ОСЕТИЯ
Осетинское застолье — это всегда ритуальное действие, молитва, и подчинено строгой последовательности тостов, действий, иерархии тех, кто сидит за столом.
Во главе — старший, слева и справа — его помощники, они руководят всем процессом, они произносят основные тосты-молитвы и распределяет между участниками ритуальные блюда.
Голова жертвенного животного, три пирога, три ребра и шашлык из печени животного ставятся возле старшего в начале стола, над ними он молится.
Перед тем как приступить к трапезе, самым младшим из присутствующих старший дает попробовать пироги и пригубить ритуальный напиток
— традиционное осетинское пиво, почти безалкогольное.
Про осетинские пироги знают многие далеко за пределами Осетии, но мало кто понимает, что это блюдо ритуальное и является частью молитвенной трапезы.
Пироги, как правило, круглые, но бывают и треугольные.
На праздниках подается три пирога, на печальных событиях — два.
«Наши три пирога — это Всевышний, мир людей и мир мертвых. Когда похороны, средний пирог убирают, он как бы уходит из нашего мира в другой, который мы не видим. Потом пирог делят на восемь частей. Это дух и плоть. Тот же самый крест, просто вписанный в круг, равносторонний.
Считается, что в человеке для гармонии и равновесия должно быть поровну духовного и плотского.
Когда что-то преобладает — это значит, что не хватает чего-то другого. Таково осетинское мировоззрение», — поведал Батрадз.
Почти в каждом осетинском дворе, даже среди многоэтажек, стоит специальное здание — хадзар, для проведения кувдов (кувд
— священная молитва и застолье).
Жители нескольких домов собираются здесь на празднование каких-либо событий, включая традиционные праздники.
Уастырджи посвящен главный праздник Осетии — Джеоргуыба.
Этот праздник приурочен к окончанию сельскохозяйственных работ и отмечается в конце ноября в течение недели — от понедельника до понедельника.
В воскресенье, накануне праздника, закалывается жертвенное животное — бык или баран, в зависимости от размаха события.
Этот день так и называется — «день закалывания быка». Во время праздника осетинам запрещается употреблять в пищу свинину и курицу.
Осетинское застолье похоже на урок или занятие.
Сидишь, слушаешь старших и на ус мотаешь, ведь потом пригодится. Это школа жизни.
У осетин испокон веков распускать свой живот, быть пьяным или отъедаться было позором. Все джигиты были подтянутые.
Наедаться — это на втором плане, а самое главное — это делать обряд. Потихоньку ешь, пьешь, сколько можешь.
«Святых у нас очень много. Для любого случая жизни: для дома, погоды, земли, детей, женщин, зверей, рыбы.
Начиная с Рождества, с Нового года идет годовой цикл праздников», — объяснил Казбек.
Об уникальной ситуации в республике говорит игумен Стефан:
«Православие и традиционализм в Осетии очень переплетены, много споров.
Крещеные начинают думать, что они богословы, и критикуют традиционные моменты.
Осетия настолько пропитана православием, что человек, который на самом деле разбирается в православии, поймет, что народ тут православный.
https://lenta.ru/photo/2019/06/15/northosetialania/