Торжок - мекка армейской авиации
Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».26.10.2012
28 октября — День армейской авиации
Центр боевого применения и переучивания лётного состава (авиационного персонала армейской авиации) в Торжке настолько часто посещают представители СМИ, блогеры, различные делегации, что его военнослужащие в шутку переводят аббревиатуру ЦБП как «центр бесплатных показов». Все гости с большим интересом знакомятся с эксплуатируемой техникой, посещают музей вертолётов. Не так давно в штабе части открыта музейная экспозиция. Она ярко и красиво рассказывает о главном богатстве - людях, служивших в Центре. Многие из них прошли «горячие точки», ликвидировали последствия аварии на Чернобыльской АЭС, участвовали в миротворческих миссиях. Ряд военнослужащих по праву считаются легендарными личностями армейской авиации и ВВС.
Навряд ли где-то в мире найдётся ещё такое место, где экскурсовод, действующий военный лётчик с боевым опытом, своими ответами на вопросы способен удовлетворить любопытство дилетанта и профессионала. За всем этим парадным фасадом ведётся кропотливая, ежедневная работа. В подробностях о ней можно узнать, только ознакомившись с различными грифовыми документами.
На ряд вопросов нашего специального корреспондента ответил заместитель начальника ЦБП и ПЛС полковник Игорь БУТЕНКО.
- Игорь Владимирович, какие главные приоритеты в деятельности ЦБП и ПЛС?
- Центр в первую очередь занимается исследовательской работой по технике, которая должна пойти в строевые части. Все новые типы вертолётов прежде всего должны пройти опытную эксплуатацию для выявления сильных и слабых сторон. Промышленность в конце этой опытной эксплуатация обязана устранить выявленные недостатки.
Помимо этого, ведётся работа по устранению замечаний, полученных в ходе работы ГЛИЦ и при выполнении полётов на типе вертолёта в лидерной строевой части. Представители промышленности практически живут в Торжке и устраняют выявляемые неисправности.
Лётчики проводят колоссальную исследовательскую работу, связанную с тактикой ведения воздушного боя, атак различных наземных и воздушных целей. Она разрабатывается с расчётом на средний уровень подготовки - «Военный лётчик третьего класса» с налётом порядка 200—300 часов. Далее идут программы совершенствования, при их освоении отрабатывается выполнение более сложных задач.
Вторая наша главная задача - переучивание лётного состава.
Во времена союзного государства у нас проводилось переучивание лётного состава. По ряду известных причин с 1990-х годов лётный состав проходит у нас только теоретическое переучивание и получает практику только по эксплуатации новой техники. Затем они возвращаются в свои строевые части с нашими инструкторами и там проводится дальнейшее практическое переучивание лётного состава.
Главком ВВС принял решение, что со следующего года на нашей базе будет проводиться теоретическое и практическое переучивание личного состава армейской авиации. В том числе станут проводиться сборы по различной специфической тематике, связанной с боевым применением армейской авиации.
Ещё одно решение главкома ВВС в этом году связано с сокращением военпредов на авиазаводах. Теперь в командовании военных округов, а также в Центре будет определённое количество личного состава, подготовленное по программе лётчиков-испытателей в объёме, необходимом для принятия авиационной техники от промышленности.
Фото Юрия БЕЛОУСОВА.
- Военнослужащие ЦБП и ПЛС - прежде всего инструкторы, исследователи или испытатели?
- В официальном наименовании должностей авиаторов Центра написано: «Лётчик-исследователь», «Инструктор-исследователь». У нас в эксплуатации находится 15 типов вертолётов, и это не считая модификаций. Наши специалисты инженерно-авиационной службы - это профессионалы высшей категории. Весь лётный состав занимается исследовательской работой, даже все лётчики-операторы в штатах части инструкторы-исследователи. Случайные люди к нам попадают очень редко, и они, как правило, не выдерживают ритма и объёма выполняемых задач.
- Расскажите в чём суть исследовательской работы.
- По приходе в Торжок новой техники они начинают её изучение. Затем проводится опытная эксплуатация новых машин. Одновременно с этим ведутся исследования в плане эксплуатации и применения различных комплексов установленных на вертолётах. Кроме того, личный состав Центра принимает участие в проведении других различных научно-исследовательских работ (НИР). В дальнейшем после выполнения огромного объёма работ и на основании полученных результатов пишутся различные научные монографии, руководящие документы.
Любую аппаратуру, устанавливаемую на вертолёты, испытывает ГЛИЦ, а ее эксплуатацию на земле и в воздухе, тактику боевого применения исследуют в Центре и разрабатывают документы, в которых указаны правила, требования, ограничения по использованию новых комплексов, в том числе и в боевой обстановке.
- При проведении исследований с кем взаимодействуете?
- Главный наш партнёр-руководитель - 30-й институт. Он утверждает тактико-технические данные для новых вертолётов, определяет тематику НИРов, проводимых нами, и оказывает необходимую помощь в плане проведения исследовательской работы.
Центр - это буфер между промышленностью и войсками, которые будут воевать на предлагаемой технике. Наш основной потребитель в войсках. Он эксплуатирует вертолёты на основании документов, разработанных нами. Лётный состав из войск проходит у нас переучивание. Он высказывает свои претензии, пожелания, предложения по новой технике. Поэтому всё, что хочется нашей армии относительно вертолётов, в большей степени знаем мы, а не кто-то другой.
Взаимодействуем с промышленностью. Когда выявляем какой-либо недостаток, что-то сделано не так, как необходимо для эксплуатации техники в строевых частях, то оформляем акты, рекламации, предложения, рекомендации, требования. На их основании промышленность выполняет необходимые доработки, изменения или пытается доказать нашу неправоту.
Здесь и начинается битва бумаг. Мы обосновываем свои требования, а в ответ нам показывают техническое задание, в соответствии с которым и было всё сделано. Приходится нарабатывать статистику, которая подтверждает наши требования. В итоге промышленность делает так, как надо нам, но не всегда столь оперативно, как того бы хотелось. Причины такой неуступчивости нам понятны. Для проведения доработок, изменений нужны финансы, время и новые конструкторские решения, а они не так уж и просты, как может показаться на первый взгляд.
Наш разговор прервал телефонный звонок. Полковник оперативно решил служебный вопрос. Часть его диалога с абонентом стала наглядным подтверждением его рассказа: «Экспериментальные перепрошивки нам не нужны, если при запуске будет сбой, то выключайтесь, вызывайте представителей промышленности. Это их хлеб, пусть делают новую версию прошивки и оформляют её, как того требуют документы».
- Почему Центр не принимает таких решений на этапе испытаний или проектирования?
- Мы не участвуем в выработке технических заданий на новые типы вертолётов. Из-за этого кода техника приходит к нам, и приходится объяснять представителям промышленности, чем нас не устраивает их новинка, что в ней сделано не так как, необходимо тем, кто будет её эксплуатировать в строевых частях.
Центр добивается участия в НИОКР, ОКР, выработке ТЗ, участия в оценке результатов заводских и государственных испытаний. Нас слушают, с нами соглашаются, но ситуация не меняется. По большому счёту и это понятно. Ведь нас не устроят предложения: «доработаем позже», «сделаем на следующем этапе».
У промышленности имеется план, сроки, ради которых разработчики идут на различные ухищрения и оформляются различные документы, способствующие этому. В итоге техника признаётся сделанной, приходит к нам, и тут выясняется, что за ней тянется шлейф задолженностей.
Юридически техника имеется, а фактически её надо ещё долго доводить до полной кондиции, до соответствия требованиям войск. Как у нас шутят, «награды, премии раздали, технику приняли, а теперь будем её делать».
Сейчас работы очень много. Заканчивается опытная эксплуатация Ми-28Н, следом идёт Ка-52, а за ним Ми-35М. Ожидается опытная эксплуатация Ми-26Т2. Промышленность работает на полную мощность.
- Какое качество изготовления новой техники?
- Сами по себе проекты машин «немолодые». Их начали создавать давно, но потом в стране последовал финансово-экономический провал. Сейчас приходится нагонять, устранять образовавшееся отставание от лидеров мирового вертолётостроения. В некоторой степени и за счёт качества. Если раньше Арсеньевский или Ростовский вертолётный заводы выпускали около 30 машин в месяц, то сейчас это, грубо говоря, годовой объём по их возможностям. Мы сторонники того, что «лучше меньше, да лучше». Погоня за валом ведёт к ситуации, когда одни громко рапортуют о выполнении плана, а их представители потом сидят на авиабазах и устраняют дефекты, замечания, выявляемые в процессе эксплуатации.
Например, сделали новые модификации Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ-5. Потенциал у машин большой, иностранцы ими довольны. Мы же в ходе их эксплуатации на основе нашей тактики и с учётом особенностей отечественного боевого применения оформили множество замечаний, предложений. Улан-удинский завод ещё летом отреагировал и сообщил, что в начале следующего года начнёт вносить изменения, доработки в технологию изготовления, а также будут выполняться конструктивные изменения машин.
Их внешний вид на этом этапе не претерпит кардинальных изменений.
http://www.redstar.ru/index.php/compone … F2aWF0c2lp
И ещё в тему:
Пилоты для вертолётных бригад
Андрей БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».26.10.2012
В войска пришли лётчики-инженеры, выпускники 2012 года Сызранского филиала Военно-воздушной академии.
В канун Дня армейской авиации в Сызранском высшем военном авиационном училище лётчиков, ставшем в ходе реформирования Вооружённых Сил филиалом Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», началась привычная для осенней Сызрани церемония выпуска молодых лейтенантов.
У стен городского кремля, возле братских могил погибших воинов прошло торжественное вручение первых офицерских погон бывшим курсантам. А на следующий, субботний, день было назначено традиционное построение личного состава всех частей филиала ВУНЦ и 339-й учебной авиационной базы - бывшего Сызранского учебного авиаполка – на площади им. Ленина.
Молодые лейтенанты на этой главной площади старого волжского города получают дипломы лётчиков-инженеров и прощаются с Боевым знаменем училища, где провели пять лет.
У нынешнего, 59-го по счёту выпуска свои особенности. Так, потомственный военный Максим Грабчук перед поступлением в Сызранское ВВАУЛ окончил Московскую областную общеобразовательную школу-интернат с первоначальной лётной подготовкой имени трижды героя Советского Союза А.И. Покрышкина в пгт Монино Московской области. За время обучения в школе получил налёт 33 ч. 30 мин. на вертолёте Ми-2У.
Принимал участие во Всероссийском конкурсе «Космонавт-2007», где его команда заняла призовое место в общем зачёте, а в личном первенстве он сам - первое, и по итогам олимпиады выиграл «Путёвку главнокомандующего ВВС на поступление в вуз ВВС». В войска военный вертолётчик лейтенант Грабчук едет с женой Олесей, военнослужащей контрактной службы, и годовалой дочерью Мирославой.
Перед поступлением в Сызранское ВВАУЛ первоначальную лётную подготовку курсант-отличник Александр Чухнин получил в Челябинской школе-интернате.
За время обучения в училище успешно освоил четыре типа вертолёта, общий налёт у него превысил 120 часов.
С 2010 года стипендиатом Премии министра обороны был призёр олимпиад по математике, информатике, участник межвузовских научных конференций ульяновец Александр Германюк. За время обучения в училище он освоил вертолёты Ми-2 и Ми-8Т (ТП, МТ), общий его налёт превысил 130 часов.
С 2011 года являлся стипендиатом Премии министра обороны и уроженец чувашской деревни Большие Абакасы Евгений Иванов, также ставший призёром многих вузовских олимпиад. Эти выпускники Сызранского филиала Военно-воздушной академии 2012 года - его гордость.
По традиции, заведённой бывшим начальником СВВАУЛ генерал-майором авиации запаса Виктором Уколовым, ныне первым заместителем главы администрации Сызрани, перед выпуском в филиале состоялся день открытых дверей.
Родители и родственники бывших курсантов смогли ознакомиться с учебными корпусами, где их дети в течение пяти лет получали профессию военного лётчика-инженера, и поблагодарить командиров курсантских подразделений, преподавателей и лётчиков-инструкторов, которые помогли бывшим школьникам превратиться в офицеров армейской и флотской авиации.
Сам генерал Уколов гордится своей сызранской alma mater и является её патриотом:
--------------------
Продолжение под катом:
Продоолжение статьи Пилоты для вертолётных бригад
На снимке: один из лучших выпускников 2012 года Сызранского филиала ВВА
Максим ГРАБЧУК перед очередным вылетом.
Сам генерал Уколов гордится своей сызранской alma mater и является её патриотом:
- Сегодня здесь обучаются 230 иностранных граждан, около 600 будущих российских лётчиков армейской авиации.
Исторически сложилось так, что 60-70 процентов курсантов - жители Поволжья, из которых половина живут в нашей области, а четверть - в Сызрани. Ещё в школе ребята общаются с героями, выпускниками училища и, конечно, хотят повторять их подвиги. В общем, сызмальства многие ориентированы на поступление в училище. В Сызранском училище стены дышат памятью о героях-вертолётчиках, учившихся здесь.
Это положительно сказывается на успеваемости курсантов. Они должны знать, например, что за этим столом сидел их однокашник, бывший командующий армейской авиацией Вооружённых Сил РФ Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Виталий Павлов, на этой кровати он спал, а в этом классе получал знания...
Несмотря на все слухи, кузница лётных кадров для армейской и флотской авиации и всех силовых структур России жива и будет жить.
Временно исполняющий должность начальника филиала полковник Андрей Моисеев так рассказал о нынешнем выпуске:
- В части Военно-воздушных сил и другие силовые ведомства из стен филиала уходят 176 наших выпускников. Мы подготовили и выпустили очередную группу молодых лётчиков для авиации дружественных стран ближнего зарубежья. Большинство наших воспитанников уйдёт на авиабазы ВВС России. Часть из них отправится для прохождения службы в авиацию ФСБ, МЧС и МВД. Что очень важно, каждый из этих молодых офицеров назначается на конкретную должность. Ещё несколько лет назад, на пике сокращений в военной авиации, многие распределялись фактически в никуда, но эти времена позади. Военные пилоты вертолётов сегодня очень востребованы. Наши выпускники в перспективе будут служить в вертолётных бригадах, создаваемых в военных округах и общевойсковых армиях.
В настоящее время в Сызрани, Пугачёве и Соколе созданы три авиационные базы - так сейчас называются бывшие учебные авиационные полки.
Мы продолжаем подготовку пилотов для Военно-воздушных сил. Перспективы есть и в плане международных контактов.
Сейчас мы готовим кадры для ВВС многих стран мира: Армении и Казахстана, Киргизии и Таджикистана, Китая и Вьетнама, Гвинеи и Бурунди, Анголы и Лаоса, Джибути и Мали, Монголии и Чада, Судана и Никарагуа...
Диплом нашего учебного заведения котируется в авиации многих стран дальнего и ближнего зарубежья. Подготовка иностранных лётчиков существенно укрепляет нашу учебно-материальную базу. В обозримом будущем - выделение филиалу около 100 млн. рублей для совершенствования учебного процесса.
К нам поступает современная авиационная техника - новые лёгкие вертолеты «Ансат-У» и Ка-226.
Ранее прошли капитальный ремонт и обновление на авиационных заводах 55 вертолётов различных типов. На этой технике можно летать и обучать курсантов. На базе нашего филиала будем готовить и авиационных технических специалистов. Срок обучения для них определён в два года и девять месяцев.
А по окончании присваиваться им будет звание сержанта.
Такая система подготовки позволяет сохранить в нашем сызранском филиале Военно-воздушной академии квалифицированные профессорско-преподавательские кадры.
Среди наших ветеранов – профессор кафедры аэродинамики и динамики полёта полковник запаса Пётр Васильев, бывший лётчик-инструктор, чемпион мира по вертолётному спорту, имеющий свыше 4 тыс. 650 часов налёта на различных типах вертолётов.
32 года преподавательского стажа у профессора кафедры боевого применения авиационного вооружения полковника запаса Владимира Масленникова. Он - почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Свыше 37 лет трудится в нашем вузе доцент кафедры иностранных языков Галина Иевлева, благодаря которой многие наши курсанты в совершенстве освоили и свободно владеют авиационным английским языком.
46 лет проработал в училище специалист по воздушному праву и авиационной безопасности старший преподаватель подполковник в отставке Владимир Михайлович Степанов. С 1980 года служил в училище, а сейчас работает старшим преподавателем кафедры эксплуатации вертолётных двигателей подполковник в отставке Анатолий Трофимец, признанный знаток конструкции и эксплуатации авиационной техники.
Благодаря таким замечательным людям Сызранское училище готовит достойных лётчиков-инженеров для вертолётных частей Вооружённых Сил РФ и других силовых структур России, хороших пилотов винтокрылых машин для ВВС зарубежных стран.
http://www.redstar.ru/index.php/compone … JyaWdhZA==