В ней без каких-либо дипломатических уловок определены главные противники США: «ревизионистские державы Китай и Россия, страны-изгои Иран и Северная Корея, а также опасные транснациональные организации, особенно джихадистские террористические группировки». Все потому, что они все якобы активно противодействуют Соединенным Штатам, их союзникам и партнерам, а Китай и Россия вовсе хотят сформировать мир, несовместимый с интересами и ценностями США. Китай желает вытеснить Соединенные Штаты из Индо-Тихоокеанского региона, раздвинуть пределы своей модели государственной экономики и перестроить регион на свой лад.
Россия же стремится восстановить статус великой державы и создать сферы влияния (какой ужас!) вблизи своих границ.
Китай вкладывает миллиарды долларов в строительство инфраструктуры по всему миру. Россия тоже усиливает свое экономическое влияние, устанавливая контроль над важнейшими объектами энергетики и инфраструктуры в некоторых частях Европы и Центральной Азии.
Геополитические противники США пытаются изменить (подумать только!) в свою пользу международный порядок. Поэтому конфликт с Пекином и Москвой «экзистенциален». Это конфликт идеологий, столкновение «свободного мира» с «несвободным», поэтому компромисс невозможен. Это борьба не просто за сохранение лидерства в мире, но за само выживание США. Америка снова борется с «глобальным злом», как во времена холодной войны.
Стратегия Трампа предполагает защиту и укрепление могущества Америки исключительно посредством активного наращивания военного потенциала, усиления конкуренции в космосе и киберпространстве. Все это даст возможность вновь говорить с миром с позиции силы. В этой стратегии почти нет места дипломатии и мало внимания уделено союзникам, которые рассматриваются уже лишь в качестве вассалов.
Откровенное пренебрежение со стороны Трампа возможностью решения мировых проблем посредством дипломатических усилий вызвало определенное непонимание даже в рядах Республиканской партии.
«Америка должна оставаться выдающейся державой в мире... Сейчас не время для отступления. Сейчас настало время удвоить усилия в сфере дипломатии и развития», – заявил сенатор-республиканец Линдси Грэхем, председатель комитета Сената США по международным отношениям. Для финансирования деятельности Госдепартамента комитет Сената утвердил $51 млрд расходов, что намного превышает сумму, запланированную президентом.
Несмотря на это, США, следуя замыслам Трампа и его диванных стратегов, вовсе не намерены выстраивать договорные отношения с остальным миром. Только диктат с позиции силы. Международные договоры для них – это атавизм прошлого миропорядка. От них можно легко отказаться, как от фундаментального договора по ПРО, или банально перестать выполнять, как договор о ракетах средней и малой дальности, голословно обвинив Россию в их нарушении. Обузой становятся все международные организации, если они не штампуют выгодные США решения.
С 2011 года Соединенные Штаты прекратили выплачивать взносы в ЮНЕСКО, а с 31 декабря 2018 г. вообще выходят из членов этой авторитетной международной организации, оставаясь в ней лишь в качестве наблюдателя.
Трамп решил наказать («усилить дисциплину и отчетность») и ООН, сократив ежегодный взнос на $285 млн. Решение было принято после того, как Совбез и Генеральная Ассамблея выступили против инициативы США признать Иерусалим столицей Израиля.
Последовали и прямые угрозы прекратить финансирование программ поддержки некоторых государств, «поведение которых в рамках всемирной организации противоречит интересам США». «Все эти страны… берут у нас сотни миллионов долларов, даже миллиарды долларов. Затем голосуют в Совбезе ООН против нашего решения и, вероятно, проголосуют так же на Генассамблее. Ну что ж, мы следим за этим голосованием. Пусть голосуют против нас. Мы порядочно сэкономим», – заявил Трамп.
Создание альянса против своего главного конкурента Китая, используя Индию, Японию и соседние с Китаем государства, – ближайшая цель диванных стратегов и президента США. Этого невозможно добиться без осуществления раскола российско-китайского союза, в том числе путем выстраивания «более позитивных отношений» с Москвой. Процесс достижения таких отношений для США однозначный – выкручивание рук. Может быть, и через «сдачу» Украины, доведенной до руин, в политическом и экономическом смысле. Бери, Россия, ее себе, восстанавливай за свой счет ее разрушенную Западом экономику, борись с нацистами. А мы посмотрим, на что у тебя хватит сил после такого жеста «доброй воли» …
Других эффективных путей сдерживания Китая у США не просматривается. Именно поэтому США намерены развязать в Евразии серию конфликтов. Активно идет в этом плане обработка Казахстана, имевшего неосторожность поместить в американские банки львиную долю своего национального достояния. Много внимания уделяется Киргизии, Туркмении, Узбекистану и Таджикистану в поисках возможностей дестабилизировать там обстановку. Это в дополнение к конфликтам на Ближнем Востоке.
Следует заметить, что деловые круги США серьезно озабочены политикой своего президента в отношении Китая, поскольку она способна вызвать настоящую торговую войну с Пекином, что может привести к коллапсу всей существующей системы международной торговли. Для США это выльется в рост безработицы и резкое падение прибылей ведущих американских компаний, плотно завязанных на Китае. Это прогнозирует основной деловой рупор США газета Wall Street Journal. При этом эксперты выражают сомнение, что подобными методами удастся нанести китайской экономике достаточный ущерб для того, чтобы принудить Си Цзиньпина к выполнению политических требований Соединенных Штатов.
Почему-то считается, что Россию проще заставить плясать под американскую дудку. Достаточно, мол, ввести экономические санкции, окружить базами и системой ПРО/стартовыми позициями для ракет по периметру границ, организовать ряд «цветных» революций в соседних странах – и вить из нее веревки. Превратить в союзника США в борьбе с основным своим экономическим соперником – Китаем.
Конечно, чтобы достичь таких целей, придется дополнительно раскошелиться – в бюджете США на 2018 год предусмотрены $6,3 млрд на программу сдерживания России. Эта программа получила даже специальное наименование – «Европейская инициатива сдерживания» (ЕИС). Она нацелена на противодействие России в Европе путем усиления присутствия там американских войск. ЕИС также предусматривает подготовку союзников по НАТО в Восточной Европе. Отдельной строкой в ней выделены $250 млн на обеспечение «защиты территориальной целостности Украины».
Ранее Пентагон обнародовал новую ядерную доктрину. Вашингтон существенно понижает порог применения ядерного оружия, оставляет за собой право использовать его в случае нападения на Соединенные Штаты и их союзников. Речь идет не только о применении ядерного, химического или биологического оружия. Поводом для применения ядерного оружия может послужить даже масштабная хакерская атака. Россия и в этом контексте названа одним из ключевых соперников наряду с Северной Кореей, Китаем и Ираном.
Стратегия национальной безопасности США (без намека на какой-либо фиговый листочек) провозглашает как основную форму осуществления международной политики насилие. Европа уже давно отвыкла от подобного с ней обхождения. Трамповская словесная брутальность еще может как нормальное явление (и то с натяжкой) восприниматься американцем, а для европейского уха она становится неприемлемой.
Это приводит к поразительному и неожиданному для Трампа результату. Пока неясно, понимает ли он, что происходит? Президент США из признанного всем Западом международного лидера постепенно скатывается к лидерству только для англосаксонских стран. А это свидетельствует о перемене в позиции Европы и России в новой глобальной системе.
За утверждением насилия новой формой международной политики просматривается грубое стремление выдвинуть Европу в качестве первого огневого рубежа обороны (или нападения), на который, по этому замыслу, должен обрушиться основной удар со стороны России в случае возникновения ядерного конфликта.
Размещение американской якобы ПРО и российских «Искандеров» в Калининграде вроде бы должно убедить американцев, что все идет по задуманному ими плану, и успокоить. Так бы и было, если рассматривать своего противника (Россию) и союзника (непонятно, насколько в этом вопросе европейцы могут рассматриваться в качестве союзников, а не козлов отпущения) – Европу простачками, неспособными проникнуть в глубину американской стратегической мысли.
«Искандеры» в сложившейся обстановке выполнили свою роль в отношении европейских стран. Без них отрезвление Европы не наступило бы столь быстро.
Американцы же просчитались дважды. Ну, стоят себе ракеты в Калининградской области, никого не трогают, только показывают европейцам, что было бы с ними, если… Их там не так много, но при случае вполне достаточно. Со временем они могут быть заменены современными – гиперзвуковыми. Они уже на подходе. Чтобы уж без вариантов. Основные же наши ответные меры на всякие пакостные шаги США в Европе и других странах по периметру России направлены исключительно в отношении территории самих Соединенных Штатов. Они не должны в этом сомневаться и строить какие-либо иллюзии.
Здесь у России есть колоссальное преимущество – океан. Долгие годы он позволял американцам вести войны в разных точках мира без риска столкнуться с врагом на своей территории, был непреодолимым препятствием на пути любого противника.
Сегодня же океан представляет для Соединенных Штатов основную угрозу. России все менее становятся нужны межконтинентальные баллистические ракеты, которым необходимо прорываться через европейскую ПРО. Их уже способны заменить малые тактические ракеты с ядерной боеголовкой, которые можно разместить в глубине океана на малых платформах на расстоянии четыре-пять тысяч километров от конкретных целей на территории США. Есть и те, что могут ждать своего часа на глубине за десять тысяч километров от своих целей. В их компьютеры заложены конкретные программы, на которые невозможно повлиять извне – доставят свой смертоносный груз в точно назначенное место и время.
В распоряжении Трампа пока еще имеется довольно сильное оружие – печатный станок, ежегодно выплевывающий миллиарды ничем не обеспеченных новых «зеленых фантиков». Однако совместными усилиями России, Китая и ряда других заинтересованных стран, в том числе считающихся пока союзниками США, эра господства доллара в международной торговле может скоро закатиться. Начало положено в виде заключения договоров между рядом государств о взаимных расчетах в национальных валютах. Многие страны, понимающие, куда идет дело, уже стараются избавиться от своих долларовых авуаров в пользу золота. И это не только Россия и Китай. Многие европейские страны, в их числе Германия, стремятся вернуть свои золотые запасы, хранящиеся в банках США. Как сказал бы один недоброй памяти советский горе-политик: «Процесс пошел!». И он пойдет, как снежный ком с горы, когда США начнут, наконец, развязывать гордиев узел своего астрономического внешнего долга.
Не исключено, что тогда американцы поймут, что у них совсем не осталось ни союзников, ни друзей. Что их и не было вовсе, а были только вассалы, которым их роль совсем не нравилась и которые за предложенный им доллар уже не будут рассыпаться в благодарностях, а, как сказал один литературный персонаж, «будут давать в морду».