Русский Ирак Удивительные признания представителей американской администрации, а также кадры обстрела колонны российских дипломатов. Секретные данные о реальном нефтяном потенциале Ирака и противостояние спецслужб великих держав в битве за Ирак. Ответ на вопрос, кто заказал убийство специалистов из РФ, сенсационное интервью офицера личной охраны Саддама Хусейна и данные о том, сколько на самом деле потеряла Россия в Ираке. Обо всем этом фильм Александра Минакова Выпуск: 2004, Россия,«ЗАО-Телеком», «Совершенно секретно» Режиссер: Денис Трофимов
Ирак: перетягивание «нефтяного каната» 02.12.2011 Автор: Виктор Михин
По мере приближения конца года, когда США выведут свои войска из Ирака и полностью передадут бразды правления иракцам, начинает ожесточаться борьба за власть и, соответственно, финансовыми потоками между различными группировками и кланами страны. В первую очередь это касается основного богатства - нефти и огромных доходов от нее, распределение которых вызывает постоянные споры между центральным правительством Багдада и руководством Иракского Курдистана. В центре этих споров оказались международные нефтяные гиганты, которым приходится искусно лавировать, чтобы не потерять уже завоеванные позиции.
В этой связи подобная история приключилась с компанией Royal Dutch Shell, которая отказалась от участия в нефтяных проектах в Иракском Курдистане. Причина отказа от весьма перспективных сделок, как прямо написала газета Financial Times, - позиция центральных иракских властей. «Из-за разногласий между региональным правительством Иракского Курдистана, пользующегося широкой автономией, и центральным правительством Ирака в Багдаде нефтяные компании, инвестирующие в месторождения Курдистана, лишены возможности принимать участие в нефтяных проектах на юге страны», - пояснила газета.
Компания приостановила переговоры с курдскими властями, чтобы сохранить свое весьма прибыльное присутствие в Южном Ираке. Royal Dutch Shell вместе с ExxonMobil и Oil Exploration Company of Iraq разрабатывает там огромное месторождение «Западная Курна-1», и ее руководство не хочет терять этот весьма выгодный контракт. По оценкам специалистов, "Западная Курна-1" обладает запасами в 8,7 млрд. баррелей нефти. Доли партнеров в консорциуме распределились в следующем порядке: ExxonMobil - 60%, Royal Dutch Shell - 15%, иракская сторона - 25% участия. Срок действия договора рассчитан на 20 лет с возможностью его продления еще на 5 лет. «Мы считаем, что в рамках подписанного контракта добыча нефти на месторождении будет доведена с нынешних 370 тыс. баррелей в сутки до 2,325 млн.» - прокомментировал представитель Министерства нефти Ирака Ассем Джихад.
Более того, компания в течение года вела переговоры о подписании контракта на газовое месторождение на юге страны стоимостью более 17 млрд. долл. И, наконец, агентство Reuters сообщило 27 ноября, что «правительство Ирака заключило с Royal Dutch Shell и Mitsubishi сделку по совместной добыче газа на 17 млрд. долл.». Торжественная церемония подписания соглашения прошла в Багдаде, и в ней приняли участие министр нефтяной промышленности Ирака Абдул Карим Луаиби и главный управляющий директор Royal Dutch Shell Петер Возер. Сделка, рассчитанная на 25 лет, даст двум компаниям доступ к газовым месторождениям на юге страны - Румайла, Зубайр и Западная Курна. С этой целью стороны создадут совместное предприятие Basra Gas Co, в котором иракское правительство получит 51%, Royal Dutch Shell - 44% и Mitsubishi - 5%. Стороны объявили о намерении заключить сделку еще год назад, однако подписать договор удалось только несколько дней тому назад, и, видимо, это стало наградой нефтяному консорциуму за его «правильное» поведение в Курдистане.
Если в какой-то мере «конфликт» с Royal Dutch Shell разрешился в пользу Багдада и центральное правительство может записать в свой актив позитив, то не все так просто с другим нефтяным гигантом - ExxonMobil. Региональное правительство Иракского Курдистана сообщило, что эта американская нефтегазовая корпорация стала первой транснациональной корпорацией, получившей крупный контракт на разведку нефти в Иракском Курдистане. Советник регионального правительства по связям с общественностью Майкл Ховард в интервью Financial Times заявил: "Курдское региональное правительство ведет переговоры с крупнейшими международными компаниями уже несколько месяцев. Результатом этих переговоров стало подписание с ExxonMobil контрактов на геологоразведочные работы на шести блоках". Детали соглашения не сообщаются, но, по неофициальным данным, компания может получить 20% в проекте по разработке крупного перспективного месторождения Шайхан, запасы которого оцениваются в 5-10 млрд. баррелей. Но некоторые блоки, например, Бaeсхикан и Кара-Тепе, расположенные вблизи городов Мосул и Киркук, находятся, по мнению Багдада, на спорных территориях.
Соглашение курдов с ExxonMobil моментально вызвало жесткую и резкую критику со стороны Багдадского правительства, заявившего, что соглашение подписано до того, как центральные власти и Эрбиль окончательно выработали правила ведения переговоров, подписания и согласования контрактов с нефтегазовыми компаниями, желающими добывать углеводороды в курдских районах страны. По словам пресс-службы вице-премьера по энергетике Ирака Хусейна аш-Шахристани, Министерство нефти поставило американскую компанию в известность о своих претензиях, срочно отправив ей соответствующее письмо с претензиями. Интересно, что такое же письмо компании отправил и премьер-министр Нури аль-Малики.
Одновременно в адрес компании пошли угрозы лишить ее права работать на юге страны. Англо-голландская Royal Dutch Shell может заменить ExxonMobil в проекте разработки месторождения Западная Курна-1 в случае, если будет принято решение о прекращении сотрудничества с американской компанией, сообщил The Wall Street Journal со ссылкой на заявление главы отдела лицензирования министерства нефти Ирака Абдула Махди аль-Амиди. "У нас есть много вариантов. Возможно, что Shell, или любая другая компания, может заменить Exxon в проекте разработки Западной Курны-1. Принять решение о прекращении контракта Западная Курна-1 юридически не сложно, и министр может принять такое решение хоть завтра, но мы не хотим спешить, - пояснил А.аль-Амиди. - Мы хотим сделать нашу позицию очень понятной для всех и на правовой прочной основе, в соответствии с условиями договора».
Не осталась в стороне и курдская сторона. Премьер-министр Курдистана Бархам Салех заявил, что при разработке и продаже нефти курдские власти строго следуют положениям иракской конституции. "Мы соблюдаем положения конституции Ирака, все предпринимаемые нами шаги являются законными и конституционными". Министр природных ресурсов Ашти Хаврами пошел еще дальше, заявив, что в настоящий момент курдское региональное правительство ведет переговоры сразу с несколькими зарубежными компаниями, желающими заниматься разведкой и добычей нефти в курдских районах Ирака. По неофициальным данным, следующий крупный контракт в Иракском Курдистане может получить другая американская корпорация - Chevron. Эти заявления были сделаны в ходе только что прошедшей международной конференции по нефти и газу в Эрбиле. Как сообщает курдское информационное агентство AK News, в конференции принимали участие сотни представителей нефтегазовых компаний со всего мира.
До этого в Багдаде работала курдская делегация во главе с премьер-министром Бахрамом Ахметом Салихом. Она добивалась ответа на вопрос, когда же будут реализованы положения Конституции и Эрбильские договоренности (о разделе власти), которые обеспечили бы выход из конституционного кризиса после выборов 2008 г., когда правительство не могли сформировать в течение 10 месяцев. Эти договоренности касаются всех сторон: шиитов, курдов и суннитов, поскольку закрепляли компромисс, на базе которого было сформировано второе правительство Нури аль-Малики. Этот вопрос был адресован как премьер-министру, лидеру шиитского блока, так и спикеру парламента Усаме Нуджаифи, который представляет преимущественно суннитскую "Иракию". Курды потребовали выполнения Конституции, настаивая, что в противном случае они имеют право на полную независимость, что зафиксировано в преамбуле к Конституции. Это был бы самый сложный и непредсказуемый вариант развития ситуации, но альтернативой ему может стать утрата реальной автономии и всех плодов борьбы против режима Саддама Хусейна. «Иракскому Курдистану, - отмечает французская Liberation, - приходится держать порох сухим, поскольку борьба за собственную государственность еще не закончилась».
Но на этом пути возникли существенные сложности и, по сути, идет пробуксовка. До сих пор не реализованы положения Конституции, предполагающие решение проблемы спорных районов (ст.140), что касается не только Курдистана, но и других районов страны. Не найдено решения по интеграции пешмерга (местной национальной гвардии) в структуру вооруженных сил Ирака, не решены вопросы, регулирующие освоение, эксплуатацию природных богатств и распределения доходов от них. Причем курдам противостоят не только шииты, но и сунниты, которые, казалось бы, должны быть заинтересованы в развитии федерализма.
И все же медленно, трудно, но процесс переговоров и согласования позиций происходит. Как сообщила иракская пресса, по итогам встреч Бархама Салеха с премьер-министром Нури аль-Малики были созданы комитеты по статье 140 Конституции (о спорных районах), по статусу сил пешмерга и по закону о нефти и газе. На встрече было решено, что до 31 декабря 2011 г. будут либо внесены согласованные поправки в законопроект об углеводородах, либо законопроект будет принят в редакции 2007 г.
Скорее всего, отмечают специалисты, стороны сойдутся на старой редакции законопроекта, которая была в свое время согласована и устраивает региональные власти, поскольку время уходит, и нет возможности согласовать позиции. Никто не хочет настоящей конфронтации, и никто не хочет проливать кровь. Хотя арабы довольно часто говорят, что где нефть, там и кровь.
Несмотря на все заверения в том, что в скором времени США выведут свои войска с иракской территории, Пентагон все чаще высказывает сомнения по поводу целесообразности такого действия. Он не уверен также и в том, что иракское правительство сможет поддерживать порядок в стране и должным образом противостоять экстремистским группировкам. Некоторые американские политики уверены в том, что армия Ирака не готова к самостоятельной своей защите. Об этом свидетельствует и недавнее покушение на Касима Фахдави, совершенное во время его поездки в Багдад. И хотя сам губернатор не пострадал, однако три его охранника были ранены. Вскоре Фахдави заявил о том, что, в отличие от предыдущих покушений со стороны Аль-Каиды, это было совершено его бывшими союзниками, не желающими лучшего будущего для Ирака.
Это происшествие является прямым доказательством того, что жестокая кровопролитная война, которая терзала Ирак всего несколько лет назад, может повториться. Только в этот раз обойдется без войск США, которые смогли бы оказать значительную помощь.
До заявления Барака Обамы о выводе войск с территории иракского государства Минобороны США планировало оставить на иракской территории 15 тысяч военных, на которые была бы возложена ответственность за дальнейшее обучение иракских солдат, обеспечение воздушной защиты, а также поддержание материально-технической базы иракской армии.
А Стюарт Боуэн высказал убеждение, что Ирак имеет большие проблемы с противовоздушной и пограничной обороной, имеет несовершенную систему снабжения и столкнется с трудностями в процессе обороны государства в случае вывода американских войск. Он также заявил, что иракское правительство неизбежно окажется перед проблемой замены структур американской системы обеспечения, разведки и противовоздушной обороны своими подобными структурами.
По словам Боуэна, американские тренеры добились больших успехов при подготовке профессионалов для армии Ирака, однако управление материально-технической составляющей является одной из наиболее уязвимых позиций иракских спецслужб.
Представитель Совета нацбезопасности Томми Витор отметил, что в подготовке иракской армии все еще существуют определенные недоработки, а также и то, что в американском правительстве осталось довольно большое количество приверженцев продолжения американской миссии в Ираке после окончания 2011 года. А буквально месяц назад иракский премьер-министр Нури аль-Малики заявил о начале переговоров между правительствами США и Ирака по поводу подготовки иракской армии после окончания текущего года.
Однако присутствие американских войск необходимо не только для защиты иракского государства от внешних врагов. На данный момент в стране довольно обострена религиозная ситуация. А лидеры государства, вместо того чтобы способствовать урегулированию религиозных конфликтов, наоборот, пытаются их разжечь. По крайней мере, об этом свидетельствуют их действия. За последнее время в стране принимаются все новые и новые меры, направленные против баасистов. После свержения режима Хусейна, представителей Баас стало намного меньше, однако они не погибли, а перебрались в соседние страны. Основная же их часть осталась в Ираке. Последние недели были ознаменованы большим количеством арестов баасистов (суннитов). А поскольку большая часть иракского правительства - шииты, то подобные действия больше похожи на тотальную охоту на ведьм.
Кроме того, в этот межрелигиозный конфликт могут легко вступить Саудовская Аравия и Иран. Об этом свидетельствуют некоторые признаки подготовки двух региональных тяжеловесов к вооруженным столкновениям на иракской территории после вывода оттуда американских войск.
Понятное дело, что в случае разжигания этого конфликта та небольшая часть американских военнослужащих, которые останутся в Ираке, попадут на линию огня. Месяц назад один из представителей духовенства Муктада аб-Садр сделал резкое заявление о том, что американцы – это оккупанты, с которыми необходимо бороться. И это не пустые слова, угроза реальна, стоит только вспомнить о кровавых нападениях на американских солдат армией Махди.
Также аб-Садр и его сторонники поддержали правительство аль-Малики в его арестах суннитов, что, в свою очередь, спровоцировало довольно резкий ответ последних. Суннитские лидеры призывают к созданию автономного региона, состоящего из Саллахадина, Ниневии и Анбара. Конечно же, правительству Ирака это не понравилось, оно обвинило суннитов в попытках ослабить власть центра.
Но если все-таки этот автономный регион будет создан, то фактически произойдет религиозный раскол внутри страны. И тогда уже ничто не помешает иранским шиитам и аравийским суннитам усиленно поддерживать «своих» на территории Ирака. А один из иракских чиновников даже заявил о том, что видел документы, которые прямо указывают на начало финансирования иракских суннитов Саудовской Аравией.
Не стоит говорить о том, что даже малейшая попытка Аравии усилить свои позиции никак не смогут устроить Иран, правительство которого имеет обширные связи с иракским правительством и лидерами боевиков.
Аналитики утверждают, что Вашингтон имел шанс удержать иранское влияние, однако был очень занят поисками выхода, и как результат – зависимость правительства аль-Малики от Ирана. И все это больше похоже не на поддержку, а на начало второй оккупации иракского государства.
За полтора месяца до вторжения в Ирак, 19 азара – марта 2003 года - тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл как-то сказал по поводу антииракской военной кампании, маховик которой был уже раскручен: «Успех вторжения может в корне изменить регион. Позитивно. И прежде всего в интересах Америки».
Ключевое слово – «американские интересы». В мае того же года ближневосточный вояж министра привел его в Дамаск. Через три недели после оккупации Багдада администрация Джорджа Буша-младшего решилась объясниться с руководством Дамаска, энергично возражавшего против иностранной интервенции в суверенное арабское государство. Пауэлл представил режиму три просьбы, более напоминавшие требования, связанные с Ираком, Палестиной и Ливаном. Мнение Дамаска интересовало госсекретаря менее всего. Главным для него было довести до молодого сирийского президента «американское видение Ирака после свержения режима Саддама Хусейна».
Дни были воистину драматические. Американцев в регионе не жаловали: арабские столицы не могли им простить тесные, почти на уровне дружественных, отношения с Тегераном. Но Пауэлл резвым челноком сновал между Дамаском и Вашингтоном: надо было убедить сирийцев в верности «изображения иракской пост-саддамовской жизни», которую администрация Буша начертала на политической карте региона».
Цель – сделать все возможное, чтобы Сирия, упаси Бог, не стала союзником начинавшегося в Междуречье вооруженного сопротивления. А поднимались иракцы и на западе, и на востоке, и на юге. К тому же у Дамаска был еще один козырь, из-за которого держава не постыдилась бы и шляпу снять перед Башаром – военное и политическое содружество с Ираном. Только с этих позиций можно было как-то обескровить ливанскую «Хезболлу», или, если повезет, вообще ее ликвидировать. Эксперты из команды Буша убеждали его в том, что это немыслимо. «Партия Аллаха» пустила глубокие корни и в регионе, и в душах правоверных шиитов всего мира. Ирана тем более. «Шейх Насрулла и Тегеран несокрушимы», убеждал Буша один из его советников-востоковедов по вопросам безопасности. Но президент сам себе внушал радужные надежды. Такие же, как и более поздняя идея «Большого Ближнего Востока».
Строптивый Саддам Хусейн очень мешал Бушу по-своему раскроить регион и, как тот надеялся, сдвинуть с мертвой точки забуксовавший ближневосточный мирный процесс. Для чего и была запущена «дорожная карта», и подавалась она исключительно как американская инициатива. С ее помощью наивные американцы рассчитывали положить конец палестино-израильскому противостоянию. Исподволь на Дамаск оказывалось ощутимое давление, Башара подвигали к решительным действиям по искоренению таких «зловредных ястребиных движений», как ХАМАС и Джихад.
Наезды Пауэлла в регион и прочие усилия оказались тщетными. Асада прогнуть не удалось, что привело Дамаск и Вашингтон на грань столкновения. В точности повторилась история 1970 года, когда сирийцы ввели войска в Иорданию, где разгоралась нешуточная война между монархом и палестинцами, которых он по доброте душевной приютил после июньской войны 1967 года. Кровавый месяц противостояния вошел в историю Ближнего Востока под названием «черный сентябрь». Региональный кризис обрел масштабы международного. Режим Салаха аль-Джадида пал, свергнутый военным переворотом, руководимым бригадным генералом Хафезом Асадом. Серьезная стычка с американцами сразу же убедила тех в том, что этот бравый офицер из династии алаувитов им не по зубам.
Мне представляется, что к Ираку подбирались давно. И не в последнюю очередь, чтобы пресечь сирийское военное присутствие в ливанской долине Бекаа с 1976 года. Которое, по оценкам американских военных экспертов, дестабилизировало политическую ситуацию в стране. Интервенция в Ирак должна была устрашить молодого Асада и убедить его в том, что политика и дипломатия в нынешние времена вытесняются военным сценарием, то есть – «единственно верным решением».
Убежден, что и самому Бушу «военная опция» вскружила голову, как некая панацея. Однако он просчитался. Иракское вооруженное сопротивление колониальной администрации спутало все карты. Нарастая, оно захватывало и суннитский центр, и шиитский юг, и курдский север. В него, как притоки в полноводную реку, вливались воюющие политические движения и партии. От недобитой БААС, до Армии Махди и боевых группировок «Недремлющие».
Масштабы содеянного всех потрясли: американцы развязали гражданскую войну, перекинувшуюся через границы: до сих пор Междуречье оказывает политическое влияние, скорее – давление на все, чем живет регион.
Сейчас, когда предельно обострилось американо-иранское противостояние, Вашингтон лишается надежного посредника и партнера – режим Асада, сотрясаемого революциями. Уходить из Ирака придется, но американцы будут медлить и медлить, пока у всех у нас не создастся впечатление «вечности оккупации». Протянуть открыто руку Башару Асаду Вашингтон не решается. Уйти из Ирака, потеряв надежный тыл в Стране Шам – чревато серьезными политическими последствиями. И вот сообщение: США отказываются воздействовать на Дамаск, так сказать, умывают руки. Есть и иной подтекст: Асада не одолеть, складывайте оружие, ребята. Все тщетно. Послушается ли оппозиция?
Перспективы для Междуречья в обозримом будущем печальны и драматичны. Желающих уступить и оставить позиции, нет. У каждого свои и жизненные, и стратегические интересы. И каждый стоит насмерть… А Ирак будет разваливаться под ударами конфессиональных войн, при дележе национального достояния и, главное – при распределении министерских портфелей.
Когда это произойдет – уже, надеюсь, без американского военного присутствия – тогда регион получит новую предпосылку для вспышки затухающей гражданской войны. И не только халдеям придется подумать об исходе. В арабской печати, кстати, уже мелькают тревожные заголовки: «Арабы бегут из Ирака. В никуда».
Исход американцев будет происходить уже в совсем другом регионе, чем тот, в который вторгались их бронетанковые колонны в месяце азар 2003 года. У них за спиной остается очень непредсказуемая и не спокойная общность – исламисты. С их влиянием в регионе не может сравниться никто. Исламское братство обязательно совьет гнездо и в Ираке: фундаменталистов, особенно салафистское движение, очень огорчают нынешние марионеточные власти в Багдаде, о которых говорят «непонятно, какого они роду-племени и вероисповедания».
Сейчас многие американские политологи порицают прежние администрации, развязавшие войну в Ираке, и погрузившие и Междуречье, и Америку в непролазную трясину.
Все меньше надежд остается на восстановление страны из руин, на национальное примирение, ликвидацию конфессионального раскола и экономическое ваозрождение.
«Путь наш во мраке», невесело шутят мои собеседники иракцы.
Политолог Игорь Коротченко: «Уходя из Ирака, США остаются там»
Войска США, покинув Ирак, закончили почти девятилетнее присутствие в этой стране. В Иракской войне погибли более 4000 американских военных. Число документально подтверждённых жертв среди мирного населения – от 100 до 120 тысяч.
Результаты войны в Ираке комментирует главный редактор журнала «Национальная оборона», член общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко.
– Американцы, вторгаясь в Ирак, не просчитывали долгосрочных военно-политических последствий этого решения.
Агрессия в Ирак была «мэйнстримом», преобладающим направлением американской внешней политики того времени.
Но во многом она была основана на личной неприязни к режиму Саддама Хусейна со стороны Буша-младшего. Он хотел реализовать комплекс мер, связанных с тем, чтобы лишить Ирак его геополитического статуса как одного из влиятельных игроков в регионе, это с одной стороны.
С другой стороны, здесь решались чисто экономические вопросы. Надо учитывать то, что в администрации Буша-младшего было достаточно много ключевых фигур, связанных с крупным нефтяным бизнесом в США. Поэтому часть из них были прямо аффилированы с рядом фирм, часть опосредованно.
Поэтому можно говорить, что здесь произошло совпадение нескольких групп интересов. В результате чего по совершенно надуманному предлогу произошло вторжение в Ирак.
Примечательно, что все те обвинения Саддама, которые были выдвинуты как оправдания для агрессии и свержения законного правительства (как бы мы ни относились к Саддаму Хусейну, он всё-таки был законным лидером), рассыпались.
Выяснилось, что ни оружие массового поражения Ирак не производил, ни поддержку «Аль-Каиды» не осуществлял.
Никаких доказательных свидетельств обвинений, выдвинутых Вашингтоном в адрес Саддама, не нашлось.
Но увязнув в Ираке, американцы постарались, по крайней мере, во многом переформатировать эту страну. Однако удалось им это не полностью.
Страна по-прежнему нестабильна. Произошёл всплеск террористической активности. Как со стороны повстанческих группировок, так и со стороны террористических группировок. То есть рухнула система сдержек и противовесов, которая существовала в прежнем баасийском Ираке.
В результате американцы получили страну, раздираемую внутренними противоречиями. Устроенную по клановому принципу управления. И самое главное – абсолютно непредсказуемую в своём дальнейшем развитии.
Американцы из Ирака ушли как по политическим, так и по военным соображениям.
Но добиться основной цели – создать стабильный проамериканский режим, который мог бы самостоятельно контролировать ситуацию и иметь свою армию и органы безопасности, – США так и не смогли.
Потому, думаю, впереди Ирак могут ожидать смута, хаос, а возможно, даже территориальный распад.
Для американцев будет важно переложить теперь тяжесть борьбы с вооружённой оппозицией, которая борется с официальным Багдадом, на частные военные компании.
Поэтому мы увидим элементы современного наёмничества. США будут нанимать частные структуры, которые фактически представляют собой наёмные армии для решения вопросов безопасности в Ираке. Это охрана определённых городов, районов добычи нефти и газа, конвоирование грузов.
То есть задачи, которые по идее должно решать иракское государство, ввиду его несостоятельности будут решать частные военные компании, которые будут за это получать свой кусок иракского нефтяного пирога.
Уход США из Ирака – на самом деле просто смена тактики. Американцам гораздо выгоднее решать те же самые задачи, переложив формально их на негосударственные структуры, чем нести политические и военные риски, сохраняя военное присутствие в Ираке.
Потом, не надо забывать, что у Обамы впереди выборы. Для него важно заручаться голосами избирателей. Поскольку войны, как в Ираке, так и в Афганистане, крайне непопулярны в американском общественном мнении, и проводится такая подмена понятий.
Уходя в военном отношении, в военно-политическом плане американцы тем не менее остаются в Ираке. Контролируя все ключевые сферы национальной безопасности и национальной экономики этой страны.
Будет свёрнуто формальное американское присутствие, останутся военные советники, полторы сотни инструкторов. Но непосредственно тяжесть боевых действий теперь ляжет на иракскую армию.
Что касается вооружений и военной техники, явно избыточных, я думаю, что будут осуществляться её трансферты в виде безвозмездной военно-технической помощи в страны постсоветского пространства. С тем чтобы в дальнейшем привязать их к себе переходом на натовские стандарты и мотивировать в дальнейшем развитие уже коммерческих отношений по закупке техники, запчастей и так далее.
Очевидно, часть военной техники будет передана проамериканским режимам в зоне Персидского залива. Большая часть техники останется у вооружённых сил Ирака.
В общем, американскому военному имуществу найдут применение.
Ирак. Развал СССР, оккупация, исход, армия Госдепа США: нет мира под оливами "Dar Al-Hayat", Ливан,Мустафа Зейн
После развала СССР и до сегодняшнего дня мир так и не пришел в измученную блокадой и растерзанную войной страну. Вооруженная интервенция сил коалиции во главе с Соединенными Штатами, исход. Место боевых войсковых соединений оккупантов занимает армия Государственного департамента США. Госдеп есть, а мира под оливами нет. Как и не было. При Советском Союзе соблюдался баланс сил и, по крайней мере, «худой мир».
Исход из Ирака не был американским выбором. Это вынужденная мера. К тому же, лукавая. Мы не знаем всех тонкостей заключенного в середине первой декады нынешнего столетия секретного Соглашения по безопасности между США и марионеточным правительством Багдада.
Что скрывать: в конце восьмидесятых прошлого века все мы верили в то, что с гибелью советской империи – по-другому и не скажешь, ибо великую державу развалили изнутри умышленно, своенравно и своевольно – Америка нам поможет, установив наконец прочный и всеобъемлющий мир в нашем клокочущем и изрыгающем лаву регионе. «Холодная война» завершилась. Рассчитывать было не на кого. Восточная Европа недолго печалилась по «старшему брату» и, быстро сбросив оцепенение, заспешила в западный лагерь.
Главное – США обещали справиться в одиночку с внутренними конфликтами и усобицами, которые изнуряли и обескровливали арабскую умму. Эксперты предостерегали, что Штаты могут вести в регионе свои войны, но мы прикрывали на это глаза, полагая, что они же смогут и сдерживать их. Не давая перетекать через границы и выливаться во всеобъемлющее противостояние. Так и вышло. Боснийская война. Вторжение в Ирак и Афганистан, война на юге Ливана, военные кампании израильтян против сектора Газа.
Забыли поговорку: аппетит приходит во время еды. Американская военная сила разгулялась по просторам Ближнего и Среднего Востока. И все же Штатам кое-что удалось: они делали все возможное, пускаясь наперегонки со временем, чтобы удержать в своих объятиях региональных союзников и не дать им прислониться к восходящим державам – России и Китаю.
Ирак был и остается страной, более всех других желающей соскочить с американской орбиты. Девять лет оккупации не укротили строптивцев. Разоренная войной, расколотая этническими распрями страна, которую американцы оставляют после себя, никого не образумила и не заставила искать помощи и опоры на стороне. Разлом будет углубляться, если учесть, на каком региональном фоне он происходит. С юга и из центра уже раздаются призывы к образованию независимых федеральных провинций по модели Иракского Курдистана.
Президент Ирака Джалал Талабани направил на рассмотрение в парламент карту с новыми границами, рассекающими страну на провинции. Она была отвергнута всеми политическими силами и движениями. Любопытно, что появление на свет «нового административного деления Междуречья» совпало по времени с началом исхода из Ирака оккупационных сил. На багдадских базарах поговаривают, что идею нашептали, уходя, американцы: какой колонизатор не мечтает разделять и властвовать. Сук (базар, рынок) на Востоке – издревле самый достоверный источник информации.
Все верно. Дело в том, что «сиятельные американцы»: от самого президента Обамы до его министра обороны Леона Панетты, включая, разумеется, весь Государственный департамент, судя по их высказываниям, вовсе не собираются покидать Ирак. А как еще расценить столь частые заявления главы администрации, что исход - это всего лишь исход. Но не окончательный уход. Одну «федеративную идейку» в виде скрытно подведенной под зыбкие межрелигиозные отношения противотанковой мины американцы уже оставили. Время пошло. Тиканье упрятанного в песках фугаса не слышно…
Армия Госдепа занимает позиции, оставленные после оккупации войсками той самой войны, которую Обама назвал «бессмысленной и нелогичной». Вашингтон останется на игровом поле, помогая «слабому шахматисту» удерживать позицию и проводя его по минному полю к заветному ферзю. И чтобы уберечь его от любой иностранной агрессии, уточняют в госдепе. А он сильней и эффективней, чем армия: сотрудники внешнеполитического ведомства обладают дипломатической неприкосновенностью. В чем нас убеждает та легкость, с какой проходили подготовка и отправка первых войсковых подразделений американцев в Кувейт. Только представьте: более шестнадцати тысяч «госслужащих» в посольстве США в Багдаде! А какой штат внутрипосольского «офиса по координации мер безопасности» и его филиалов, разбросанных по всем провинциям Ирака, не ведомо никому. Добавьте к этому многочисленных армейских инструкторов, советников, наемников частных контрактных охранных компаний… Все на страже завоеваний вторжения, растянувшегося на девять лет, и все готовы «блюсти национальные интересы обеих стран». Вывод невеселый – оккупация продолжается…
Во всем этом «послевоенном обустройстве» существенная роль принадлежит американским нефтяным компаниям. Вот когда они погреют руки на войне, разрушениях на «разбое, попрании, нарушениях», творимых ради их блага и во имя их господства на древних землях Междуречья. Теперь есть, где разгуляться, и хищный спрут The Exxon Mobil Corporation, игнорируя центральное правительство, подписывает контракты с властями Иракского Курдистана на разведку нефти в спорных регионах, то есть на месторождениях, расположенных не в границах Курдистана, а за его пределами – в административных границах других конфессий.
Если Багдад не вмешается, они готовы пресечь территориальные притязания вооруженным путем. Корпорация провоцирует межэтнический вооруженный конфликт и создает угрозу национальному единству страны. Но компания не единична в своих притязаниях, подчеркнул в беседе с журналистами Хуссейн аль-Шахристани, заместитель премьер-министра по энергетике Ирака.
Чему удивляться? Exxon – «десантная группировка». Заброшенная на территорию противника, чтобы зацепиться за плацдарм и удерживать его до подхода главных сил. Часть стратегии новой «холодной войны». Ираком она не ограничивается, но охватывает весь Ближний Восток.
Есть сведения о недавно заключенном соглашении между Вашингтоном, Анкарой и Курдистаном по транспортировке добытой корпорацией нефти в Турцию, чтобы та, получая еще и природный катарский, стала главным центром снабжения Европы топливом. Чтобы та, в свою очередь, смогла сбросить с себя бремя энергетической зависимости от России. Москва, таким образом, теряет значительные средства, которые она вкладывает в разработку новейших оружейных технологий. К тому же, щиты ПРО подступают к стране и берут ее в клещи, о чем Россия должна думать ежесекундно. Все это, по стратегии американского госдепа и министерства обороны, должно, в конце концов, если не положить Россию на лопатки, то заставить ее быть гораздо сговорчивее. Такова сегодняшняя позиция Москвы в регионе, она накладывает отпечаток и на ее взаимоотношения с Сирией и Ираном.
В случае падения режима Асада Дамаск, безусловно, примкнет к «американскому политическому лагерю», блокируя Москву на этом, всегда дружественном, направлении. «Арабская весна» продолжается и плодит исламистские режимы, которые рано или поздно постучатся и в московскую дверь…
А Ирак… Вы полагаете, он выходит из зловещей череды вооруженных конфликтов? Вы заблуждаетесь. Призраки новых войн витают над землями древней Вавилонской цивилизации.
На смену Пентагону идет армия Государственного департамента США…
ИРАК ПОСЛЕ ОККУПАЦИИ: Разруха, работорговля, призрак голода и ожидание гражданской войны
Более 70 процентов населения Ирака ощущают нехватку питьевой воды. Как результат, во всех регионах страны все чаще фиксируют распространение эпидемий, включая холеру, сибирскую язву, вирусный гепатит, корь, дифтерию. Заметно ухудшилась ситуация и с заболеванием населения туберкулезом. Резко увеличилась и детская смертность. Страна страдает от нехватки врачей, причем 70 процентов больниц не имеет необходимого оборудования. Сейчас в Месопотамии лишь половина земель пригодны для ведения сельхозработ, а в ближайшие годы их площадь может сократиться в девять раз. По сути, стране грозит голод.
Несмотря на огромную численность иракских силовиков (всего 806600 человек), их боеспособность, равно как и степень лояльности нынешним властям страны, явно оставляет желать лучшего. И по признанию начальника Генштаба ВС Ирака генерала Б. Зибари, в данный момент иракская армия не сможет защитить свою страну «без помощи зарубежных партнеров». По его мнению, в таком состоянии армия Ирака останется до 2020 года.
В свою очередь, не лучшим образом обстоят дела и в других иракских силовых структурах. По этой причине сорвался план властей страны по выводу национальных армейских частей к концу 2011 года из основных городов и передаче ответственности за безопасность полиции. МВД Ирака открыто расписалось в том, что оно еще не готово самостоятельно противостоять террористам. И, как свидетельствуют американские эксперты, по сути, программа создания правоохранительных органов в стране сорвана.
Так, специальный генеральный инспектор США по реконструкции Ирака (US Special Inspector General for Iraq Reconstruction, SIGIR) признает, что программа подготовки иракской полиции является «бездонной воронкой», куда ушли и уходят миллиарды долларов. По его словам, в 2011 году лишь 12 процентов выделенных средств были непосредственно израсходованы на подготовку полицейских. В результате многие из запланированных мероприятий в этом направлении провалились. Масштабы разворовывания становятся ясны из того же доклада SIGIR, согласно которому США в период 2003-10 гг. потратили на подготовку иракской полиции восемь млрд долларов.
В результате американские эксперты вынуждены признать, что нынешний уровень коррупции в стране затмил тот, что наблюдался при Саддаме Хусейне и что власти разворовывают большую часть выделяемых им денег. При этом главную опасность интересам США в Ираке представляет обстановка разрухи, оставленная уходящими солдатами США. По иракским источникам, в стране сейчас насчитывается до семи миллионов вдов и сирот. Как следствие, в Ираке процветает работорговля беспризорными детьми, которых продают за рубеж.
За время военной операции и пребывания в Ираке американских войск даже по официальным американским данным с весны 2003 г. в Ираке погибли 60 тысяч мирных жителей. А по информации иракских источников, они превышают 200 тысяч человек. Миллионы иракцев стали беженцами. Более 70 процентов населения Ирака ощущают нехватку питьевой воды. Как результат, во всех регионах страны все чаще фиксируют распространение эпидемий, включая холеру, сибирскую язву, вирусный гепатит, корь, дифтерию. Заметно ухудшилась ситуация и с заболеванием населения туберкулезом. Резко увеличилась и детская смертность. Страна страдает от нехватки врачей, причем 70 процентов больниц не имеет необходимого оборудования.
В большинстве регионов Ирака отключения электроэнергии длились по 18 часов в день, несмотря на выделение огромных средств для решения этой проблемы. И главное, в стране, славившейся своим аграрным сектором, фактически демонтировано сельское хозяйство. Неудивительно, что сейчас страна все сильнее ощущает перебои с продовольствием. Одна из главных причин бедственного состояния местного сельского хозяйства — опустынивание, борьба с которым малоэффективна в условиях практически тотальной коррумпированности местных властей. Сейчас в Месопотамии лишь половина земель пригодны для ведения сельхозработ, а в ближайшие годы их площадь может сократиться в девять раз. По сути, стране грозит голод.
Более 40 процентов трудоспособного населения являются безработными и представляют потенциальную армию для возникновения недовольства. Все вместе это является питательной почвой для радикализма. Так что слова президента США Обамы «Мы оставляем независимую, стабильную и уверенную в себе страну» по меньшей мере являются преувеличением.
Не случайно в городе Эль-Фаллуджа, ставшем символом антиамериканского сопротивления страны, в день объявления вывода иностранных войск местные жители вышли на массовые демонстрации, на которых они сжигали флаги США и Израиля. Другие шли с фотографиями вооруженных боевиков, демонстрируя, что мятежный дух Эль-Фалуджи не сломлен. Примечательно, что вызванные к месту событий солдаты иракской армии отнюдь не препятствовали им выражать ненависть к США. Слишком многим памятны издержки от пребывания американских войск, оставивших после себя недобрую память. Достаточно упомянуть одну лишь тюрьму Абу-Грейб, чьё название прогремело на весь мир как символ страданий иракского народа.
И, в любом случае, вывод американских войск автоматически ведет к обострению в Ираке. Одна из самых главных проблем — как сохранить единство страны, учитывая стремление курдов к оформлению независимого государства и растущие шиитские амбиции на власть. Свержение Саддама Хусейна, опиравшегося на суннитов, резко усилило шиитские позиции.
Так, еще в конце октября, не дожидаясь полного вывода войск США, шиитская часть иракского руководства инициировала массовые аресты бывших баасистов. Как заявил премьер-министр Ирака Н. аль-Малики, на 29 октября было арестовано 615 «заговорщиков». Также были уволены из университетов Тикрита и Мосула по обвинению в «баасизме» свыше 150 преподавателей, часть из которых также подверглась аресту. Как бы там ни было, но выдавливание суннитов из власти играет на руку Ирану и отвечает его стратегии в Ираке.
Сунниты назвали происходящее «охотой на ведьм», цель которой состояла в выдавливании их из власти. В провинциях Салах-эд-Дин и Анбар прошли массовые демонстрации протеста против действий премьера и Ко. Ответное сопротивление суннитов приняло, в том числе, и формы сепаратизма. Так, 27 октября совет провинции Салах-эд-Дин принял декларацию о предоставлении ей «административной и экономической автономии» по типу той, которой пользуются курдские провинции. Тоже самое готовятся сделать и другие суннитские местности.
Важно отметить, что даже то хрупкое равновесие между представителями трех разных политических сил уже нарушено. Взять, к примеру, претензии курдов на богатый нефтью Киркук, который шииты и сунниты не намерены им отдавать. Еще одна острая точка в арабо-курдских отношениях в Ираке — город Ханакин провинции Дияла к северо-востоку от Багдада, который не входит в курдскую автономию, но для которого курды стремятся добиться этого статуса. Ситуацию усугубляет вмешательство Ирана и Турции, имеющих свою заинтересованность в «курдском вопросе». Иран также пытается «прикормить» иракских курдов, и в первую очередь самого президента иракской курдской автономии Масуда Барзани, который является желанным гостем в Тегеране, с которым не гнушается встретиться сам иранский лидер Али Хаменеи.
Что касается отношений между курдами, суннитами шиитами, то главные столкновения между ними за распределение доходов от нефти и зарубежной помощи еще впереди. В момент оккупации Ирака американцы рассчитывали выстроить здесь жизнь по ливанскому примеру, то есть, представив во власти все конфессии. Курды получили президентский портфель, шииты — премьерский, а суннитам пришлось довольствоваться лишь местом спикера парламента. И хотя при президенте и премьере в качестве замов были и сунниты, это не могло исправить для них ситуацию и даже частично не компенсировало потери от свержения Саддама. Хусейна. Таким образом, сценарий дележа власти по примеру Ливана американцам удался плохо, зато на славу (в самом худшем виде) удался ливанский сценарий межконфессиональной вражды. И сейчас, когда внешнее влияние ослабло, он может реализоваться в полном мере.
Можно не сомневаться, что Иран непременно этим воспользуется, так что «триумфа американской демократии в Ираке», о котором столько говорили и Буш, и Обама, может и не состояться. Таким образом, несмотря на то, что пока что вывод войск США не привел к резкой дестабилизации ситуации в Ираке, она явно будет ухудшаться.
Иракская головоломка для Барака Обамы Юрий ТЫССОВСКИЙ 23.12.2011
«Национальное согласие» в Багдаде на грани развала. Всего несколько дней назад президент США Барак Обама высокопарно приветствовал возвратившийся из Ирака последний американский армейский контингент. По его словам, американцы достигли в оккупированной ими стране «великих достижений» и – внимание! – «оставляют суверенную, стабильную и самостоятельную страну с правительством, выбранным народом». Действительно, год назад лидеры шиитского большинства (около 40% населения) и суннитского меньшинства (примерно треть жителей) в лице премьер-министра Нури аль-Малики и вице-президента Тарека аль-Хашими, казалось, сумели преодолеть коренные разногласия по поводу строительства «нового Ирака» в после оккупационный период.
Сотрудничество между двумя основными конфессиональными силами в течение всего этого периода, в целом, соблюдалось, хотя политические обозреватели характеризовали достигнутое согласие как крайне хрупкое.
Конфессиональная «бомба» была приведена в действие премьер-министром Ирака и взорвалась в воскресенье 18 декабря. Тарека аль-Хашими вместе с телохранителями ссадили с самолета, следовавшего в Сулейманию (Курдский регион Ирака). В дальнейшем вице-президенту разрешили вылет, но трое телохранителей были арестованы по обвинению в «терроризме». Через два дня это же обвинение было предъявлено самому аль-Хашими - с выпиской ордера на его арест. Далее последовали телематериалы допроса телохранителей, которые дружно признали вину и изобличили своего босса в том, что он финансировал проведение террористических акций против шиитов.
Ранее аль-Малики лишил поста вице-премьера Салеха аль-Мутлака. Он, как и аль-Хашими, является одним из лидеров блока «Аль-Иракия», представляющего в парламенте интересы суннитов и умеренных шиитов. Вина аль-Мутлака заключалась в том, что он обозвал аль-Малики «диктатором, худшим, чем Саддам Хусейн», за что был «лишен доверия» главы правительства. Премьер заявил, что если парламент не поддержит меры в отношении аль-Мутлака, то сам он уйдет в отставку с премьерского поста. Блок «Аль-Иракия» в ответ объявил о бойкоте заседаний парламента и правительства. Небезынтересно отметить, что во время последних парламентских выборов суннитско-шиитский блок, возглавлявшийся в то время «светским» шиитом Ийядом Алауи, завоевал формальное большинство голосов (91 место в парламенте против 89) и, следовательно, право сформировать правительство, однако путем разного рода манипуляций радикальное крыло шиитов добились назначения премьером своего представителя аль-Малики.
Между тем аль-Хашими, находящийся под крылом руководства Иракского Курдистана, во многом автономного от Багдада, созвал пресс-конференцию, где решительно опроверг заявления центральных властей в свой адрес. «Все усилия, направленные на достижение в последнее время национального примирения, оказались тщетны», - заявил он. В ответ на требование аль-Малики к руководству Курдистана выдать аль-Хашими для предания его суду, последний заявил, что готов предстать перед судьями, но только если процесс будет проходить в Курдистане. Аль-Мутлак в свою очередь еще раз публично обвинил премьер-министра Ирака в стремлении к диктатуре и подтвердил слова аль-Хашими о том, что конфликт зашел в окончательный тупик. Заслуживает внимания и следующая ремарка аль-Мутлака: «Те, кто голосовал за «Аль-Иракию», были против федерализма, но в свете мер, практикуемых правительством, его пренебрежением конституцией и законами, насилием в отношении народа, сегодня не только суннитские, но и другие провинции стали выступать за федеральное устройство государства». К настоящему времени сразу три курдские провинции, среди них крупнейшие Анбар и Салах эд-Дин, заявили о своём стремлении к отделению от Ирака.
Разразившийся скандал поставил руководство Курдистана в сложное положение. В конце концов, автономный регион формально остается частью Ирака и должен подчиниться требованию Багдада выдать беглого суннитского лидера. Как указывает телеканал «Аль-Джазира», к этому склоняется влиятельный курдский лидер Джалал ат-Талабани, который является президентом единого Ирака. Однако другой не менее влиятельный курдский лидер, глава курдской автономии Масуд Барзани, выступает решительно против такого шага. Чем закончится противостояние, пока неясно.
Скандал чреват серьезными последствиями. В предельном варианте – гражданской (межконфессиональной) войной между суннитами и шиитами с неизбежным в этом случае разделом страны на три части – курдский Север, суннитский Центр и шиитский Юг. Такое деление, впрочем, существует давно и фактически уже оформилось. Другое последствие - удар по престижу США, которые девять с лишним лет проводили насильственную демократизацию общества с чуждыми им и плохо знакомыми традициями, положив за это время четыре с половиной тысячи американских солдат и угробив в иракских песках более триллиона долларов. Курирующий Ирак в вашингтонских коридорах власти вице-президент США Джо Байден уже провел телефонные переговоры с аль-Малики, требуя от него вступить в контакты с оппонентами и разрешить конфессиональный кризис. При этом американское руководство не скрывает, что присутствие США в Ираке будет продолжено, но в иной форме. В стране останется 16-тысячный разношерстный контингент из «дипломатов», охранников и прочих, на которых будет распространен иммунитет от судебного преследования в случае совершения каких-либо преступлений. Так воплощается в жизнь известное кредо английских колонизаторов «уходя, оставаться».
Над Ираком уже веют предвестники гражданской войны. Неделю назад по всей стране прошла волна терактов, в Багдаде и ряде других городов прогремели почти одновременно 14 взрывов, их жертвами пали 63 человека, около 200 получили ранения. Подобные акции террора стали обыденным делом, взрывы происходят и в столице, и в других городах. Обозреватели отмечают, что большинство терактов до сих пор носили явно антишиитскую направленность, что может быть как раз тесно связано с разразившимся в высших эшелонах власти конфессиональным кризисом. Оставленный американцами «стабильный» Ирак погрузился в очередной период хаоса и разброда, выхода из которого пока не видно.
Несколько американских солдат из 101-ой воздушно-десантной дивизии изнасиловали 14-летнюю иракскую девочку и убили её и её семью, в том числе 5-летнего ребёнка. Ещё один солдат помогал скрыть следы преступления. Один из убийц, Стивен Грин, 7 мая 2009 года был признан виновным, и сейчас ожидает приговора (на данный момент он уже отбывает пожизненный срок без права помилования; прим. mixednews).
Просочившееся на публику руководство отдела 101-ой воздушно-десантной дивизии по связям со СМИ предписывает препятствовать распространению информации об этом деле везде, где только возможно. Отдел по связям скрыл наличие двух жертв-детей, и описал жертву изнасилования, которой только исполнилось 14 лет, просто как «молодую женщину».
Как говорят новостные материалы того времени, отдел по расследованиям уголовных преступлений американской армии отложил расследование дела на 3,5 месяца. Как писал 2 мая 2004 года Эрнесто Сьенфуэгос из новостного источника La Voz de Aztlan, релиз фотографий CBS news, показывающий отвратительные сексуальные надругательства и пытки иракских военнопленных в печально известной тюрьме Абу-Грейб, стал ящиком Пандоры, который открыла администрация Буша.
Журналист Сьенфуэгос далее говорит, «Судя по всему, подозреваемая комендант тюрьмы, где имели место самые большие издевательства, бригадный генерал Дженис Карпински отказалась самостоятельно уйти в отставку, и сказала, что в пытки заключённых и изнасиловании иракских женщин были вовлечены ЦРУ, Военная разведка и частные подрядчики армии».
Генерал Карпински (слева)
Генерал Карпински, которая командовала 800-й бригадой военной полиции, рассказывала о давлении со стороны Военной разведки и ЦРУ, которые требовали результативных допросов. За месяц до того, как произошли предполагаемые издевательства и изнасилования, она говорит, что в Абу Грейб прибыла команда офицеров Военной разведки, ЦРУ и частных консультантов, нанятых правительством США. «Их основной миссией было представить новые техники допроса, чтобы получить больше информации», сказала она.
По крайней мере, на одной фотографии показано, как американский солдат, по всей видимости, насилует женщину-заключённого, в то время, как другая, предположительно, изображает, как мужчина-переводчик насилует заключённого мужского пола. Другие фотографии, как сообщается, изображают, как к заключённым применяют сексуальное насилие с использованием таких объектов, как дубинки, проволока и фосфоресцирующие трубки.
Эти подробности стали известны благодаря генерал-майору Антонио Такубе, отставному военному офицеру, который проводил расследование злоупотреблений в тюрьме Абу-Грейб в Ираке. Обвинения в изнасилованиях и злоупотреблениях были включены в его доклад за 2004 год, но эти фотографии так никогда и не были предъявлены общественности. Позже он подтвердил их существование в интервью Daily Telegraph в мае 2009 года.
Лондонская газета далее отмечала, что «жестокий характер некоторых из изображений может объяснять (несмотря на ранее данное обещание их опубликовать) попытки Обамы воспрепятствовать публикации примерно 2 тысяч фотографий из тюрем в Ираке и Афганистане».
Генерал-майор Тагуба, который вышел в отставку в январе 2007 года, заявил, что поддерживает решение президента, добавив: «Эти фотографии показывают пытки, жестокое обращение, изнасилования и самые разные виды непристойностей». «Даже описание изображённого достаточно ужасно, уж поверьте мне на слово». В апреле 2004 года новостным источником La Voz de Aztlan из конфиденциальных источников были получены новые фотографии, где изображены шокирующие сцены изнасилования двух иракских женщин военнослужащими Военной разведки и частными контрактниками в военной форме США. В мае 2004-го Сьенфуэгос писал, что сотни таких фотографий в Ираке переходили из рук в руки среди американских солдат. Изображающими сцены насилия фотографиями менялись подобно бейсбольные карточки.
Asian Tribune приводит здесь три фотографии, которые породили критику о том, что США в Ираке использовали изнасилование как орудие ведения войны.
Штамповка новых диктаторов по-американски: Аль-Малики – первый "Watan", США,Али аль-Киш
Нури аль-Малики – воплощение мечты Буша о «новом Хусейне» Иракцам выпала нелегкая судьба испытать на собственной шкуре, что такое нынешний коррупционный правящий режим. Не чурающийся терроризма и насилия и самый несостоявшийся в политическом отношении в современном мире. Среди арабских государств Ирак снискал себе славу «великой коррупционной державы» и удерживает пальму первенства в регионе по количеству, жесткости и беспощадности террористических атак. Немотивированных и свирепых. В «государстве террора», как сейчас называют древнее Междуречье, средь бела дня гремят взрывы, унося жизни сотен, тысяч ни в чем не повинных мирных людей. Манифестантов многотысячных церемоний шиитов по случаю религиозных торжеств. Безработных, собравшихся на бирже труда. Новобранцев на призывных пунктах, будущих курсантов, проходящих отбор в военные или полицейские училища.
Говорят, было время, когда Буш-младший, ужаснувшись содеянному - оккупация Ирака растворила врата ада http://rus.ruvr.ru/2011/12/21/62598612.html - обмолвился, хорошо бы взамен Саддама посадить «местного вождя» с таким же крепким характером и с такой же совсем не дурно посаженной головой, но покладистого, смирного, выказывающего раболепие перед Западом.
Завет перенял Обама. Но на иракском троне оказался человек, который сам погряз в коррупции и позволил мздоимству, как ржавчине, разъедать то, что осталось еще от страны, которую, пожалуй, и на политической карте уже не отыскать.
Аль-Малики и его окружение породили так называемую «политическую коррупцию». Это когда покупается не только роскошный особняк, престижная иномарка, юная жена, но и политические посты, парламентские мандаты и даже обнадеживающие перспективы грядущих избирательных кампаний. Покупается и подкупается все…
Региональные эксперты полагают, что США потворствуют тому, что в регионе нарождаются новые диктатуры. То, что творится в Египте, где беспрекословно властвуют военные – хорошая иллюстрация этой мысли. На Ирак у американцев свои виды. К премьеру Нури аль-Малики, вскормленному и взращенному ими, виды особые. Как пишет ливанская газета «Ас-Сафир», Штаты начали штамповку новых «восточных диктатур». Первый диктатор с клеймом «Сделано в США» - Малики. В лице клеврета администрация Обамы оставляет надежный тыл в Междуречье после исхода оккупационных сил. На президента не ставит: декоративная фигура, безволен, не надежен…
Малики – почти воплощение мечты Буша о «новом Хусейне». Если учесть, что он тоже правит, правда всего лишь в «зеленой зоне». За ее пределами – мятежная шиитская вольница, озлобившиеся сунниты, которых заставляют забыть о своей элитарности. С севера курды грозят открыть свой фронт, к южным границам подступают персидские муллы: Тегеран и аль-Малики закадычные друзья-приятели. Так что если говорить о крепком тыле, то он действительно в надежных руках. Тегерана…
«Новый Хусейн» на прежнего «властителя Навуходоносора» пока никак не смахивает: покойный жестоко пресекал коррупцию, вплоть до высшей меры. Щедро одаривал прилежных и верных, приговаривая: богатый человек красть не станет…
А измученная вторжением, разобщенная страна все более погружается в хаос, который еще при Буше назвали «непролазной иракской трясиной». Недалеко ушли американцы, передислоцировавшись в соседний Кувейт. Наверняка в полной боевой выкладке ожидают возвращения – всего лишь границу пересечь и - «Добро пожаловать в Древний Вавилон»! Было бы «приглашение» от Нури аль-Малики, первой, и не вполне еще отшлифованной и обкатанной американской заготовки.
«Воруют». Одного лишь слова достаточно, чтобы обрисовать весь спектр «важных державных дел», которые «вершат» политики, чиновники, прочие государственные мужи на своих, так сказать, "рабочих местах". Армия занимается контрабандой оружия, и высшие офицеры неплохо греют на этом руки. Полиция и судебная система открыты для подкупа в любое время дня и ночи, не брезгуя никакими подношениями. Как в том анекдоте. Упитанный молодой человек настойчиво пристает к женщине: помогите несчастному, подайте на пропитание. У меня нет мелких денег, говорит дама. А я и крупные принимаю, следует ответ…
Пресса, позоря своих собратьев по перу, обслуживает лишь власть имущих. Политики распределяют посты за «хорошее вознаграждение», министерства торгуют нефтью, заключают выгодные сделки. Американцы подсказывают - с кем, тоже неплохо зарабатывая на «советнических услугах», заодно выторговывая себе контракты на разведанные месторождения и перспективные колодцы в Румейле. Все при делах, и незримому заокеанскому дирижеру расслабляться не приходится…
Сейчас между властью и опальным вице-президентом Тареком аль-Хашими развернулась острая политическая борьба, за которой внимательно и настороженно следят в регионе и за океаном. Суннит аль-Хашими бросил в лицо премьеру аль-Малики обвинения в том, что все попытки достичь национального согласия и примирения завершились позорным провалом. Против него сфабриковано дело о причастности к террористической акции. Хашими скрывается в Курдистане. Политик утверждает, выступая на пресс-конференциях, что его преследует по религиозным мотивам шиитское правительство, возглавляемое Нури аль-Малики.
Региональные эксперты усматривают в «нечистом деле» сразу две руки: Вашингтона и Тегерана. Америке нужна смута, чтобы предложить марионеточному правительству спасительный для страны сценарий – интервенцию. Персы ведут дело к расколу, поощряя и поддерживая все, что, будучи доведенным до логического завершения, может стать хорошим поводом для гонений на суннитов.
Например, дело Хашими, как первый шаг к повальной «шиитизации» древнего Междуречья. Стычка между Нури аль-Малики и Хашими – это проявление все того же, пока что скрытого от глаз суннитско-шиитского противостояния, выпущенного на волю, как джинн из бутылки, вторжением сил коалиции в марте 2003 года.
Прошла всего лишь неделя после исхода оккупационной армии. Малики дает зеленый свет администрации Обамы раздувать межэтническую вражду. И тот прикрывает глаза на «новую иранскую стратегию». Через границу с иракской провинцией Дияла, на той стороне, близ иранской деревушки Хосрови, идет сосредоточение мобильных отрядов Корпуса стражей исламской революции…
И неспроста курдский лидер Масуд аль-Барзани заявляет по любому поводу, что в случае военных провокаций и сползания страны в бездну гражданской войны его сородичи будут придерживаться строгого нейтралитета. Однако среди курдов севера давно уж свершился раскол, разделивший их на суннитов и шиитов. Следовательно, они изготовились далеко не к тому, чтобы «видеть бой издалека».
Идет новая расстановка сил в пост-оккупационном Ираке. Малики уже успел снискать себе славу самого опасного из всех арабских диктаторов, поскольку он сотворен по американским лекалам, незнаком и непредсказуем. Ловко дирижирует всем, что творится на иракской земле, рабски угождая Вашингтону, истово исполняя все его указания.