Свинной след в массовой культуре
Человечеству настолько полюбились милые хрюкающие и визжащие «пятачки», что оно с удовольствием уделяет этим четвероногим особое внимание и в массовой культуре. Это так называемая культура, которая популярна и преобладает среди широкого слоя населения. Она может включать в себя спорт, музыку, массовую литературу, медиа пространство и т.п. В этом можно убедиться на следующих примерах.
Начнем с массовой литературы, а точнее с комиксов. Многим знакомы копилки в виде свинок, а ведь это неспроста. Так в некоторых странах Азии, таких например, как Корея или Китай, хрюшка является символом богатства, удачи и благополучия. Поэтому гражданин этих государств, которому случайно приснилась свинья, бросает все дела и срочно отправляется приобретать лотерейный билет. В Западной Европе свинья также достигла не меньших успехов, став символом накопительства.
Вот и британский художник Эй Джей Каллан (A J Callan) создал серию работ посвященых свиньям-копилкам, которые живут обычной человеческой жизнью, потому как сходство человека и свиньи - достаточно популярная тема в искусстве. Однако, автор не только иллюстрирует будни современного общества, но и выворачивает наизнанку выражение "вести себя по-свински", заставляя задуматься, так ли хорошо "вести себя по человечески". Но Каллан руководствовался не внешним сходством. Свинья-копилка - олицетворение человеческой бережливости, символ накопления материальных благ. Автор показывает, что даже в накоплении нужно знать меру, чтобы не превратиться в итоге в диккенсовского Скруджа или гоголевского Плюшкина.
Можно отметить комикс знаменитого автора Стефана Пастиса, работы которого в настоящее время публикуются в более чем 250 издательствах - это « Бисер перед свиньями». Он стал популярным в буржуй-нете, а после был переведен и в ру-нете. Хотя свинтусы внем отображены не в розовом цвете. Свинья - ключевой персонаж комикса «Бисер перед свиньями», ленивый и несообразительный неудачник, которого ранее выгнали даже из клуба свиней.
Еще один комикс карикатуриста и сценариста Энди Райли (Andy Riley), автора знаменитых «Кроликов-самоубийц» . Манера рисования все та же, но на этот раз героиней трагикомичных жизненных ситуаций стала вредная, эгоистичная свинья, которая всем все портит ради собственной выгоды. Ну, например , у свиньи, выходящей из кабинета в центре пластической хирургии . спрашивают: «А платить?!». И в ответ: «Я же не стала похожа на Джорджа Клуни…». Или вот, мысли свиньи, сидящей перед столом сервированным мясными деликатесами: «Свиные отбивные, колбаски, окорок… Терпеть не могу эту еду, просто хочу, чтоб другие свиньи умирали». Довольно узнаваемый образ, не так ли?
Но не будем о грустном. Разбавим неприятные картинки пафосом и патриотизмом. Я хочу рассказать о легендарном герое Порко Россо и одноименном аниме, отснятом в 1992 году. Действие мультфильма происходит в 1929 году на Адриатике. Главный герой, пилот Марко Паготт - участник 1-й мировой войны. После её окончания Марко разочаровался в людях и в жизни до такой степени, что навлёк на себя проклятие: частично превратился в свинью. После прихода к власти фашистов в Италии, он стал называть себя Порко Россо и начал работать на государство: охотиться на воздушных пиратов, грабивших торговые суда и богатые яхты. Следы Порко Россо иногда встречаются в других мультфильмах .
Так, в фильме Кондо Ёсифуми «Шёпот сердца» фигурируют настенные часы с надписью на циферблате Porco Rosso. В фильме «Пом Поко», в сцене Парада Призраков, есть кадр, где на заднем плане пролетает Порко на знаменитой красной «Савойе». В телефильме «Здесь слышен океан» Порко обедает в школьной столовой во время праздника.Во французском дубляже фильма роль Порко озвучил французский актёр Жан Рено. В прославившем его фильме «Леон» герой Рено произносит фразу «Свиньи лучше, чем люди». Это дань уважения Миядзаки и роли в «Порко Россо». В 2012 году ожидается продолжение фильма, под названием «Порко Россо 2. Последний вылет», над которым работает студия Ghibli. В этом фильме Порко Россо вылетит последний раз.
Нельзя не вспомнить и представительниц слабого пола. Самой знаменитой и узнаваемой среди своих сородичей можно назвать,с полной уверенностью, Мисс Пигги. Да-да, та самая гламурная и эгоцентричная свинка-актриса из супер популярного «Маппет-шоу» (The Muppet Show). Дебют Мисс Пигги состоялся в 1976 году в первом сезоне этого шоу. И этот дебют был таким успешным, что свинка-актриса, так желающая добиться славы, стала самым любимым, популярным и узнаваемым среди зрителей персонажем шоу. За пять лет вышло пять сезонов (120 получасовых выпусков). В каждом выпуске участвовали приглашённые знаменитости, среди которых: Шарль Азнавур, Сильвестр Сталлоне, Стив Мартин, Рудольф Нуриев, Элтон Джон и многие другие.
За время существования шоу, а оно было закрыто в 1998 году, Мисс Пигги успела засветиться на обложке такого серьезного издания как New York Times вместе с созадетелем Джимом Хенсоном и партереом по шоу лягушенком Кермитом. Популярность Мисс Пигги набирает обороты и уже такие журналы как People и Life хотят видеть ее на своих обложках. Красотка пропогандирует свой стиль на обложах Guide to Life и TV Guide и даже участвует в рекламной компании Polaroid. Она успела выпустить книгу «На кухне с Мисс Пигги», которая, в принципе, оказалась пародией на кулинарную книгу Опры.
В 2011 году Американцы признали забавную свинку из «Маппет-шоу» сверхновой иконой стиля. Красотка стала персонажем гламурной фотосессии для ноябрьского номера глянцевого издания «InStyle Magazine». Прекрасная свинка примерила наряды от известных дизайнеров - платья от Марка Джейкобса и туфли от Кристиана Лабутена. Популярный бренд косметики MAC также выбрал симпатичную куклу-свинку лицом ноября.
Мисс Пигги представляет лимитированную линейку - это тени Miss Piggy Pink Mid-tone blue-pink (Frost); угольно-черная подводка и накладные ресницы.
И у кого после такого повернется язык сказать, что куклы не похожи на людей?
Свинки-меломаны
Уж не знаю, как там свиньи разбираются в апельсинах, но в музыке знают толк.
Да, вот хотя бы вспомним веселых поросят из сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом». Чудесно показаны в одноименном мультике – веселая компашка поющих пятачков с мамашей-свиньей, зажигательно им акомпонирующей. Ну, это так, просто приятные детские воспоминания.
А если серьезно, то ученые доказали, что наши четвероногие хрюкающие любимцы очень даже различают музыку. И на различную музыку реагируют по разному. К примеру, несколько лет назад в Германии случилось нашествие диких кабанов. Отчаявшийся фермер использовал такой любопытный метод: ему пришла в голову идея попытаться их отпугнуть современной музыкой. Перепробовав несколько десятков певцов, певиц и рок-групп, он обнаружил, что кабаны в панике убегают, едва заслышав пение, извините, Бритни Спирс. Ну, всем хороша эта певица, а вот голос ее дикие кабаны слушать почему-то не могли.
А вот другой кабан из Одесской области вел себя совершенно по-другому. Однажды в лесу он встретил пенсионера, которого до смерти напугал и загнал на дерево. Испуганный дедушка не знал, что ему делать, как ему отогнать рассвирепевшего зверя. Он кидал в него всем, что было под рукой. Когда все запасы предметов были исчерпаны, он с горя включил висевший на его животе транзисторный приемник. И с кабаном произошло нечто странное. Он присмирел, уселся перед деревом и стал вожделенно внимать звукам, доносящимся из транзистора. Через некоторое время секач успокоился, подобрал все съедобное, что набросал ему несчастный пенсионер, и удалился восвояси. Но какую же музыку слушал разъяренный кабан? Это осталось неизвестным.
Известный американский зоолог Э. Мен-цель, изучая "язык" животных, пришел к выводу, что если по "развитию речи" ближайший родственник человека - обезьяна занимает первое место, то второе - по праву принадлежит свинье. Австралийский зоолог Г. Макбрайд, наблюдая за 30 свиньями, заключил, что эти животные обладают значительно большим запасом смысловых звуков, чем какое-либо другое домашнее животное. Ученые отмечают, что поросята издают 25 различных звуков, используя свои голосовые связки. Совершенной неожиданностью явилось то, что свиньи любят слушать музыку и могут "музицировать". Например, поросенок из южно-английского графства Кент, заслышав по радио зажигательную музыку, начинал "подпевать", похрюкивая в ритм понравившимся звукам.
Свиньи даже славятся своей музыкальностью. В одном американском шоу свинья исполняет рефрен без единой фальшивой ноты. А в мире кино прославился боров по кличке Арнольд. Он «играл» на фортепиано, открывал и закрывал дверь, доставал пищу из холодильника, катался на роликовых коньках. Копытцем включал телевизор и с удовольствием смотрел вестерн. В 1966 году талантливому борову вручали премию «Патси», соответствующую «Оскару».
В Европе, после ряда исследований, стали использовать музыку при откорме свиней. Свиньи, которые слушали ежедневно классическую музыку, быстрее набирали вес, меньше болели и не скучали. Вероятно поэтому в новых свинарниках стараются устанавить не только автоматизированную систему питания, но и … музыкальную.
Звуки музыки могут вызывать у свинтусов даже определенный рефлекс, как всегда, закрепленный кормлением. Интересный эксперимент был проведен в одном из совхозов Московской области. Здесь одновременно с раздачей в кормушки подкормки включали маршевую музыку. Уже через два дня было замечено, что только при одном включении музыки (без раздачи подкормки) свиньи дружно подходили к кормушкам, и если в них оставались недоеденные корма, быстро их поедали. Тогда решили попытаться использовать подмеченную особенность животных для облегчения трудоемкого процесса их взвешивания. Опыт удался: свиньи, заслышав музыку, сами охотно шли на весы.
На далеком африканском континенте также следят за новинками в зоотехнологии. Так, в Руанде продвинутые фермеры практикуют выращивание свиней по бельгийской технологии с использованием музыки. Некто Эдмунд Ндизей называет себя «свиным диск-жокеем». Он регулярно даёт свиньям слушать хип-хоп, регги, ритм-н-блюз, любовные песни и некоторую африканскую музыку. Говорит, что свиньям это очень нравится. После кормления фермер включает спокойную музыку, чтобы они смогли расслабиться и переварить еду. Затем он включает более агрессивную музыку хип-хоп, чтобы они набрались энергии. Африканец сам оценил преимущества такой технологии.
Он рассказал, что сравнил две группы свиней – одна из них была выращена при помощи музыки, а вторая – без музыки. Те свиньи, которые слушали музыку, родили в два раза больше поросят, больше весили, и их мясо было лучшего качества. Фермер искренне считает, что благодаря этому методу выращивания свиней, станет возможным бороться с нищетой и улучшить качество еды в регионе.
Вот так получается, что не все люди любят Моцарта, но, как доказывает наука, моцартовскую музыку обожают буквально все существа с пятачками.
Хавроньи в искусстве
Начнем, пожалуй, с наглядного. Имеется в виду изобразительное искусство.
Итак, немного о живописи. Многие известные художники изображали на своих полотнах свинтусов. Из более древних мастеров стоит упомянуть Альбрехта Дюрера, Джорджа Морланда, на чьих холстах красуются во всей красе лучшие представители отряда парнокопытных – свиньи. На некоторых они присутствуют, так сказать, соло, и это ничуть не умаляет прелести картины. На них свинтусы выглядят самодостаточными.А на других холстах - с представителями рода человеческого, правда не всегда мирно сосуществующими. Имеется ввиду изображение сцен охоты на диких кабанов. Например, как у Питера Рубенса.
Отдельно хочется сказать о творчестве бельгийского художника символиста Фелисьена Ропса. Современники часто обвиняли мастера в создании порнографии, так как главной героиней его работ была нагая женщина. «Воплощение бесстыдства! — ее глаза завязаны, в руке шнурок, а на шнурке свинья. Свинья указывает путь. Свинья-вожатый… Ликуй же, Черт, ликуй и хвастайся! — она доверилась свинье в своих любовных домоганьях!..
Свинья приведет куда надо» - вот предельно точное описание его знаменитой «Порнократии». Всю свою жизнь Ропс пытался понять женщину, проникнуть в самые тайные уголки ее души, понять животную мистику женского тела. Это были наиболее известные представители академической школы, работы которых отличались реалистичностью.
А теперь, немного об импрессионистах. Они также, достаточно, много изображали животных и свиней в том числе. Начнем с Франца Марка и его известной картины «Свиньи». Пусть вас не пугает такая яркая цветовая какофония. Отталкиваясь от учения о цвете Гёте и немецкого физика Вильгельма фон Бецольда, Ф. Марк писал: «Синее - мужское начало терпкое и духовное, желтое - женское мягкое и радостное, красное - цвет материи брутальный и тяжелый, это цвет, оспариваемый двумя названными выше и побеждаемый ими» . Для Ф. Марка помимо цвета значение символа, метафоры приобрел и образ животного, более прекрасного и чистого, более гармоничного, чем образ человека. И уж точно, никак не обойти вниманием великого Пабло Пикассо. Его известные рисунки животных. Как ,наверное , догадался читатель среди них имеется и рисунок свиньи. Точнее рисунок «Свиньи», который был сделан художником для писательницы Гертруды Стайн. На нем свиньи изображены очень реалистично и пока еще нет никаких признаков предстоящего гения кубизма. На более позднем рисунке «Свинья» линии,фактически, сведены к минимуму. Это, вероятно, можно было бы назвать схемой. Все настолько просто и лаконично.
Какая-то очаровывающая простота. Такой путь к лаконизму описывает следующий случай с Пикассо. В Валлорисе ему позировала одна молодая, красивая американка. Он сделал десятки рисунков, писал ее маслом. На первом портрете американка весьма напоминала ту, которую видят ее окружающие. Ни один сторонник реализма не найдет, что возразить. Постепенно Пикассо начал разлагать лицо. Видимо, модель ему раскрылась не только в своей ангельской внешности. Он нашел черты, выдававшие ее характер, начал их изучать. "Но это свинья в кубе", — сострил стоящий рядом со мной посетитель выставки, глядя на десятый портрет американки, не подозревая, что портрет красавицы, приведший его в восхищение, был первым портретом "кубистической свиньи". Не зря говорят, что все простое – гениально, а все гениальное – просто.
Если говорить о современной живописи, то можно утверждать, что интерес художников к свинтусам не уменьшился. Я не стану перечислять имена современных авторов. А просто посоветую зайти на сайты арт-галерей, чтобы убедиться в правоте моих слов. Здесь можно найти и привычные работы выполненные маслом, пастелью или акрилом, и ксилографии, и цветные литографии, и линогравюры, и, что только ваша душа пожелает будь-то реализм или абстракция. Может быть и для себя любимого что-то приглянется.
Мы обошли вниманием скульптуры и памятники - более фундаментальные произведения искусства. Упомяну, сразу же, знаменитую «Свинью Мурсы». Этот шедевр может заинтересовать даже человека, у которого вопросы свиноводства не входят в круг интересов. Потому что другой такой свиньи нет во всём мире! Оттого и совестно должно быть каждому, кто знает о существовании Португалии и при этом даже не слышал о "Свинье из Мурсы". Мурса – это обычная деревенька на севере Португалии, каких много по всей Европе. Но есть в Мурсе одна достопримечательность - это памятник свинье.
Судя по величине, породистая. Историки полагают, что гранитную свинью создали ещё племена, обитавшие ещё до кельтов. Вероятно, свинья была племенным тотемом, которому они поклонялись. «Свинья Мурсы» была символом власти. В конце XIX и начале XX века местная власть то и дело переходила от сторонников монархии к прогрессистам и наоборот. Когда власть брали монархисты, они красили свинью в зелёный цвет, а когда верх брали прогрессисты, то они перекрашивали её в красный цвет. Сейчас свинья сохраняет свой цвет натурального гранита, и уже давно никаких бурных политических демонстраций вокруг памятника никто не устраивает.
Вот еще один пример - скульптурное стадо бронзовых поросят, мирно пасущихся на въезде в городок Цонс, что расположен неподалеку от Дюссельдорфа (Германия). Они напоминают о славной победе жителей города в "свином споре" с кельнским архиепископом. В далеком 1577 году тогдашний архиепископ Залентин фон Изенбург решил обложить жителей Цонса дополнительным налогом на содержание свиней. Это привело к так называемому свиному спору между архиепископом и капитулом (самостоятельный с точки зрения церковного права совещательный орган, своего рода правительство Кельнского архиепископства ), которому Цонс принадлежал. Однажды ночью солдаты архиепископа угнали стадо в полсотни городских свиней.
Возникла ссора с капитулом, архиепископу пришлось пойти на попятный. Однако свиньи к тому времени были давно съедены, их «следы» канули в Рейн, а жители города получили материальную компенсацию и право до сих пор гордиться тем, что успешно выиграли спор с архиепископом. И таких примеров монументального творчества можно привести по всему земному шару еще немеряно.
И напоследок, пример современного искусства, совсем уж наши дни. Музей современного искусства в Будапеште. В оригинальной экспозиции представлены произведения известных современных венгерских художников, а также работы Пикассо, образцы американского поп-арта и произведения социалистической Венгрии. На входе посетителей встречает свинья, пялящаяся на экран, где демонстрируется весь процесс убиения свиньи вплоть до изготовления чучела и водружения его на постамент у телевизора. Что же автор подобного перформенса хотел донести до пытливых умов посетителей музея?
В действительности настоящий художник (причем, абсолютно не важно какой – абстракционист или реалист) всегда воспринимает простые и обыденные вещи в непростом ракурсе. В результате такого особенного подхода получается то, что принято называть “произведением искусства”.
Но для художника важно другое – сумел ли он посредством своего творчества проявить те сокровенные эмоции, которые иногда так трудно бывает передать словами.
http://www.babai.ru/articles/