Трансбалканский газопровод – это один из двух текущих маршрутов, по которым российский газ доставляется в Турцию через Украину, Румынию и Болгарию в объеме 15 млрд кубометров. Второй маршрут – по «Голубому потоку» – это прямой путь доставки российского газа в Турцию по морю из России (в объеме 15–16 млрд кубометров в год).
С 1 января 2020 года уже совершенно точно заработает первая нитка «Турецкого потока», по которой пойдут в Турцию те 15 млрд кубов газа, которые сейчас идут транзитом через Украину. Первая нитка заберет на себя объемы, идущие сейчас по Трансбалканскому газопроводу.
«С одной стороны, это и так было понятно, и письмо Болгарии для этого было не нужно. С другой стороны, Газпром, видимо, использует это письмо, чтобы наглядно показать, что все это не шутки. С 31 декабря 2019 года действие транзитного контракта между Россией и Украиной заканчивается. И дальше никаких оснований для прокачки газа через Украину и далее в Болгарию и в Турцию по Трансбалканскому газопроводу не будет», – не исключает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Чуть более непонятная ситуация сейчас со второй ниткой «Турецкого потока», которая должна запитать газом Болгарию, Сербию и Венгрию. «Для удовлетворения нужд в газе самой Болгарии даже строить ничего не надо. Вторая нитка «Турецкого потока» приходит в Турцию, и дальше этот газ может поступать в тот же Трансбалканский газопровод. Ведь эта труба на границе Турции и Болгарии с нового года опустеет, поэтому ее можно будет использовать в реверсном режиме, то есть в обратном направлении. Теперь из Турции будут качать в Болгарию примерно 3,5 млрд кубов российского газа для нужд болгарских потребителей», – говорит Юшков.
Другой вопрос – успеют ли европейцы достроить перемычку между Болгарией и Сербией к 1 января 2020 года, чтобы запитать газом также Сербию и далее Венгрию.
Сербская компания Gastrans активно занимается газопроводом, который пройдет от границы Болгарии через Сербию до Венгрии, проектной мощностью до 13,88 млрд кубометров газа в год. Накануне сербы открыли сбор обязывающих заявок на бронирование мощностей в новом газопроводе, который примет газ «Турецкого потока». Участникам рынка предлагаются для бронирования на 20 лет мощности с точкой входа в пункте Zajecar на границе с Болгарией и четырьмя возможными точками выхода – в пункте Horgos на границе с Венгрией, а также пунктами сдачи газа в Сербии.
Газопровод между Болгарией и Сербией должен быть введен в эксплуатацию с 1 января 2020 года, то есть Сербия должна успеть к сроку завершения российско-украинского транзитного контракта. Но пункт сдачи газа на границе с Венгрией заработает только с 1 октября 2021 года, говорится в материалах Gastrans. В итоге газ по второй нитке «Турецкого потока» сможет пойти (через Болгарию, Сербию и Венгрию) в Западную Европу не ранее четвертого квартала 2021 года.
«На самом деле Газпром не устраивает диалог с «Нафтогазом». Газпром здесь дискутирует с ЕС. Это Евросоюз поставил условие, что обходные газопроводы не должны убирать Украину как транзитера. Россия пошла навстречу и заявила, что готова сохранить транзит Украины, но в гораздо меньших объемах, чем сейчас. Это только подтверждает, что мы строим обходные газопроводы не для того, чтобы экономически убить Украину, а для того, чтобы изменить маршруты поставок газа в Евросоюз. Мы снимаем объемы с Украины потому, что это экономически невыгодный маршрут доставки», – говорит Юшков. По его словам, стоимость доставки газа с Ямала до Германии по «Северному потокому – 2» оказалась ниже, чем через Украину. На юге дешевле качать газ в Турцию и страны Юго-Восточной Европы по «Турецкому потоку».
Собственно, до столь неприятной ситуации Украину довело исключительно собственное руководство – государственное и нафтогазовское. Маршрут доставки всегда можно изменить, а выиграет тот, у кого есть что поставлять. И Киев это прекрасно знал. Если бы Украина не политизировала коммерческие отношения Газпрома и «Нафтогаза», взаимодействовала бы в рамках нормального делового диалога, берегла бы и вкладывалась бы в свое советское достояние – газотранспортную систему, то есть сделала свою трубу конкурентоспособной, Газпром не ушел бы строить новые современные газопроводы.
И даже сейчас, когда понятно, что Украина проиграла в этой борьбе и с «Северным потоком – 2», и с «Турецким потоком», Киев продолжает играть в политику, а не мыслить прагматично. Ничего не делается для того, чтобы сохранить объемы транзита, пусть и не такие больше, как раньше, еще хотя бы на несколько лет, а то и десятилетие.
Украина пока делает все наоборот – ставит еще более жесткие и невыгодные условия России, как будто цель киевской элиты – не договориться, а развалить газовые переговоры.
«Украина не предлагает конкурентных условий по транзиту. Во-первых, она ставит условие «качай или плати», что создает для нас дополнительный риск, во-вторых, хочет увеличения ставки транзита. Наконец, Украина требует качать 100 млрд кубов транзита, хотя столько уже много лет по украинской трубе не качали. И прочие несбыточные мечты вплоть до вложения денег в модернизацию ее ГТС. При этом при украинском транзите Газпром в любом случае будет платить «Нафтогазу» или его преемнику, а за прокачку газа по морской части «Турецкого потока» будет платить своей же дочерней структуре», – говорит Юшков. Поэтому продолжит Украина быть транзитной страной с 2020 года или нет – это, по большому счету, решать ей самой. Достаточно всего лишь предложить такие условия, которые будут лучше, чем у Газпрома по его новым обходным газопроводам. По крайней мере, Европу бы это сразу убедило.
По сути, Газпром для доставки газа в Европу пересаживается на собственную современную иномарку с «Газели» 1980 года выпуска, принадлежащей чужому дяде, который за все эти годы ни разу не делал даже ТО машины, скотчем приделывал отвалившиеся ручки и маркером закрашивал коррозию на кузове. Ездить на собственной машине не только комфортней, но и значительно дешевле, чем в старой маршрутке с неконкурентной ценовой политикой.