2084, или практика «золотого миллиарда»
Где, по нынешним временам, можно купить хорошую книгу?
Елена Прудникова
Именно на лотках «книги за 50 рублей» находит пристанище приличная книжная продукция, потерявшаяся в торговых сетях за завалами разноцветной макулатуры.
Там-то мне и попалась любопытная повесть английского писателя Бена Элтона «Слепая вера». В Англии это человек известный, автор комедийных сериалов, вроде добравшегося даже до наших экранов «мистера Бена» (м-да… ну очень специфичный юмор) и доброго десятка повестей, в том числе и антиутопии, не совсем точно названной «Слепая вера».
Правильнее было бы назвать ее «2084» — тем более, и время действия примерно совпадает. С одной разницей: в отличие от Оруэлла, не имевшего ни малейшего представления об обществе, которое он описывал, Элтон отлично знает современный ему мир.
О сюжете книги, наверное, лучше бы вовсе не говорить. Интрига повести убога, мотивация отсутствует, да и вообще сделан сюжет настолько откровенно левой ногой, что даже неудобно. Основная интрига — попытки главного героя спасти свою маленькую дочь от бушующих эпидемий, сделав ей прививку, которые в том мире строжайше запрещены. На фига правительству запрещать прививки, казнить вакцинаторов и одновременно всячески пропагандировать рождаемость? А вот так! Наверное, для драматического эффекта, а то уж больно хорошо они там живут — жрут в три горла, трахаются с кем хотят, так ведь надо же и пострадать…
Столь же очаровательны и герои, противостоящие силам зла — тоталитарной секте, захватившей власть в стране. Это так называемые «гуманисты», чье основное занятие — собираться по подвалам и читать книги (научная и художественная литература в том мире также запрещена). Что в этом случае сделало бы умное правительство? Само собой, всячески бы оберегало такой протестный электорат, выстраивая вокруг их подвалов заслон из тайных агентов, а то вдруг какие-нибудь хулиганы вломятся, книжки попортят? О подобных врагах, противостоящих существующему порядку вещей, поглощая Камю или Шарлотту Бронте, любое правительство может только мечтать.
Впрочем, тупая тоталитарная секта, стоящая во главе Британии, естественно, гуманистов преследует и даже жжет на кострах. Зачем? По-видимому, тоже для драматического эффекта.
Ну, и силы добра также не подкачали. В качестве основной идеи, противостоящей злобному религиозному тоталитаризму, избрана теория Дарвина. Вот как все узнают, что человек на самом деле произошел от обезьяны, так и просветятся. Оно конечно — какая вера, такое и противоверие, но все же…
А в целом на память приходят известные строки Пушкина
«И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот, возьми ее скорей!)»
Иными словами: считается, что книге нужен сюжет — ну так вот вам сюжет, берите. Скажете, он хуже, чем в прочих антиутопиях? Ну-ну…
Тем более, что дело тут совершенно не в сюжете.
Знаменитая повесть Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» запомнилась советскому читателю не столько сюжетом (тоже ничего особенного), сколько иным качеством телевидения (сериалов и реалити-шоу в СССР тогда не знали). Так и в «Слепой вере»: сюжет — не главное (да плевать на него, в конце-то концов!) Впрочем, равно как и главный герой книги гуманист Траффорд — на самом деле вовсе не главный. Основной герой повести — общество. И вот уж тут автор оттянулся на все двести процентов.
Оруэлл в «1984» экстраполировал на будущее американские газетные статьи о «страшном СССР». Элтон же экстраполировал и довел до логического конца (который, как выяснилось, не так уж и недалек от статус-кво) существующие и процветающие тенденции западного общества — все, до которых смог дотянуться. Вот лишь некоторые из них: фастфуд, излишний вес, политкорректность, keep smile, реклама, секс в блогах, суд Линча, силиконовые сиськи, терроризм, постапокалипсис, личная гигиена, демократия, плюс еще столько того, что я не перечислила, и еще столько того, что не увидела, и еще полстолько и четвертьстолько мелочей. Чего стоит одна «ода заднице»… Впрочем, рассказывать об этом бессмысленно, это надо читать: книга вся пронизана высококвалифицированным издевательством над западной современностью, вкусно приготовленным и отменно сервированным. Кстати вот и первый результат: сталкиваясь с западной «культурной продукцией», я все чаще ловлю себя на фразе: «Проклятье, они напихали сахар даже в майонез!»
Над всем этим дурдомом висит религия «Бога-и-любви», в которой тоже свалены в кучу все «духовные искания» современного мира — от стадионных проповедников до гаданий и астрологии. Впаривает этот бред обществу некий Храм — тоталитарная секта, пользующаяся в этих целях всей мощью современной масс-медиа, наблюдающая за населением через интернет и жестоко карающая отступников. Впрочем, окружающие следят друг за другом не менее строго, а не понравившихся забивают насмерть. Отсюда совершенно ясно, что если бы «духовные наставники» пустили процесс на самотек, результат получился бы совершенно таким же. Но чтобы признать это, чернушности не хватило даже у Элтона. Злодей все-таки нужен, и для драматического эффекта, и для самоуспокоения.
И вот вопрос: почему в эти великолепные декорации вставлен столь убогий сюжет? Можно было бы свалить на недостаток драматургических талантов у автора. Но можно и вспомнить, что Элтон — известный сатирик, и посмотреть повнимательнее: а не захотел ли он поиздеваться еще и над самим жанром антиутопии? Ну конечно, захотел, как же иначе? Издеваться — так уж тотально: над современной жизнью, героями и читателями одновременно.
Однако, кроме всех этих этажей, в книге имеется еще и философский чердачок, куда не водят экскурсантов, но при желании на него можно подняться и посмотреть: а что там лежит?
Ну, например, там есть непрописанная в повести, но неявно присутствующая в ней теория «золотого миллиарда». Общеизвестно, что западное общество есть элита, на которую должен пахать весь остальной мир. С какой стати? Что, неужели непонятно? Потому что элита, «бремя белых» и все такое прочее.
То, что мы видим в повести — это явно жизнь «золотого миллиарда». Никаких заводов и полей там нет и в помине, одни клерки, официанты и стриптизерши. Едой, одеждой и прочими предметами первой необходимости, достаточно легко доступными (жрать тамошний обыватель, при желании, может хоть круглые сутки), население снабжают некие люди, которые «живут еще хуже» — «незолотые миллиарды». Кстати, кроме еды и компьютеров, из «худшего мира» в Лондон проникают иммигранты и мусульмане.
И вон он перед нами, типичный представитель мировой элиты — тупой и злобный обыватель, который весит вдвое больше положенного, все время жрет, трахается, смотрит реалити-шоу, между делом кого-то бьет и все, что делает, выкладывает в блоги, поскольку «каждый человек уникален, бесценен и должен постоянно сообщать о себе всему миру».
Как же удалось достичь такого сногсшибательного результата? А очень просто: «появилось благословенное новое поколение, любящее только себя, с восторгом наблюдающее за собой по телевизору, читающее только о себе в книгах и журналах…» Был в советские времена такой фильм — «Тайна железной двери», где главный отрицательный герой любил посидеть на троне в окружении бесчисленных зеркал. Впрочем, если обитатель элтоновского Лондона и нарвется в интернете на кого-то другого — то все равно разницы никакой.
Данной элите противостоит главный герой — так сказать, элита суперплюс. Он не жрет, а ест, не трахается, а занимается любовью, не смотрит реалити-шоу, а читает Камю… и далее по тексту. Впрочем, в полном соответствии с базовой истиной он тоже любит исключительно себе подобных, только их считает «солью земли» и, в общем-то, тоже любит себя — просто себя он отождествляет с другим сообществом, только и всего. Что касается прочего мира — он вступает с ним в классические взаимоотношения интеллигенции и «быдла».
Занятно, что по большому счету герой от толпы не отличается ничем, кроме сознания своей избранности. И даже традиционный «хеппи-энд» выглядит издевательством. Во-первых, потому, что он решен по-советски — герой гибнет, но дело его живет. А во-вторых, потому что даже если завтра буквально все уверуют в Дарвина и теорию эволюции — что это изменит? А ничего не изменит, ибо вера главного героя в Дарвина слепа точно так же, как и вера остальных в «Бога-и-любовь».
Один из основных слоганов Храма — «Нивы радости» или, сокращенно, Ниврад. Если прочесть с конца… вот именно! Герой перед смертью кричит: «Не смотрите вперед, во тьму невежества! Смотрите назад, в светлое прошлое! Ниврад, смотрите наоборот!»
Конечно, нет сомнения, что «Ниврад наоборот» придет-таки к власти. После чего столкнется ровно с теми же проблемами, что и Храм, и в итоге, выкинув статую «Бога и любви», поставит в центральном соборе статую Дарвина, а также запретит публичный секс, силиконовые груди, удалит сахар из майонеза и сформирует отряды быстрого реагирования для борьбы с фанатиками прежней религии. И все пойдет своим чередом, как и было показано в ныне прочно забытом, а когда-то почитавшемся пророческим фильме «Бакенбарды».
А вот теперь ясно, зачем понадобился этот совершенно идиотский со всех точек зрения запрет на детские прививки. Исключительно ради того, чтобы хоть каким-либо способом различить силы добра и силы зла. Иначе как понять: кто есть кто?