — все это постоянно действующая экспозиция "Мой дом — Россия".
Ее создатели, сотрудники Государственного центрального музея современной истории России, решили рассказать о вековой истории повседневной жизни соотечественников  в "предлагаемых обстоятельствах", иными словами — в интерьерах.

"Подательница жизни", самовар для невесты и "Андреевна"

http://d.img22.rian.ru/images/91274/79/912747955.jpg

Как водится — "пляшут" от печки. Рассказ об экспозиции экскурсоводы начинают с крестьянской избы, вернее, с ее центра — русской печи, которую крестьяне называли "подательницей жизни".
"Вокруг печки вращалась деревенская жизнь, — говорит научный сотрудник ГЦМСИР Дарья Косолапова. — А вообще мы с вами находимся  в избе крестьянина-середника.  Деревянная лавка, стол и самовар — как показатель достатка". 
Самовары стоили дорого, причем продавали их по весу: чем тяжелее, тем дороже. Хорошие самовары считались достойным приданым невесты.

Главный экспонат орудий труда крестьянского подворья, конечно же — соха. Земледельцы любовно называли ее "Андреевной" и говорили: "Полюби Андреевну, будешь с хлебушком".
"Крестьяне по данным переписи 1897 года составляли 77% от всего населения страны. Россия вступила в двадцатое столетие как аграрно-индустриальная держава", — рассказывает Дарья Косолапова.
Вплоть до революции земледельцы были самым многочисленным сословием Российской империи. А когда пролетариат все сословия отменил, символом быта Страны Советов стали коммуналки.

Коммуналки, занавески с серпом и молотом, папиросы "Ильич"
Коммуналка — это большая квартира "недобитого" буржуя.
Состоятельным фабрикантам, известным врачам и адвокатам новая власть любезно оставляла одну-две комнаты, а в остальные заселяла рабочих и крестьян.
Что называется — уплотняла.

http://c.img22.rian.ru/images/91274/70/912747054.jpg

Кухня — это главное место общего пользования. Здесь готовили пищу, стирали и сушили белье, обсуждали новости личной жизни и главные политические события, происходившие в стране, ссорились и мирились", — рассказывает Дарья Косолапова.
У каждой хозяйки был свой стол и керосиновый примус, среди посуды — деревянные крестьянские ложки, агитационный фарфор.
Новая власть пропагандировала себя в те годы и на занавесках с серпом и молотом, и даже на папиросах с названием "Ильич".

"Новые хозяева часто чувствовали себя неуютно в бывших "господских" квартирах с лепниной на потолках, огромными окнами, массивной мебелью из кожи и красного дерева.
К тому же, большие комнаты было трудно отапливать. А холод, наряду с голодом, был большой проблемой городов в 1920 — 1930-е годы.
Одним словом — разруха", —  говорит Дарья Косолапова.

Строители "светлого будущего" из мрачных бараков
Впрочем, это были годы не только разрухи, но и созидания. В 1929 году на Урале, у подножья горы Магнитной, началось строительство металлургического комбината им. Сталина.

Магнитка, наряду с другими грандиозными стройками первых пятилеток, стала для десятков тысяч людей и работой, и домом.
"Жили строители "светлого будущего" в мрачных, тесных, неблагоустроенных бараках, где размешались до ста человек.
Один из таких бараков составляет часть нашей экспозиции, — рассказывает Дарья Косолапова.
— Проживание в нем было платным, труженикам приходилось отдавать примерно четверть заработка".
К середине 30-х годов для рабочих стали строить более благоустроенные общежития.

А в середине пятидесятых ЦК КПСС приняло постановление "О развитии жилищного строительства в СССР".  Его инициатором стал Первый секретарь коммунистической партии Никита Хрущёв. Именно поэтому в народе новые дома сразу же и окрестили хрущевками.

Узкий коридор, совмещенный санузел и кухня в шесть квадратов
Хрущевка — это малогабаритная комната, узкий коридор, совмещенный санузел и кухня в шесть квадратов.

http://c.img22.rian.ru/images/91275/19/912751959.jpg

"Сразу же возник анекдот, что среднестатистической советской женщине эта кухня мала в бедрах,
— говорит заведующая экспозиционно-мемориальным отделом ГЦМСИР Людмила Ковалева. — Для таких маленьких квартир нужна была такая же маленькая мебель и бытовая техника. Подходящего размера бытовые приборы выпускали советские фабрики и заводы".
Хрущевки диктовали минимизацию быта. Навесные шкафчики вытесняли громоздкие кухонные буфеты, складные диваны заменяли кровати, а секретеры — письменные столы.
Тогда же на свет появились журнальные столики и торшеры.

Бытовая техника во время жесточайшего дефицита стала показателем достатка.
Это сегодня магнитофон, фотоаппарат и пылесос для россиян — привычные вещи.

Квартира-студия и одноместный номер уже взорванной гостиницы
"Умный" пылесос, который сам находит загрязненную поверхность и возвращается на базу для подзарядки,
холодильник с автоматическим приготовлением льда, духовой шкаф с системой самоочистки  - это уже бытовая техника современной квартиры-студии.
"Квартира-студия — новый тип жилого помещения, которое не разделено на отдельные комнаты стенами. Ее единое внутреннее пространство делится на зоны: кухонную, гостиную. Владельцы таких квартир, как правило, — люди состоятельные, которые могут воспользоваться услугами дизайнера", — рассказывает Людмила Ковалева.

http://b.img22.rian.ru/images/91276/91/912769153.jpg

С интерьером  современной квартиры студии посетители экспозиции знакомятся в последнюю очередь, оставив позади, в том числе, и одноместный номер гостиницы "Россия".
Почти сорок лет гостиница с видом на Кремль без преувеличения была центром общественно-политической жизни страны. В ней селили участников съездов КПСС, сессий Верховных Советов СССР, Московских международных кинофестивалей, встреч на высшем уровне руководителей различных государств.
"Россию" снесли в 2006 году.

Понять и представить, какой она была, теперь можно только по предметам постоянно действующей экспозиции "Мой дом — Россия".

http://ria.ru/ocherki/20121129/912777700.html

Подпись автора

сила V правде!

0

23

Голубая память незабудок
14 декабря 18:14

http://file-rf.ru/uploads/view/knigochei/122012/33612d820ed2d0295566aceda8750a7fb9b8de89.jpg

Полина Нечитайло
От родного к родному. – М.: Витязь, 2012. – 200 с.

В этой книге собраны своеобразные записки «хозяйки медной горы», то бишь земли своих предков.
Очерки и воспоминания, составляющие книгу, полны уважения и любви к людям, живущим на ней.

Уникальны по своей выразительности такие олицетворения:
«Солнце засомневалось в случайно же набежавших облаках, что, наседая друг на друга, никак не могли перебраться через хребты».
«…Клинки пальмового веера заняли круговую оборону против колких солнечных лучей».
«Ситцевые занавески, вздымаясь, машут им вслед и, выдохнув теплоту комнат, опадают, возвращаются домой в голубую память незабудок в жёлтом кувшине».

Или такой набросок домашнего уюта:
«Только что вымытые доски набухали влажной чистотой. Ветер входит в открытую дверь, пьёт молоко неба, разлитое на мокром полу…
И пахнет молоком… и простым русским хлебом, обмакнутым в прохладный запах сирени, мокрую зелень листвы, пение птиц и дыхание ветра».

Книга снабжена в большинстве авторскими иллюстрациями: живописные картины и карандашные зарисовки, которые досказывают там, где у автора перехватывает дыхание от нахлынувших чувств.

В некоторых заметках Полины Нечитайло есть некая незаконченность мысли.
Это от того, что её литературное творчество переходит пределы литературы: в мир героев ролей автора – актрисы, в стародавнюю быль жизни предков – казаков, в живопись отца – художника…

Тем её писание оригинально.

Кровная связь автора книги с бабушкиной землёй с годами только крепчает и чувство родины даёт силу молодой жизни: «Но в чём было это чувство?
В степях дымящихся и жарких, в Доне, ласково-мощном, в людях, здоровых духом и жизнью, в поэтах и писателях, славивших всё это…».

Этот здоровый дух восстаёт против разрушения с таким трудом добытого мира и созданного благополучия на родной земле.

Так пишет в своих воспоминаниях о Севастополе Полина Нечитайло: «Горько было в 1991–1992 гг. когда моряки, офицеры ходили, вжав головы в плечи ниже погон, но сейчас скользит что-то предательски-гнусноватое и этим тем более жуткое и страшное в отношении потомков, страны, истории, защитников обороны Севастополя, города и сейчас стоящего на рубеже…
Сплошь в русских названиях, всюду звучит русская речь и песни, каждый миллиметр этой памятливой земли пропитан русской кровью и уложен русскими костями, и вдруг такое предательски «братское» отношение вопреки человеческому фактору и памяти…».

Равно горячей любовью автор книги любит землю, на которую ступает его нога: будь то Екатеринбург, Севастополь или Черногория.
Свои чувства Полина Нечитайло порой высказывает словами дорогих её сердцу людей, один из которых Владимир Высоцкий:
«Водой наполненные горсти // Ко рту спешили поднести – // Впрок пили воду черногорцы // И жили впрок – до тридцати».

«…Его строфы как-то сами, исподволь вплетались в текст. Как когда-то и в саму мою жизнь, когда Его «Чужая колея» провела в спектакль
Его памяти и легендарный Театр на Таганке…», – пишет Полина Нечитайло о Высоцком.

Памяти художника Т. В. Коноваловой-Ковригиной посвящён рассказ «Чудо красоты».
Как славно он начинается: «Небо было серебряным, как старинная рамка для чёрно-белого дагерротипа…». Сразу вспоминается бунинское:
«Синие обои полиняли, // Образа, дагерротипы сняли…». Кто сейчас помнит об этой мелочи старинного дома?
«Позабыло сердце, позабыло // Многое, что некогда любило». А генная память автора книги «От родного – к родному» выдаёт такие неприметные родные вещи.

Художник Т. Коновалова-Ковригина была дружна с бабушкой автора книги: «сдружились на долгие годы, преданные искусству и донской земле».
Образ этой женщины видится молодой писательнице как хранилище всего живоносного в родной культуре и устойчивого в самой жизни народа.
«В ней сиял светлый аристократизм, не знающий унылости и прочих «у», с коих начинаются все увечные уродливые угнетатели бунинской высокой осанки и гумилёвской чистоты горнего взгляда».

Своим жизненным зарядом:
«Не успеваю жить!» автор книги «От родного к родному» утверждает радость бытия, вопреки тем, кто обижен на «эту жизнь», кто погряз в унынии и ожидании «конца света», и вопреки тем, кто решил, что мировое искусство пришло в тупик.

Ирина УШАКОВА
http://file-rf.ru/knigochei/59

************

http://uploads.ru/i/v/3/k/v3kUD.gif  В контексте статьи,темы:
Русская История
Русская книга
Русская Кухня

А в разделе Библиотечка,тема  Интересные рецензии на интересные книги

0

24

Казачий хутор Донской».
– Хутор Государев был образован в 1807 году. Своё нынешнее название – Донской – получил в начале XX века.
Он расположен в нижней части острова, образованного основным руслом Дона и его рукавом Каланчой. Поселение вытянулось вдоль пересечённого множеством ериков возвышенного правого берега прямо перед разветвлением Дона на гирла, которые соединяют его с Таганрогским заливом Азовского моря.

http://s58.radikal.ru/i161/1007/97/a6d3fac0530b.jpg

http://s54.radikal.ru/i146/1007/07/1fb443c4151d.jpg

http://s41.radikal.ru/i091/1007/25/024943a501d3.jpg

http://s14.radikal.ru/i187/1007/24/41fd7e667492.jpg

Ещё фото и статья по ссылке Здесь

**************

И в ещё в тему:

Знакомство со страной. Остров культуры
Файл-РФ,Екатерина Погонцева,собственный корреспондент (г. Ростов-на-Дону) 05 марта

Каково это – жить у самой кромки воды, на полузатопленном острове, где невозможно выращивать хлеб и пасти скот, где в XXI веке о том, что такое колодец, не говоря о водопроводе, знают чисто теоретически?
Исследователи Южного научного центра РАН в течение нескольких лет работали на обитаемом острове, «законсервировавшем» жизнеустройство, экономический уклад и язык позапрошлого столетия. Результаты экспедиций легли в основу книги «Социально-исторический портрет дельты Дона: Казачий хутор Донской».
Поделиться впечатлениями от увиденного мы попросили Татьяну ВЛАСКИНУ, научного сотрудника лаборатории филологии ИСЭГИ ЮНЦ РАН, заведующую музеем ЮНЦ РАН, одного из авторов издания.

http://file-rf.ru/uploads/2013/3/04/DSC04294--240.jpg
Обложка книги «Социально-исторический портрет дельты Дона: Казачий хутор Донской».

– Татьяна Юрьевна, расскажите о предмете вашего исследования. Чем он привлёк внимание?
– Хутор Государев был образован в 1807 году. Своё нынешнее название – Донской – получил в начале XX века. В лучшие для этого населённого пункта времена здесь проживало до полутора тысяч человек. Согласно сохранившимся документам, ещё до революции на хуторе открылась школа – сначала приходская, а потом и светская. При советской власти действовали амбулатория, роддом.

К сожалению, сегодня ничего этого нет. Школу закрыли в 2009-м, роддом – ещё раньше. Два года назад прекратилось транспортное сообщение между островом и большой землёй.

Сегодня хутор относится к Кагальницкому сельскому поселению Азовского района Ростовской области. Он расположен в нижней части острова, образованного основным руслом Дона и его рукавом Каланчой. Поселение вытянулось вдоль пересечённого множеством ериков возвышенного правого берега прямо перед разветвлением Дона на гирла, которые соединяют его с Таганрогским заливом Азовского моря.

Для учёных этот хутор – настоящая находка: ведь здесь возникла и сохранилась очень концентрированная, оригинальная, яркая этнографическая культура. Обычно, когда объект исследования «большой» – представлен множеством людей и памятников на обширной территории – исследователь вынужден ограничиваться репрезентативной выборкой. В Донском мы смогли взять если не 100% данных, то по крайней мере 80%. Это очень высокий показатель. Нам удалось открыть явления, не известные по научной литературе.

– Например?
– Взять хотя бы планировку подворий. Территория Донского – около восьми километров в длину и порядка 200 метров суши в ширину. Жилой зоной острова является высокая прибрежная полоса, которая меньше подтопляется, позади домов – заливной луг, дальше – снова вода. Такое расположение заставило людей обустраивать свои подворья особым образом. Обычно у казаков юга России мы видим характерный степной тип застройки: открытый двор свободной планировки разделён на переднюю зону, где расположены жилой дом, летняя кухня, и заднюю, где «спрятаны» амбар, сарай, хлев. Главное, что фасадом к улице ставят «чистые» постройки. В хуторе Донском «чистая» и «грязная» части двора обычно соседствовали: зимний хлев и дом – на одной линии, потому что для островитян это наиболее ценное имущество, которое должно уцелеть в случае подтопления. Здесь же хранятся продовольственные припасы, топливо. Двор продолжает «кладка» – длинные мостки для причаливания лодок, где также стирают бельё, чистят рыбу.

http://file-rf.ru/uploads/2013/3/04/DSC04300--380261.jpg
Карта дельты реки Дон. Обведено расположение хутора Государев – ныне Донской.

Наводнения здесь случаются примерно раз в 5–6 лет. Высота волн может достигать 3–3,5 метров. Обычно весной и осенью вода заливает остров и уходит, не принося серьёзных разрушений. Такие годы считаются благополучными. Однако природа дельты коварна: охотники и рыбаки рассказывают, что нередко погода в окрестностях хутора меняется в течение 15–20 минут, поднимается «низовка» – сильный ветер с моря, «и нужно привязывать себя к какой-нибудь вербе, чтобы не унесло».

Приспосабливаясь к сложным условиям, хуторяне научились принимать во внимание сезонные ветры, речные и морские волны. Например, жилища стали возводить на высоких опорах, делать специальные отверстия в погребах с оглядкой на «низовки» и водотоки – чтобы река вошла и вышла, и на её пути не возникло заторов. Всё это позволяет отделаться минимальными разрушениями.

Благополучие хутора всегда зависело от сплочённости местной общины. Вот пример: если постоянно не заботиться об укреплении берега, жилое пространство будет разрушаться. Традиционно каждый хозяин беспокоится о сохранности своей «гавани», о каменной обваловке берега перед своим домом. Занятие это трудоёмкое и дорогое. В дореволюционное время ежегодно, а то и чаще казаки объединялись, привозили баржами камень, глину и старательно «поновляли» хуторскую набережную. Работы контролировались атаманским правлением. В советские времена береговая линия стала предметом особого внимания руководства местного рыбколхоза. Но начиная с 1990-х организованные укрепительные мероприятия перестали проводиться, и несмотря на самостоятельные усилия отдельных старожилов, за это время реке отошло около 10 метров берега вдоль всего острова.

Другой пример – особое отношение к собственности. В Донском очень много бесхозных подворий, где лежат лодки, якоря, бытовая утварь, однако никому из соседей не придёт в голову воспользоваться чужим имуществом, позаимствовать что-то. Считается, что хозяева рано или поздно вернутся. При этом в действительности далеко не всегда остался хоть кто-то, являющийся наследником этих богатств.
Когда сотрудники ЮНЦ РАН стали собирать экспонаты для музея казачества и этнографии в Кагальнике, то столкнулись с проблемой: часто не так-то просто разыскать того, кто мог бы дать разрешение взять что-либо из брошенных вещей для музейной коллекции.

http://file-rf.ru/uploads/2013/3/04/DSC04295--240.jpg
Так борются с наводнениями на хуторе Донском.

– Что интересного удалось найти на острове с точки зрения языка?
– Мы обнаружили огромный пласт рыболовецкой лексики, а также выражений и слов, описывающих состояние природы, погоду. На острове бытуют десятки наименований ветров, речных вод, морских течений. Вместо «пойти» или «поехать» жители говорят «сбегать каючком», вместо «перейти» – «перепхаться бабайками». Прощаясь, можно услышать: «Даст Бог воду – увидимся», а о планах на будущее говорят: «Доживём до воды».

Тип хозяйства наложил отпечаток на многое, казалось бы, вовсе не связанное с рыбным промыслом. Так, в донских говорах известны различные варианты описания беременной женщины. Например, на Среднем Дону очень распространено выражение «жерёбая баба» – женщину сопоставляют с кобылой; а здесь, в дельте Дона в таком случае скорее скажут «икряная баба».

Или другая, близкая парадигма: иносказания, при помощи которых принято объяснять, откуда берутся дети. Доказано, что стереотипные для представителей тех или иных культур ответы, как правило, связаны с локальной мифологией и особенностями системы жизнеобеспечения. По Дону можно выделить несколько групп устойчивых выражений. Верхний Дон – в целом земледельческий: не удивительно, что там дети «произрастают» на деревьях в виде яблок, вишен, груш, слив. Иногда их находят в капусте. Там же можно услышать «корова на рогах принесла». И только в районе станицы Казанской детей находят в воде. Симптоматично, что там как раз развито рыболовство. На Среднем Дону детей на степные курганы приносят птицы: «Мама вышла на курган, держа в руках зёрнышки. Птичка прилетела, поклевала, мама зажала её в кулачок, а, когда открыла, обнаружила ребёнка». На Нижнем Дону детей ловят сетями, их приносит вода в корзинах или в кайках, а ещё – находят в камышах и ветвях вербы.

Рыболовецкая тема прослеживается в колыбельных: «А баюшки-байки, четыре бабайки, а пятое – весло, ай, Ваню в море понесло», – в потешках: «Ай, чух-чух-чух, наловил дед щук, а баба – таранки, жарят спозаранку…, а мы коте не дадим, сами рыбочку съедим».

– При том, что островитяне на протяжении веков вынуждены держать рыбную монодиету, в вашей книге описанию еды, трапез уделено достаточно внимания. Особенно поражает, конечно же, рассказ о первых кофеманах на Дону.
– Пристрастие низовых казачек к экзотическому для российских сёл напитку удивляло путешественников ещё в XVII веке. Обыватели связывают появление этой традиции с турецким происхождением первых казачьих жён, однако учёные склонны полагать, что ещё большая роль принадлежит раннему развитию в Приазовье рынка восточных товаров.

Полуденный кофе как одна из старинных женских традиций хутора Донского занимает особое место в повседневном приёме пищи. Ежедневно в полдень над Доном раздавался звон ступок, и соседки собирались кофейничать «с мамонами» – сладостями и выпечкой или «с оселедцами» – солёной рыбой. Заодно можно было обсудить последние новости с рыбного рынка или определиться с выбором невесты для сына.

– На ваш взгляд, мог бы хутор стать местом паломничества туристов?
– Нашему научному коллективу очень хочется в это верить. На хуторе есть рекреационный потенциал. Там есть из чего сделать уникальный этнографический заповедник с элементами анимации. Спрос на посещение этих мест, возможно, установил бы регулярное сообщение с большой землёй, дал бы хутору вторую жизнь. Но, к сожалению, ЮНЦ РАН не в состоянии реализовать данную идею самостоятельно, да и не дело учёных брать на себя функции властных структур, органов местного самоуправления, бизнеса – для этого у нас нет ни средств, ни полномочий.

Хотя, надо сказать, что даже в такой ситуации исследовательский интерес несколько облегчает жизнь островитян: недавно силами научного центра в Донском построен новый причал. Он был необходим для исследовательских судов, но теперь им могут пользоваться и местные жители. Проводя регулярные изыскания в дельте, сотрудники ЮНЦ РАН всегда готовы оказать экстренную помощь хуторянам.

Сейчас предпринимаются усилия по разработке туристического проекта. Для начала в контакте с правительством Ростовской области планируется провести в Кагальнике круглый стол «Социальный потенциал туризма в решении проблем жителей дельты Дона», чтобы привлечь внимание бизнеса и общественности. Тем более, что в подобной хутору Донскому сложной ситуации находится множество посёлков не только в Ростовской, но и в Волгоградской, Астраханской областях. Молодёжь уезжает в города, а старики остаются и оказываются участниками, как сейчас модно говорить, «реалити-шоу» на выживание в экстремальных условиях.

Это огромная социальная проблема федерального масштаба, решить которую можно только сообща.

http://file-rf.ru/analitics/839

0

25

Удивительный дом в селе Кунара

Этот удивительный дом построен кузнецом Кирилловым в селе Кунара Свердловской области.

Глядя на него не перестаешь удивляться мастерству и фантазии русских умельцев.

http://sdelanounas.ru/i/c/2/c2VjcmV0d29ybGRzLnJ1L19udy8zMC9zNDIzODM3MjMuanBnP19faWQ9MzEyMjQ=.jpg

http://sdelanounas.ru/i/c/2/c2VjcmV0d29ybGRzLnJ1L19udy8zMC9zMDIxODM1NTYuanBnP19faWQ9MzEyMjQ=.jpg

http://sdelanounas.ru/i/c/2/c2VjcmV0d29ybGRzLnJ1L19udy8zMC8xODgyNDA5NC5qcGc_X19pZD0zMTIyNA==.jpg

http://sdelanounas.ru/i/c/2/c2VjcmV0d29ybGRzLnJ1L19udy8zMC83NTM4NTI4Mi5qcGc_X19pZD0zMTIyNA==.jpg

Фотографии предоставлены Викторией Галар
http://secretworlds.ru/news/udivitelnyj … 03-30-3074
http://sdelanounas.ru/blogs/31224/

Подпись автора

сила V правде!

0

26

Умба — о том, где потрясающе

http://sdelanounas.ru/i/c/2/c2RlbGFub3VuYXMucnUvdXBsb2Fkcy80LzIvNDI5MTM2OTI4MDYzMS5qcGVnP19faWQ9MzM2MjM=.jpg
Время в Умбе идет особо, кажется, что оно смешивается с синей беломорской водой и вот-вот остановится.
Вообще, об Умбе писать страшно. Расскажешь честно, как там потрясающе, — и поедет туда толпа людей. И все испортят.

Около сорока процентов населения носят фамилию Девяткины, а еще сорок процентов — Подымниковы.
Эти — коренные поморы, живущие в окрестностях Умбы с незапамятных времен, кажется, корнями уцепившиеся за скудные берега Беломорья.
Остальные двадцать процентов — пришлые…

http://sdelanounas.ru/i/c/2/c2RlbGFub3VuYXMucnUvdXBsb2Fkcy8zLzUvMzU1MTM2OTI4MDY5OS5qcGVnP19faWQ9MzM2MjM=.jpg
Почти все население, в том числе и женщины, умеет и любит ловить рыбу, поэтому в рационе умбян уверенные позиции занимают свежая навага и треска,
а при везении горбуша и даже семга, самая лучшая на всем северном побережье (идет она в августе — сентябре).

http://sdelanounas.ru/i/c/2/c2RlbGFub3VuYXMucnUvdXBsb2Fkcy84LzIvODI4MTM2OTI4MDcyNy5qcGVnP19faWQ9MzM2MjM=.jpg
Очень скоро забываешь про то, что ты приезжий. Поживешь два дня — и местные начинают с тобой здороваться.
Они, кстати, удивляют двумя своими ярко выраженными качествами: великим спокойствием и готовностью принять тебя любого.
И ты быстро привыкаешь к тому, что, оказывается, совершенно нормально вставать утром и идти в тайгу собирать чернику на зав­трак.
Если ее залить сгущенным молоком, получится потрясающее лакомство.
А потом исследовать окрестности: сходить, например, на Умбозеро, зеркально чистое, окруженное ресницами елей, самое глубокое, между прочим, на Кольском побережье;
или к каменному «вавилону» (лабиринту) на мысе Аннин Крест, что в тринадцати километрах от Умбы.

http://sdelanounas.ru/i/c/2/c2RlbGFub3VuYXMucnUvdXBsb2Fkcy82LzYvNjY2MTM2OTI4MDgwNi5qcGVnP19faWQ9MzM2MjM=.jpg
Некоторые из умбян с особой гордостью говорят: «У меня благо­устроенное жилище!»
При этом они просто имеют в виду, что живут в доме, где печное отопление поменяли на паровое.
А у многих так и остались печи, еще с середины XIX века, когда эти дома строились.

http://vgosti.net/post/Умба/
http://sdelanounas.ru/blogs/33623/

Подпись автора

сила V правде!

0

27

Село Ломоносово (Архангельская область)

http://sdelanounas.ru/i/c/z/czAxOC5yYWRpa2FsLnJ1L2k1MDkvMTMwNi83MC9jNWE5NzA0ODBhNzIuanBnP19faWQ9MzU3ODg=.jpg

В трёх километрах от Холмогор, на берегу реки Курополки (один из рукавов Северной Двины) раскинулось село Ломоносово.
Село получило известность благодаря тому, что здесь 11 ноября 1711 года в деревне Мишанинская родился великий русский учёный М.В. Ломоносов.
Позднее деревни Мишанинская и Денисовка объединились в село, которое в 1911 году, когда отмечался 200-летний юбилей учёного, получило имя Ломоносово.
Туда мы и отправимся!

http://sdelanounas.ru/i/c/z/czAwNC5yYWRpa2FsLnJ1L2kyMDUvMTMwNi82NS82ZTk4M2ZlZjAyN2EuanBnP19faWQ9MzU3ODg=.jpg
Село находится на острове Куростров и со всех сторон окружено водой
Связь с материком обеспечивает паром с говорящим названием «Куростров»

http://s006.radikal.ru/i214/1306/a5/49abd6abf694.jpg
Село Ломоносово с высоты птичьего полёта
Автор снимка — корреспондент газеты «Холмогорская жизнь» А.В. Голенев.

далее под катом:

Свернутый текст

http://s019.radikal.ru/i621/1306/92/ac2f00f818b2.jpg

http://s001.radikal.ru/i194/1306/a3/263157a5b762.jpg
Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова (здание построено в 1892 году)

http://i064.radikal.ru/1306/90/e112ee75303f.jpg
Традиционные северные избы утопают в цветущих кустах сирени и шиповника

http://s019.radikal.ru/i625/1306/e6/26cad3719cf4.jpg
Обратите внимание на декоративные фигурки на крыше

http://s55.radikal.ru/i147/1306/83/70d902dd25d5.jpg
Здание косторезной фабрики

http://i069.radikal.ru/1306/73/d550ea8009dc.jpg
Рядом завершают строить новое здание художественного профессионального училища резьбы по кости

http://s019.radikal.ru/i628/1306/76/f559f8a2a092.jpg
Окружающие пейзажи

Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова: http://museum.lomic.ru/
http://sdelanounas.ru/blogs/35788/

Подпись автора

сила V правде!

0

28

В дореволюционной деревне

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/v-dorevolyucionnoj-derevne/big/4.jpg
Село Бородино. 1867 г. Фото М.П. Настюкова

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/v-dorevolyucionnoj-derevne/big/6.jpg
Деревенская улица

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/v-dorevolyucionnoj-derevne/big/10.jpg
Во дворе крестьянского дома

.......................

Продолжение под катом:

Продолжение фото:В дореволюционной деревне

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/v-dorevolyucionnoj-derevne/big/1.jpg
Крестьянин. Симбирская губерния, 1870-е. Фото В. Каррика

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/v-dorevolyucionnoj-derevne/2.jpg
Дом середины XIX века в деревне Наволок. Северная Двина

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/v-dorevolyucionnoj-derevne/big/3.jpg
Северная изба. Начало XX в.

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/v-dorevolyucionnoj-derevne/24.jpg
На крыльце. Симбирская губ. Начало ХХ в.

http://www.fresher.ru/manager_content/images2/v-dorevolyucionnoj-derevne/big/37.jpg
Крестьяне на завалинке. 1910-е

Ещё фото: http://www.fresher.ru/2013/07/27/v-dore … j-derevne/
Источник http://humus.livejournal.com/3329507.html

0

29

Старорусские обзывательства

http://www.fresher.ru/images11/starorusskie-obzyvatelstva/1.jpg

Обзывательства про ум
Баламошка — полоумный, дурачок
Божевольный — худоумный, дурной
Божедурье — дурак от природы
Королобый — крепкоголовый, тупой, глупый
Лободырный — недоумок
Межеумок — человек очень среднего ума
Мордофиля — дурак, да еще и чванливый
Негораздок — недалекий

Обзывательства про внешность
Пеньтюх — пузатый человек с выдающейся кормой вдобавок
Безпелюха, тюрюхайло — неряха
Брыдлый — гадкий, вонючий
Затетёха — дородная женщина
Загузастка — круглая, толстая женщина с большой попой
Ерпыль — малорослый
Захухря — нечёса, неряха, растрепа
Шпынь голова — человек с безобразием на голове
Фуфлыга — невзрачный маленький мужичок

Обзывательства про характер
Маракуша — противный человек
Хобяка, Михрютка, Сиволап — неуклюжий, неловкий
Свербигузка — девка-непоседа, у нее свербит в одном месте (гузка — это попа). Она же Визгопряха
Ащеул — пересмешник, зубоскал
Ветрогонка — вздорная баба
Баляба — рохля, разиня
Белебеня, Лябзя — пустоплет
Бобыня, Буня — надутый, чванливый
Бредкий — говорливый, болтливый (от слова «бред», как вы понимаете)
Колотовка — драчливая и сварливая баба. Она же Куёлда
Гузыня или Рюма — плакса, рёва
Пыня — гордая, надутая, недоступная женщина
Пятигуз — ненадежный человек, дословно можно перевести как «пятижоп»
Расщеколда — болтливая баба
Попрешница — женщина, которую хлебом не корми, дай поспорить
Суемудр — ложно премудрый
Костеря, кропот, скапыжник — брюзга, ворчун
Шинора — проныра
Чужеяд — паразит, нахлебник

Обзывательства про поведение
Волочайка, Гульня, Ёнда, Безсоромна — все это великолепие эпитетов посвящено распутным женщинам
Бзыря, Блудяшка, Буслай — бешеный повеса, гуляка
Валандай, Колоброд, Мухоблуд — бездельник, лодырь
Глазопялка — любопытный
Печная ездова — лентяйка
Трупёрда — неповоротливая баба
Тьмонеистовый — активный невежа
Ерохвост — задира, спорщик
Ёра — озорная, бойкая на язык женщина
Киселяй, колупай — вялый, медлительный человек
Шлында — бродяга, тунеядец
Потатуй — подхалим
Насупа — угрюмый, хмурый

И еще хорошие синонимы к привычным нам словам
Вымесок — выродок
Выпороток — недоносок
Сдёргоумка — полудурок
Вяжихвостка — сплетница
Лоха — дура
Остолбень, дуботолк, несмысел, околотень — дурак
Шаврик — кусок дерьма
Окаём — отморозок
Курощуп — бабник
Чёрт верёвочный — псих
Облуд, обдувало — врун
Огуряла, охальник — безобразник и хулиган
Сняголов — сорвиголова
Пресноплюй — болтун
Тартыга — пьяница
Туес — бестолочь

http://www.fresher.ru/2013/08/05/staror … vatelstva/
Источник http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/s … va-537755/

0

30

Наши предки - славяне
Our ancestors - the Slavs

http://behance.vo.llnwd.net/profiles17/721388/projects/7884797/c410a39688100e6b3ae7e7ca45283a66.jpg

http://behance.vo.llnwd.net/profiles17/721388/projects/7884797/79fd3071e20515c03cc3314f2deff254.jpg

http://behance.vo.llnwd.net/profiles17/721388/projects/7884797/56fe80379e0143e5300ed74417b1f62a.jpg

http://behance.vo.llnwd.net/profiles17/721388/projects/7884797/2c6814dcacaac2b2ab4a755e46e6ab8f.jpg

http://www.behance.net/gallery/Our-ance … vs/7884797

Отредактировано imho (13.08.13 11:50)

Подпись автора

сила V правде!

0


Вы здесь » ЭпохА/теремок/БерлогА » Теремок » Русский Дом