Главная интрига ралли «Дакар-2012» "Челнинская неделя", Набережные ЧелныКвитко Евгений
Привыкайте к новым именам российской команды Прошлогодний «Дакар» для команды «КАМАЗ-мастер» стал поистине триумфальным. Все первые четыре места в зачете грузовиков завоевали экипажи челнинской команды. Двадцатый в истории «Дакар»ознаменовался десятой победой российской команды. Владимир Чагин одержал свою седьмую победу в этом престижном мировом ралли. А через месяц знаменитый пилот объявил об уходе из большого спорта. Не примет участия в «Дакаре-2012» и другой именитый партнер и сподвижник семикратного мирового чемпиона Фирдаус Кабиров. Сенсационная новость тут же была подкреплена озвученной стратегией курса команды на омоложение состава экипажей.
Привыкайте к новым именам Итак, на старт предстоящей гонки 1 января 2012 года выйдут четыре российских экипажа грузовиков. Их возглавят пилоты Эдуард Николаев (вместе с ним поедут штурман Сергей Савостин и механик Владимир Рыбаков), Айрат Мардеев (Айдар Беляев и Антон Шибалов), Андрей Каргинов (Андрей Мокеев и Игорь Девяткин), Ильгизар Мардеев (Вячеслав Мизюкаев и Дмитрий Сотников).
Один из самых молодых участников команды «КАМАЗ-мастер» - 27-летний Эдуард Николаев - с детских лет увлекается техникой, особенно картингом, в соревнованиях по которому успешно выступает до сих пор. Это и неудивительно, поскольку его отец Валентин Николаев - шестикратный чемпион России по багги. Руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Семен Якубов «выцепил» Эдуарда Николаева на всероссийском чемпионате по картингу, где тот стал победителем. А уже в 2006 году 22-летний Николаев дебютировал за рулем камазовского грузовика на этапе чемпионата России. В течение нескольких лет, будучи механиком, он становился победителем российских и международных гонок в составе экипажа Владимира Чагина, а в качестве пилота стал победителем прошлогодних гонок «Хазарские степи» и «Шелковый путь» и третьим призером «Дакара» в этом году.
По сути, из картинга пришел и Айрат Мардеев - сын известного гонщика камазовской команды Ильгизара Мардеева. Азы водительского мастерства Айрат освоил уже в 11 лет, еще будучи школьником он целыми днями пропадал в цехе команды «КАМАЗ-мастер». Последние годы он трижды был за рулем гоночного КАМАЗа на гонке «Шелковый путь».
Еще один потомственный автогонщик - 35-летний пилот Андрей Каргинов - сын одного из родоначальников и популяризаторов гонок на багги в Набережных Челнах. У него восьмилетний опыт участия в гонках среди грузовиков в качестве механика, пятое место на «Дакаре-2010» в составе экипажа Ильгизара Мардеева, а в качестве пилота Андрей Каргинов в этом году стал третьим призером ралли «Шелковый путь».
Ильгизар Мардеев - старейшина нынешнего состава пилотов, ему 53 года. Он победитель многих российских гонок, был вторым призером гонки «Лиссабон-Дакар» (2007) и занял четвертое место на прошлогоднем «Дакаре».
Напомним, что руководит командой заслуженный мастер спорта РФ и РТ Семен Якубов, а тренером является Владимир Чагин.
Что гонщиков ждёт на трассе? «Дакар-2012» стартует в городе Мар-дель-Плата в Аргентине, а столица Перу Лима станет местом финиша гонки. Ралли начнется с атлантического побережья Южной Америки, затем участники возьмут курс на северо-запад по направлению к Чили, после пересечения Анд они попадут в знаменитую пустыню Атакама, и, следуя вдоль Тихоокеанского побережья, направятся в Перу.
Трасса представляет собой панамериканское путешествие длиной в общей сложности 9000 км. В отличие от петли прошлого года маршрут ралли пройдет от берегов Атлантического океана к берегам Тихого, что позволит участникам открыть для себя новые регионы Южной Америки. Масштабы такого вызова привели также к изменению формата гонки, которая будет продолжаться четырнадцать дней. Впервые в этом году пилоты попадут в Перу. Этапы в этой стране станут одними из самых сложных на предстоящей гонке.
Раскинувшаяся от границы с Боливией до крайней точки Огненной Земли на 3500 км Аргентина является как бы континентом в континенте. С точки зрения климата, рельефа и образа жизни многих регионов, входящих в состав Аргентины, они отличаются большим разнообразием.
Далее участники гонки продолжат путь на север континента по безжизненной пустыне, раскинувшейся между Тихим океаном и Андами. Этап, состоящий из двух частей, будет держать в напряжении и пилотов, и болельщиков.
Ближе к финишу 11 января, на десятом этапе гонки спортсменов ждет преодоление песчаных гор. Скучать точно не придется: пилоты смогут заняться «серфингом» на дюнах протяженность более 100 км.
На следующий день гонщики совершат путешествие в страну инков, а 13 января на этапе Арекипа-Наска его схема будет напоминать символ 2012 года - причудливого дракона. Дюны непрерывно будут сменять друг друга на протяжении почти 20 км. Благодаря тому, что песок остается здесь твердым, экипажи смогут пересечь эту цепочку дюн без особых трудностей. Но далее даже самые опытные гонщики будут очень удивлены сюрпризами, подготовленными прокладчиками маршрута. Организаторы лишь прозрачно намекают, что в выигрыше останутся те, кто еще по африканским «Дакарам» помнит, как надо выполнять «мавританские отклонения от курса».
14 января на этапе Наска – Писко гонщики промчатся по дюнам Перу. Следующий день – заключительный, болельщиков ждет чествование героев, которое состоится в Лиме.
Конкуренты оживились Главной интригой предстоящего «Дакара» является ситуация в зачете грузовиков. Омоложенному составу камазовских гонщиков наверняка придется столкнуться с повышенным сопротивлением команд «PETRONAS TEAM DE POOY IVECO» (Жерар Де Рой, Ханс Стейси, Мики Биазон, Пэп Вила, Жо Адуа), «INSTAFOREX LOPRA IS TEAM» (Алес Лопрайс), «VEKA MAN» (Франц Эхтер, Марсель Ван Влит), «GINAF RALLY» (Вуф Ван Гинкель). Напомним, что в категории грузовиков «Дакара-2012» заявлено 76 экипажей. Так что, кроме перечисленных выше фаворитов в числе претендентов на призовые места могут оказаться и совершенно новые соперники.
Кстати, не так давно гонщики команды «КАМАЗ-мастер» под руководством Владимира Чагина провели на тренировочных машинах пятидневный сбор в Марокко. Он проходил в дюнах, причем выбраны были самые сложные в этой стране - на границе с Алжиром. Вот что рассказал корреспонденту «Новой недели» Владимир Чагин: - Первые дни были дождливыми, что непривычно для тех краев, но полезно для наших ребят сложностью «отсыревшей» трассы. В последующие солнечные дни тренировались на четырех видах трасс. Наши ребята показали себя хорошо, прогресс налицо. Я дал им много рекомендаций по преодолению сыпучих песков. Могу сказать, что экипажи к предстоящему «Дакару» подготовлены хорошо.
В Аргентине стартовал автомарафон "Дакар-2012" 1.01.2012
Знаменитый ралли-рейд "Дакар" стартовал в воскресенье в аргентинском городе Мар-дель-Плата. В 2012 году двухнедельное ралли, проводимое уже в 33-й раз, пройдет по территории трех стран - Чили, Аргентины и Перу. Первые участники автопробега отправились в пусть в 08.25 по местному времени (15.25 мск). На старт первого этапа вышло 178 мотоциклов, 30 квадрациклов, 161 автомобиль и 74 грузовика. Экипажи грузовиков, фаворитами в соревнованиях которых являются представители российской команды "КАМАЗ-Мастер", стартуют последними из участников.
Автомарафон "Дакар" впервые прошел в 1978 году благодаря усилиям французского мотогонщика Тьерри Сабина. Дебютная гонка стартовала в Париже, а финишировала в столице Сенегала.
Из-за неспокойной обстановки в Африке и угрозы безопасности участникам ралли "Дакар" был отменен в 2008 году, а с 2009 года перебрался в Южную Америку.
"Дакар-2012" финишируют 15 января в столице Перу – Лиме, передает РИА Новости.
В качестве разминки 443 гонщика преодолели маршрут вдоль побережья и пересекли небольшие песчаные участки. Протяженность первого этапа составила всего 57 км.
Приятный сюрприз болельщикам преподнес россиянин Леонид Новицкий, ставший лучшим в зачете внедорожников. 43-летний уроженец Челябинской области опередил поляка Кшиштофа Холовчика и легендарного француза Стефана Петеранселя, 10-кратного победителя "Дакара"! В классе грузовиков главные фавориты - наши КамАзы - пока только набирают обороты. Лучший из россиян - Айрат Мардеев - показал восьмой результат.
Завершить первый этап смогли не все участники: аргентинский мотогонщик Хорхе Боэро упал на 55-м километре. От удара у него остановилось сердце. Уже через 5 минут на место аварии прибыли медики, которые на вертолете доставили Боэро в госпиталь, однако спасти жизнь мотогонщика не удалось.
Казахстанский гонщик на клиентском "КАМАЗе" вышел в лидеры "Дакара"
Гонщик из Казахстана Артур Ардавичус на частном «КАМАЗе» опередил Жерара де Роя на IVECO в грузовом зачете «Дакара». На третьем спецучастке из Сан-Рафаэля до Сан-Хуана экипаж Ардавичуса, Кузмича и Турлубаева показал второе время, чуть более минуты уступив экс-чемпиону мира по ралли Мики Биазону. Третий результат на «допе» установил Андрей Каргинов.
Бывший лидер ралли-марафона Жерар де Рой потерял время из-за технических проблем. «У нас вылилась вся вода из радиатора, и нам пришлось ждать его повторного заполнения пять минут, – рассказал голландец в интервью сайту «Дакара». – В это время мимо нас проехал Ханс Стэйси, и всю оставшуюся дистанцию мы не могли его обогнать из-за поднятой пыли». На финише де Рой уступил победителю спецучастка почти девять минут. Теперь пилот IVECO проигрывает Ардавичусу 28 секунд.
Лучшим из россиян в грузовом зачете ралли-рейда остается Эдуард Николаев. На третьем «допе» спортсмен потерял 15 минут из-за прокола колеса. «На каменистом участке нашу машину слегка повело в сторону на скорости – в результате получили боковой порез», – приводит слова Николаева официальный сайт команды «КАМАЗ-Мастер».
В абсолютном зачете основными преследователями Ардавичуса с де Роем стали Мики Биазон и Ханс Стэйси. Алес Лопрайс на Tatra идет пятым, а Эдуард Николаев шестым. Айрат Мардев и Марсель ван Влие замыкают первую восьмерку.
Победу в зачете мотоциклов праздновал Сирил Депре: француз более восьми с половиной минут привез Франсу Верховену и Пауло Гонсалвешу. Такой отрыв позволил трехкратному победителю «Дакара» выйти на первую строчку абсолютного зачета, сместив оттуда Марка Кому. Испанец допустил навигационную ошибку и потерял 13 минут – в генеральной классификации гонщик стал вторым. Призовую тройку замкнул Давид Касту на Yamaha.
Сразу два фаворита «Дакара» сошли с дистанции на третьем «допе». Двигатель байка KTM Якуба Пржигоньского взорвался на 68-м километре дистанции, вынудив поляка прекратить борьбу. Американец Куинн Коди попал в аварию ближе к концу маршрута: падение с мотоцикла привело к перелому ключицы. Гонщика доставили в больницу на медицинском вертолете.
Среди автомобилистов быстрейшим оказался победитель «Дакара» 2004 года Хуан Рома. Экс-лидер марафона Стефан Петрансель отметился лучшими временами на первой и второй контрольной точке, но незадолго до финиша француз стал жертвой двойного прокола. В итоге гонщик Team X-Raid потерял шесть минут и откатился на пятую строчку в абсолютном зачете.
Первую позицию в ралли-рейде перехватил Кшиштоф Головчик на MINI. Робби Гордон на Hummer проигрывает поляку 54 секунды, а триумфатор «Дакара» 2009 года Жинель де Виллерс удерживается на третьем месте. Рома стал четвертым, а катарец Нассер Аль-Аттия сохранил шестую позицию. Отрыв Леонида Новицкого от лидера стабилизировался на 15-минутной отметке: теперь россиянин расположен на седьмом месте.
Четвертый спецучасток «Дакара» пролегает между городами Сан-Хуан и Чилесито. Его протяженность превысит дистанцию предыдущих «допов» и составит 326 километров.
КАМАЗ Николаева так и не пустили в лидеры... Фото: wwwdakar.com
Лидера российской команды сняли с гонки Кирилл СЕРОВ — 09.01.2012 http://msk.kp.ru/daily/25814.6/2793455/ Российская команда «КАМАЗ», традиционно принимающая участие в ралли-рейде «Дакар» в состязаниях грузовиков, в этом году, к сожалению, выступает не столь триумфально, как обычно. После ухода из числа действующих пилотов легендарного Владимира Чагина место лидера должен был занять многоопытный Эдуард Николаев. Однако уже на четвертом этапе его экипаж подкараулила неприятность.
Эдуард Николаев был очень расстроен Фото: официальный сайт команды "Камаз-Мастер"
«КАМАЗ» Николаева столкнулся с несправившимся с управлением внедорожником, и россиянам пришлось потратить одиннадцать с половиной минут, чтобы помочь перевернуть и починить джип. По просьбе руководства нашей команды организаторы после финиша компенсировали это время Николаеву. Но конкуренты подали протест, в котором указали, что россияне в эти одиннадцать минут не только спасали джип, но и меняли собственное колесо, чтобы подъехать к пострадавшим. В итоге с формулировкой «помощь была оказана в недостаточном объеме» экипаж Николаева был дисквалифицирован и снят с гонки.
Убрать таким образом за смешное нарушение одного из главных претендентов на победу - решение вопиющее. Ведь вполне можно было бы просто вычесть эти самые злополучные минуты или в худшем случае оштрафовать экипаж. В знак протеста команда «КАМАЗ» хотела даже вообще сняться с «Дакара-2012», но потом было решено этого не делать.
*** На 7-м этапе в зачете грузовиков победил голландский пилот Жерар де Рой и укрепил своё лидерство в генеральной классификации. В первой десятке финишировали пилоты «КАМАЗа»
Два «КАМАЗа» стали быстрейшими по итогам десятого спецучастка ралли-рейда «Дакар»: лучшее время показал Артур Ардавичус, а вторым финишировал Андрей Каргинов. В начале «допа» пелотон традиционно возглавили экипажи IVECO, однако затем все четыре гонщика голландской марки заблудились в песках. Как сообщает официальный сайт «Дакара» http://www.dakar.com/dakar/2012/us/stag … -feed.html навигационная ошибка была допущена на 237-м километре дистанции, когда пилоты команды Team de Rooy поехали по маршруту предыдущего дня.
С переменным успехом гонщики IVECO вернулись на правильную дорогу: в итоге экипажи Team de Rooy оккупировали места с третьего по шестое. В общем зачете преимущество Жерара де Роя над напарником Хансом Стэйси достигло целого часа, тогда как сам Стэйси вплотную подпустил к себе казахстанца Артура Ардавичуса. Пилот на клиентском «КАМАЗе» с американским двигателем уступает голландцу пять минут.
Борьба за четвертое место также обострилась: отрыв испанца Пепа Вилы от отечественного спортсмена Андрея Каргинова сократился до двух с половиной минут. На шестое место после проблем у Жозефа Адуа вышел Ильгизар Мардеев, пилотирующий последний из оставшихся в строю «КАМАЗов». Мики Биазон, вернувшийся в гонку после дня отдыха, продолжает отыгрывать позиции: к исходу десятого соревновательного дня итальянец добрался до 11-й строчки.
Следующий спецучасток приведет пилотов в Перу: финиш очередного «допа» состоится в городе Арекипа. Три основных класса «Дакара» поедут по разным маршрутам: грузовикам предстоит преодолеть 432 километра, автомобилям – 478, а мотоциклам – 534.
*** Российский пилот команды КАМАЗ-Мастер А.Каргинов во второй раз вошел в тройку лучших на "Дакаре" http://www.1tv.ru/news/sport/196141 10 этап принес ему второе место, однако в общем зачете уроженец Набережных Челнов остался на пятой позиции с большим отставанием от лидера - голландца де Роя.
В соревнованиях внедорожников наш Леонид Новицкий пришел к финишу седьмым, но в генеральной классификации сумел подняться на пятое место. Петрансель по-прежнему первый.
До предела обострилась интрига в классе мотоциклистов: француз Депрэ опережает испанца Кому всего на 21 секунду.
На предпоследнем спецучастке "Дакара" победу праздновал Андрей Каргинов
Андрей Каргинов за рулем "КАМАЗа". Фото организаторов ралли-рейда "Дакар"
Пилот команды «КАМАЗ-Мастер» Андрей Каргинов на 20 минут опередил ближайшего преследователя на предпоследнем «допе» ралли-рейда «Дакар». Этот успех стал для россиянина вторым в карьере. Победа на спецучастке позволила Каргинову вернуться на четвертое место в общем зачете, потерянное им днем ранее.
Второе время на «допе» из Наски до Писко показал бразилец Андре де Азеведо на Tatra, а третьим финишную черту пересек Ханс Стэйси. В генеральной классификации продолжает уверенно лидировать Жерар де Рой на IVECO, а следом за ним расположился его партнер по команде Стэйси. Три гонщика на «КАМАЗах» разместились на позициях с третьей по пятую: Артур Ардавичус опережает оба отечественных экипажа Андрея Каргинова и Ильгизара Мардеева. Испанец Пеп Вила, представляющий IVECO, откатился на 11-ю строчку турнирной таблицы.
В автомобильном зачете быстрее всех 13-й «доп» проехал лидер генеральной классификации Стефан Петрансель. Его основной соперник Хуан Рома потерял около 25 минут, закопавшись в песок – продолжить движение испанцу помог его напарник по Team X-Raid Рикардо Лил дос Сантос. Теперь Рома отстает от Петраселя на 43 минуты. Третье место в общем зачете удерживает Жинель де Виллерс, а на четвертую строчку вышел Леонид Новицкий. Россиянин смог воспользоваться проблемами Робби Гордона, опередив американца на семь минут.
Пилот Hummer начал спецучасток с рекордной скоростью, однако на середине дистанции застрял на дюне. «Мы потеряли на этом минут 40 или 45, – рассказал Гордон в интервью официальному сайту «Дакара». http://www.dakar.com/dakar/2012/us/stag … s-all.html – За это время Стефан Петрансель нас обогнал, но мы все равно смогли настичь его. А потом моя машина совершила кувырок, мы поставили ее обратно на колеса и продолжили движение! На этом «допе» я хотел побить MINI с большим преимуществом – что ж, по крайней мере, мы получили удовольствие от гонки». Теперь Гордон занимает пятую строчку в «абсолюте».
Среди мотоциклистов лучшим стал португалец Элдер Родригес, на 47 секунд опередивший трехкратного победителя «Дакара» Сирила Депре. Бывший лидер двухколесного зачета Марк Кома остановился на 25-м километре из-за проблем с коробкой передач, однако вскоре возобновил движение. Тем не менее, механическая неисправность стоила испанцу 13 минут и потери первой позиции. После финиша «допа» к 11-минутному отставанию Комы от Депре прибавились 45 штрафных минут за замену двигателя: теперь Марк проигрывает Сирилу почти час. Занимающий третью позицию Элдер Родригес идет еще в 15 минутах позади.
Последний спецучасток «Дакара» продлится 29 километров и финиширует в столице Перу Лиме в воскресенье, 15 января.
В течение двух недель гонщики со всего мира соревновались в Южной Америке за победу в ралли-рейде «Дакар». Но увы, вместо честного соревнования на этот раз марафон запомнился скорее многочисленными скандалами, обвинениями в неспортивном поведении и подтасовке результатов. На четвертый год в Аргентине и Чили «Дакар» себя дискредитировал. То, что когда-то давно начиналось как испытание человека и техники, романтичное как по своей задумке, так и по воплощению, превратилось в сугубо коммерческое реалити-шоу, на которое год от года тратится все больше денег. А чем больше вложено средств, тем сильнее желание отбить инвестиции успешным результатом. На сей раз отличились все: и организаторы, и участники.
Мото-неразбериха «Дакар» начался худшим из возможных способов: на первом же спецучастке погиб мотоциклист Хорхе Андрес Мартинес Боэро. За два километра до финиша «допа» 38-летний пилот попал в аварию, а уже в медицинском вертолете, направлявшемся в больницу, врачи констатировали смерть пилота.
Конечно, покойный аргентинец стал далеко не первой жертвой «Дакара», и его смерть лишь в очередной раз подтвердила повышенную опасность пустынного марафона. Но вот что интересно – на официальном сайте ралли-рейда сообщение о гибели спортсмена появилось намного позже репортажей независимых южноамериканских СМИ, подробно освещавших инцидент.
Пресс-служба «Дакара» весьма изобретательно подошла к составлению некролога, указав, что Мартинес Боэро умер от «остановки сердца». Европейская пресса, привыкшая черпать новости из официальных источников, не раздумывая перепечатала это сообщение, косвенно убедив читателей, что пилот погиб из-за собственного плохого здоровья и нелепой случайности.
Между тем, PR-служба ралли-рейда умолчала о том, что у Боэро была проломлена грудная клетка, а также диагностирована черепно-мозговая травма, несовместимая с жизнью. Умер аргентинец действительно от остановки сердца – вот только произошло это далеко не так безобидно, как можно было подумать, прочитав скупой репортаж пресс-секретарей «Дакара». Казалось бы: в ралли-рейдах мотоциклисты гибнут чуть ли не каждый год, и очередная авария вряд ли станет для кого-то откровением. Тем не менее, излишне натуралистичные подробности травм покойного, теоретически, способны оттолкнуть некую часть потенциальных участников «Дакара», заставив их задуматься об опасностях пустынных гонок. А значит на следующий год организаторы не досчитаются энной суммы вступительных взносов от мотоциклистов-одиночек.
Пикантности ситуации добавляет место инцидента: Боэро погиб прямо перед финишем, всего в двух километрах от зачетной отметки. Смертельная авария не столь шокирует, когда происходит в безлюдной пустыне в многокилометровом отрыве от цивилизации, но когда фатальный инцидент случается, по сути, под носом у организаторов, это вызывает вопросы.
Если внимательно читать итоговые обзоры соревновательных дней «Дакара» на официальном сайте гонки, сложится впечатление, что Депре в одиночку противостоял армаде «наемников» Марка Комы, рисковавшей всем ради удобства своего лидера. Так, за все две недели марафона пресс-служба ралли-рейда ни разу не уточнила, выступает ли кто-то еще в паре с Депре – напротив, успехи Сирила преподносились как его личная заслуга.
Далеко не столь трагичный, однако не менее симптоматичный случай произошел на восьмом спецучастке гонки. После неожиданных для пустыни Атакама дождей трассу размыло в наименее предсказуемых местах: так, глубокая грязевая яма возникла уже на 11-м километре зачетной дистанции. Разумеется, узнать об этом препятствии заранее никто не мог, а потому пилоты подъезжали к опасному месту в абсолютном неведении. Открывавший прохождение спецучастка Марк Кома благополучно преодолел препятствие, а вот его основной противник Сирил Депре не удержал свой байк и завяз в грязи. Узнав об этом, судьи быстро скорректировали маршрут: в итоге, опасный участок достался только первым семерым мотоциклистам, а их преследователи поехали в объезд.
Француз потерял на своем перевороте более десяти минут, финишировав далеко позади Комы. Это означало убийство интриги мотоциклетного зачета, традиционно наиболее плотного на «Дакаре». И здесь администрация ралли-рейда принимает еще одно неоднозначное решение: компенсировать экипажам лидеров время, потраченное на преодоление грязевой ямы. Казалось бы, благородный поступок, однако выиграл от него один человек – француз Сирил Депре, в итоге одержавший свою четвертую победу на «Дакаре».
Победители двух самых престижных классов «Дакара»: мотоциклист Сирил Депре (слева) и автогонщик Стефан Петрансель (справа)
Дело Гордона В автомобильном зачете «Дакара» страсти полыхали еще сильнее. После ухода могучего концерна Volkswagen, выигрывавшего гонку за гонкой и спонсировавшего ралли-рейд на протяжении последних трех лет, фаворитом стала немецкая команда Team X-Raid. Частный гоночный коллектив получил карт-бланш от BMW на раскрутку марки MINI: тесное сотрудничество X-Raid с баварцами позволило конюшне выставить на старт сразу пять MINI и три BMW. Мало кто сомневался, что непобедимая армада одержит победу, а на острие атаки будет легенда «Дакара» – девятикратный (на момент начала гонки) победитель марафона Стефан Петрансель.
Однако легкой прогулки не получилось – пилоты Hummer Робби Гордон и Нассер Аль-Аттия навязали «Икс-Рейду» серьезную борьбу. Вскоре Аль-Аттия сошел с дистанции из-за технических проблем, а вот Гордон чувствовал себя все более уверенно: чем больше было типично «дакаровских» дюн и песка, тем быстрее становился его «Хаммер». Болельщики предвкушали зрелищную борьбу: американец потихоньку «откусывал» преимущество Петранселя, все ближе приближаясь к позиции лидера в генеральной классификации. И грянул гром.
Робби Гордон и его Hummer стали главными медиа-героями минувшего «Дакара»: американца обвиняли, хвалили и ненавидели.
По завершении девятого спецучастка технические комиссары решили проверить систему впуска «Хаммера» Робби Гордона и обнаружили несоответствие конструкции рестриктора регламенту гонки. По свидетельству самого Гордона, до этого спорный узел неоднократно проверялся теми же самыми комиссарами – и они ни разу не находили нарушений. Американец даже умудрился проехать с «нелегальным» рестриктором «Дакар»-2011, а также пройти предстартовые проверки марафона 2012 года в Мар-дель-Плате. А нарушение установили лишь тогда, когда Робби начал всерьез давить на Петранселя.
Гордона мгновенно дисквалифицировали, однако спортсмен подал апелляцию, добившись тем самым формального разрешения продолжить гонку. Протест гонщика будет рассмотрен только в феврале, но и без него Робби в итоге не смог вмешаться в борьбу за победу: американца подвел «зажим, стоивший не больше доллара», который привел к масштабным проблемам со сцеплением. Впрочем, эта неисправность стала бы ключевой только в случае открытого и напряженного противоборства «Хаммера» и «МИНИ», которого, увы, не случилось.
Вся вторая половина ралли-рейда прошла под знаком «Гордон против MINI и сочувствующих»: американец не скупился на откровенные интервью, а пресс-служба Team X-Raid начала распускать негативные слухи. В русскоязычном пресс-релизе не остановились даже перед оскорбительными высказываниями в адрес конкурента, а бездоказательные (в основном) утверждения были сформулированы столь замысловато, что у читателя могло сложиться четкое мнение: Гордон – мошенник.
«Поцелуйте меня в задницу!» – передал Робби Гордон администрации «Дакара» через журналистов Eurosport и показал всем тот самый рестриктор. В эфир итогового обзора этот видео-фрагмент, разумеется, не вошел.
В итоговом протоколе первая позиция досталась Стефану Петранселю, но при всем восхищении реальными заслугами французского гонщика зрителей «Дакара» не покидало ощущение предопределенности результата. Бесспорно, Петрансель – исключительный спортсмен. Но смог бы Стефан победить, если бы пилоты Hummer завершили «Дакар» без механических неполадок и споров с судьями?
КАМАЗ со товарищи Возможно, отечественные болельщики и смогли бы пережить бесконечные подозрения в мошенничестве с взаимными упреками участников «Дакара», если бы еще в одном скандале не оказалась замешана команда «КАМАЗ-Мастер».
Самое главное происшествие для «КАМАЗа» произошло на четвертом «допе» ралли-рейда. Аргентинский гонщик Маркос ди Пальма, управлявший «Тойотой» под номером 410, остановился (по его словам) в пустыне для того, чтобы помочь своему соотечественнику Норберто Фонтане. Как только пилот и его штурман отошли от автомобиля, в него на полном ходу врезался «КАМАЗ» Эдуарда Николаева. К чести россиянина, он предложил пострадавшим помощь: аргентинцы не отказались, попросив поставить их перевернутый внедорожник на колеса.
Тогда Николаев залез обратно в кабину и нажал особую кнопку, именую «иритраком» – эта кнопка, в частности, позволяет зафиксировать время, потраченное на оказание помощи кому-либо из участников. В дальнейшем эти минуты могут быть вычтены из итогового результата, но для этого экипаж должен был потратить весь замеренный интервал именно на помощь пострадавшим. Однако Николаев, Савостин и Рыбаков сначала поменяли собственное поврежденное переднее колесо, а когда эта работа была закончена, автомобиль ди Пальмы уже стоял на колесах – Маркосу помогли другие.
И здесь началось самое любопытное. После финиша спецучастка судьи оперативно (причем, по словам самого Якубова, без какого-либо запроса со стороны команды) вернули Эдуарду 11 с половиной минут, зафиксированных «иритраком». А Семен Якубов заявил журналистам следующее: «Пилот 410-го экипажа (ди Пальма – примечание «Мотора») полностью признал свою вину в произошедшем, еще раз заверив нас в том, что он готов принять все претензии «КАМАЗа», претендующего на место в группе лидеров грузового зачета».
Само по себе столкновение, в котором участвовал Эдуард Николаев, не было причиной для снятия экипажа с гонки: аварии в пыли случались и раньше. Формально россиянина дисквалифицировали за то, что он попытался выдать время, потраченное на обслуживание собственного грузовика, за помощь экипажу ди Пальмы. Однако Якубов утверждает, что прошение о компенсации времени экипаж не подавал. Поэтому оба решения судей - и о компенсации времени, и о последующей дисквалификации - вызывают недоумение.
На официальном сайте http://kamazmaster.ru/press-center/rall … s_568.html российской команды и вовсе появилось сообщение, в котором виновником произошедшего назвали ди Пальму. «На 267-м километре «допа» перед двигавшимся грузовиком Николаева в густом клубе пыли появились несколько внедорожников на большой скорости, – гласил репортаж. – Стандартная ситуация осложнилась неожиданным маневром обгоняемого джипа, который развернуло вследствие резкого торможения и вынесло в густом клубе пыли на траекторию движения грузовика. Российский пилот сделал все для того, чтобы избежать столкновения. Тем не менее, касания избежать не удалось и «камазовскому» экипажу пришлось остановиться, чтобы поставить опрокинувшийся внедорожник на колеса. Пострадавших во время аварии не было. Ошибка пилота джипа была настолько очевидна, что организаторы и спортивные комиссары вычли время, потраченное Николаевым на оказание помощи».
Возможно, на этом бы все и закончилось, однако добравшийся до финиша ди Пальма рассказал несколько отличавшуюся версию произошедшего, а главное – упомянул про замену колеса на «КАМАЗе». Сразу после этого судьи получили протест на свое же решение о компенсации времени (кто именно его подал – до сих пор не уточняется), и в результате последовавших разбирательств экипаж Эдуарда Николаева сняли с гонки за неспортивное поведение.
Победителем «Дакара» в грузовом зачете стал Жерар де Рой (справа) на IVECO, а следом за ним финишировал его напарник Ханс Стэйси. За исключением застрявшего на дюне Мики Биазона, пилоты голландской команды Team de Rooy избежали серьезных проблем и завоевали первое, второе, шестое и одиннадцатое места.
Оставшиеся в гонке экипажи «КАМАЗа» побороться за высокие места не могли: надежные в прошлом ярославские двигатели вдруг начали отказывать один за другим, а недостаток опыта новобранцев команды помешал им продемонстрировать стабильные результаты. Поэтому к концу «Дакара» в «абсолюте» сложилась неожиданная ситуация, когда клиент российской команды Артур Ардавичус, пилотирующий единственный «КАМАЗ» с американским мотором Cummins, оказался в турнирной таблице выше заводских пилотов Андрея Каргинова и Ильгизара Мардеева, двух уцелевших экипажей основного состава «КАМАЗ-Мастера».
«Артур – полноценный участник нашей команды. Возьмите хотя бы машину, «КАМАЗ» нами подготовлен и ему отдан, – заявил Якубов за день до финиша ралли-рейда. – У нас с ним договоренность: Артур проводит испытание двигателя в свете грядущих изменений регламента. Возможно, с толку сбивает то, что машина и форма его экипажа отличаются по цвету от остальных – это потому, что у него свой спонсор. Его поддерживают серьезные люди в Астане. Артур казахстанец, цвет его машины как у казахстанского флага. Но он такой же член нашей команды, как и все остальные».
Стоит отметить, что в 2011 году о подобной кооперации речи не шло: в официальный комментариях «КАМАЗ-Мастер» говорил исключительно о четырех своих грузовиках, не упоминая о занявшем восьмое место Ардавичусе. Не было подобных разговоров и до старта этого «Дакара». Опустил Семен Семенович Якубов, почему-то, и тот факт, что в стартовой ведомости прошедшего марафона коллектив Ардавичуса носит название Team Astana. Не иначе, зачисление Артура в «КАМАЗ-Мастер» произошло уже по ходу «Дакара»-2012…
Артур Ардавичус был главным героем «КАМАЗа» большую часть гонки: в отличие от заводских пилотов, казахстанец спокойно ехал в собственном темпе, по мере возможности оказывая давление на де Роя. Тем удивительней был демарш Ардавичуса незадолго до финиша гонки.
Оказавшись в непривычной для себя роли догоняющего, да еще и успевшего отметиться в скандале, «КАМАЗ» попытался попортить нервы своим противникам через прессу: после 12-го спецучастка пилотов IVECO обвинили в нарушении регламента – якобы у них подвеска имеет большие ходы, чем разрешено правилами. Удивительно и то, что в роли «разоблачителя» выступил не Якубов, а Артур Ардавичус, обладающий безукоризненной репутацией. Пилот предположил, что в отношения де Роя организаторы допускают определенные поблажки, однако подавать протест и добиваться его дисквалификации отказался. Но получилось это, в целом, неуклюже: внятных объяснений тому, зачем Артур вообще поднял эту тему, нет – ведь доказать свои обвинения он все равно не смог.
Были нарушения у голландца или нет – доподлинно неизвестно. Но для «КАМАЗ-Мастера» итог в любом случае вышел печальный: лишившись опытных гонщиков, российский коллектив резко потерял в скорости и стабильности, да еще и отметился в ненужных скандалах. А вот грамотно плести интриги челнинская команда пока не научилась – бороться с соперниками на трассе, а не в судейских комиссиях, для нее привычнее. Но что-то подсказывает, что без этих навыков побеждать в «Дакаре» будет все сложнее и сложнее.
Вместо послесловия Пока большие компании с большими амбициями выясняли отношения на южноамериканском континенте, в Африке почти незамеченным прошел рейд «Африка». Маршрут этого марафона соответствовал исторической дистанции исконного «Париж-Дакара», а участники обошлись без протестов, обвинений и дисквалификаций, получив удовольствие от гонки по пустыне Сахара. Дело основателя ралли-рейда Тьерри Сабина живет. Но к сожалению, к нынешним действующим лицам «Дакара» оно отношения уже не имеет.
Эдуард Николаев: «А до КамАЗа я ездил на картинге» "Тюменские известия", Тюмень,Андрей Решетов
Фото: РИА Новости
Пилот команды «КамАЗ-Мастер» Эдуард Николаев верен своей технике до последнего. Тому самому боевому «КамАЗу», который в январе покорял песчаные дюны «Дакара» в пустынях Южной Америки
Даже в Тюмень на встречу со студентами нефтегаза он приехал на грузовике, который, если верить народному фольклору, не боится ни грязи, ни чего-то другого.
Да! На том самом боевом «КамАЗе», который в январе покорял песчаные дюны «Дакара» в пустынях Южной Америки. Из Набережных Челнов до Тюмени Эдуард вместе с экипажем добирался два дня. «Ехали по правилам, не нарушали!» — улыбаясь, говорит Николаев.
Известный раллийный гонщик посетил Тюмень в четверг, 29 марта. Встреча с Николаевым состоялась в Институте транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета. Десятитонный спортивный грузовик, раскрашенный в знаменитые синие цвета, был припаркован прямо возле крыльца вуза.
Эдуарда Николаева студенты долгое время «разрывали» на фотографии и автографы. А после этого состоялась лекция в одной из аудиторий.
Здесь мастер спорта международного класса, бронзовый призер «Дакар-2011», чемпион ралли «Шелковый путь» рассказал о себе и своей команде. Беседа шла бурно. Молодежь из транспортного вуза активно интересовалась не только спортивными успехами, но и особенностями конструкции гоночного грузовика.
Собравшихся совсем не пугали такие слова, как балансир коленчатого вала, шестерни распредвала и прочие технические детали, в которые активно вдавался Николаев.
— Эдуард, скажите, в Тюмень приехала действительно та самая боевая машина, которая покоряла дюны «Дакара», или это какой-то резервный автомобиль? — Самый настоящий гоночный «КамАЗ», правда, не мой. Это машина известного пилота Ильгизара Мардеева. В прошлом году он занял на ней четвертое место в «Дакаре», в нынешнем — пятое. Моя машина сейчас на ремонте, находится в разобранном состоянии. Ее готовят к чемпионату России.
— Как добирались до Тюмени? Как реагируют на автомобиль на дороге? — Ехали два дня из Набережных Челнов. Расстояние примерно 1200 километров. Другие водители посматривают на грузовик с уважением. В городе даже пропускают на красный сигнал светофора. Вся дорога прошла без приключений, сотрудники ГИБДД не беспокоили. Остановили только на вашем посту перед въездом в город. И то из любопытства. Дальше также своим ходом поедем в Воронеж.
— Расскажите о машине. Насколько она похожа на обычный грузовик? — Самый частый вопрос: а что в этой машине осталось от серийного «КамАЗа»? Конечно, это не тот автомобиль, что сходит с конвейера завода. Мы все понимаем, что если прыгнуть с бархана на обычном «КамАЗе», то он сломается пополам. Он специально дорабатывается, тестируется, меняются и укрепляются все основные узлы. Разгон до сотни составляет девять секунд. Максимальная скорость — 180 километров в час. Расход топлива примерно 90-100 литров на сотню.
— В кабине есть какие-то удобства — кондиционер, музыка, прочее оборудование? — Есть магнитола, но каждый пилот устанавливает ее по своему желанию. В моей машине, например, ее нет. Что касается климатического оборудования, то оно в раллийных условиях просто не выживает. В нынешнем году мы попытались поставить какую-то военную модель кондиционера, но даже он не справился с огромной пылью и жарой. Вышел из строя через пару дней.
— Как же переносят эти условия пилоты, если даже приборы из железа «умирают» в пути? — Большие нагрузки приходятся на позвоночник. Постоянная тряска, автомобиль прыгает по дюнам и барханам. Спина — самое больное место у пилота, часто бывают травмы. Мы много занимаемся в спортзале, создаем так называемый мышечный скелет, чтобы позвоночник меньше страдал. После первых поездок в кабине, конечно, все болит и ноет. Аж до слез! Но потом привыкаешь. Да и подвеска с каждым годом у нашего болида становится все лучше.
— Как стали пилотом команды «КамАЗ-мастер»? — У меня отец семикратный чемпион России по кроссу на багги. Я долгое время занимался картингом. Это основа автомобильного спорта. После одной из гонок, где я победил, состоялся разговор с руководством команды «КамАЗ-мастер». Предложили управлять гоночным грузовиком. Так я и пересел с карта, где едешь в четырех сантиметрах от земли, в кабину «КамАЗа», располагающуюся на двухметровой высоте.
— Сколько «Дакаров» вы прошли? — Езжу с 2006 года. Сначала в качестве механика, последние два года — пилотом. Был и в Африке, и в Южной Америке. Везде по-своему интересно. В прошлом году занял третье место. В нынешнем не смог финишировать, в довольно спорной ситуации судьи меня дисквалифицировали. Цель впереди только одна — победа на «Дакаре».
— Совсем недавно в команде «КамАЗ-мастер» произошла смена поколений. Закончили карьеру ее ведущие пилоты — Владимир Чагин, Фирдаус Кабиров. Сложно поддерживать планку, заданную этими людьми? — Конечно. Нас всегда сравнивают. Но это все равно когда-нибудь произошло бы, так что ничего страшного. К тому же Чагин и Кабиров не совсем ушли из команды. Просто они перестали быть пилотами, но всегда находятся рядом с нами, подсказывают, помогают.
— На каком автомобиле ездите вне трассы, в жизни? — ВАЗ-21113 (смеется). Доверяем только своей российской технике!