Что ж, теперь США действительно могут угрожать санкциями. Напомню, с 29 января, согласно американскому закону CAATSA ("О противодействии неприятелям Америки через санкции"), могут вступать в силу санкции против компаний, организаций и физлиц из любой страны мира за "существенные" сделки с предприятиями российского оборонного сектора.
Вопрос в том, будет ли применен этот закон к Турции. И тут у Трампа есть пространство для маневра. Во-первых, закон может быть применен при условии "существенности" сделки, строгих критериев этого понятия нет, так что его при желании можно трактовать как угодно.
Во-вторых, Трамп может освободить нарушителя от санкций "на первый раз", но для этого требуется убедить Конгресс в том, что это необходимо для обеспечения "жизненных интересов национальной безопасности США".
На самом деле с закона об антироссийских санкциях следовало бы начинать, а не оправдываться несовместимостью российских комплексов с системами НАТО. Главное, что вызывает негодование Вашингтона, - то, что их союзники будут спонсировать "Рособоронэкспорт". Да и не только союзники. Закон ведь предусматривает санкции для любых компаний, сотрудничающих с российской "оборонкой". Вон даже "Альфа-банк" заявил о прекращении обслуживания отечественных оборонных предприятий.
Среди главных клиентов "Рособоронэкспорта", в том числе в вопросе закупки С-400, - глобальный конкурент США Китай. А еще Индия. Список потенциальных покупателей может пополнить Вьетнам и другие страны юго-восточной Азии. Но самое страшное для американцев - традиционные клиенты на Ближнем Востоке. И это уже не только Турция.
По сути, контракт на покупку С-400, подписанный Турцией, вызвал эффект домино, когда многие страны региона решили, что тоже не прочь обзавестись подобной "игрушкой". Одной из первых об этом заявила Саудовская Аравия. Затем Катар. И даже Бахрейн.
Если заявления этих стран о желании купить С-400 прозвучали как гром среди ясного неба и уж больно смахивали на попытку пошантажировать Америку, то никого не удивило желание купить российские системы, высказанное Ираком.
Ирак - наш традиционный клиент еще со времен Саддама Хусейна. После его свержения сотрудничество в военной сфере пошло на спад, однако разрастание пожара гражданской войны в этой стране, особенно с появлением ИГИЛ (запрещенной в России организации), многое изменило. Когда "халифатчики" уже стояли под стенами Багдада, американцы внезапно решили придержать поставки столь необходимых иракцам и уже оплаченных F-16 "из соображений безопасности".
И тут на помощь пришла Россия со своим вооружением. Иракцы это не забыли. А еще они запомнили поведение Вашингтона, который их фактически "кинул" в критической ситуации.
Я уж молчу о том, что покупка оружия — это всегда зависимость от государства-продавца (обслуживание, комплектующие и много другое), а попадать в зависимость от США (или еще более усиливать их) мало кому из государств региона, имеющих горький опыт сотрудничества, хотелось бы.
В конце концов, покупая американское оружие, нужно отдавать себе отчет в том, что там имеются "закладки", которые не позволят его применить против тех, кого США посчитают своими союзниками.
В этих условиях Ирак действительно хотел бы получить российские ЗРК, понимая, что только они смогут надежно обеспечить защиту его неба и территории. С другой стороны, Вашингтон и сам не стремится поставлять Багдаду собственные системы, опасаясь, что они могут оказаться в руках Тегерана.
Таким образом, Багдад посылает недвусмысленный сигнал: не хотите работать с нами, мы будем работать с Москвой. И тут тоже большой вопрос: пойдут ли США на конфронтацию с Ираком, который считается его "ключевым союзником по борьбе с ИГИЛ" и в котором американцам, как и в Сирии, хотелось бы закрепиться, ослабив влияние Ирана.
Отвечая на вопрос, планирует ли Вашингтон вводить санкции против Ирака из-за поставок Багдаду российских танков, официальный представитель Госдепартамента США Хизер Нойерт фактически ушла от ответа:
Мы взаимодействуем с правительствами по всему миру, в том числе Ирака и другими, по поводу закона CAATSA, а также доводим до их сведения, как они могут вступить в противоречие с ним и какие могут быть последствия в результате.
Говоря о потенциальной покупке Ираком С-400, Нойерт заявила, что не знает, идет ли в данном случае речь о завершенной сделке, поэтому не может дать комментарий. Понятно, что торги продолжаются.
Гораздо больше у США рычагов воздействия на других потенциальных покупателей наших ЗРК в регионе. Так, например, еще недавно посол Катара в Москве в интервью российским СМИ подтверждал проведение переговоров о закупке С-400, однако позднее в посольстве заявили, что речь шла не о конкретных системах, а о системах противовоздушной обороны вообще.
Видимо, рычаги давления тут сработали и без всяких санкций. Напомню, что в Катаре расположена военная база "Аль-Удэйд" с 10 тысячами американских военных. К тому же сегодняшняя изоляция Катара со стороны всех его соседей едва ли позволяет Дохе пререкаться.
Похожая ситуация с Саудовской Аравией. Она, как и Катар, не член НАТО, и совместимость с НАТОвскими системами ей побоку, но и там находятся американские военные. И Эр-Рияд также сильно зависит от США в военном плане: напомню, что в ходе своего визита Дональд Трамп подписал контракт на сумму более $100 млрд.
Про политические, экономические и прочие американские рычаги воздействия на Саудовскую Аравию я промолчу, это тема для отдельной статьи. Кстати, осенью прошлого года Госдепартамент США одобрил сделку на поставку Эр-Рияду американских противоракетных комплексов THAAD.
Что тут говорить про Бахрейн, в котором расположена база Пятого флота США.
Гораздо серьезнее обстоят дела с Турцией, у которой есть сильный и харизматичный лидер. Эрдоган не раз давал понять, что ему начхать на мнение его союзников по НАТО, которые никак не помогли ему после инцидента со сбитым российским самолетом. Турция заняла в этом споре достаточно жесткую позицию, и Трампу придется сильно постараться, чтобы сорвать уже заключенную сделку.
Дойдет ли до реальных санкций? Едва ли. У США остается немало рычагов давления в рамках того же НАТО. Однако тут следует помнить, что нынешние противоречия Вашингтона и Анкары не исчерпываются вопросом о закупке С-400, они намного глубже, и проблему, как говорится, надо решать в комплексе.
Будет ли вообще Вашингтон налево и направо разбрасываться санкциями за покупку оружия у России? С одной стороны, это было бы крайне опрометчиво, тогда ему придется вводить санкции против почти половины мира. Россия, если что, - номер 2 на мировом рынке вооружений. С другой - он рискует расписаться в своей неспособности потеснить Россию на этом рынке.
Пока Вашингтон явно рассчитывает добиться своего уговорами, торгами, а где надо — и шантажом, и угрозами. Но что, если это не поможет? Готова ли Америка реально перейти от слов к делу и "ответить за базар"?
В любом случае Россия уже приняла меры на этот случай и продолжит создавать схемы для вывода потенциальных покупателей из-под удара. С таким "партнером", как США, конечно, лучше по возможности взаимодействовать, но никогда не поворачиваться к нему спиной.